Волынкина Наталия Николаевна
Конспект занятия на тему «Изучение свойств соли в окружающем мире»
▼ Скачать + Заказать документы
Предварительный просмотр:
Конспект занятия с использованием экспериментирования для детей старшей группы
на тему «Соль и её волшебные свойства»
Цель: развитие познавательной активности детей с помощью экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия на тему „Изучение свойств соли в окружающем мире“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
1) систематизировать представления о свойствах соли в сравнении со свойствами
сахара;
2) обобщить знания детей о применении и значении соли в жизни человека;
3) закреплять умения делать выводы, умозаключения по результатам проведённых опытов.
Развивающие:
4) развивать психические процессы: мышление, внимание, память;
5) развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, разрешать проблемные ситуации путём опытов и экспериментов;
6) развивать интерес к экспериментальной деятельности;
Воспитательные:
7) воспитывать аккуратность, самостоятельность, навыки экспериментальной деятельности.
Методы и приемы:
- практические: опыты и эксперименты с солью и яйцом;
- наглядные: использование ИКТ, наблюдение;
-словесные: объяснение, обсуждение, уточнение, анализ работы.
Ход занятия:
1. Мотивация деятельности детей:
Приветствие:
Воспитатель. Давайте друзья, улыбнемся друг, другу.
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется!
Доброе утро!
Дети. Доброе утро!
Воспитатель. Ребята, когда я шла на работу, на пороге группы я увидела посылку.
Наверное это для Вас. Может быть откроем её и узнаем что в посылке.
(воспитатель берёт посылку достает письмо и читает его.)
«Здравствуйте дорогие дети, я хозяйка медной горы и слышала, что вы много знаете о природе. Вот и решила отправить вам письмо – загадку. А что в ней находиться вы отгадайте!
На столе стоит всегда,
Внешне белая она
И на вкус, не вкусна
Но в пищу каждому нужна.
Воспитатель. Ребята, а вы догадались о чем идет речь?
Дети. Это соль.
(Воспитатель открывает посылку, достает солонку с солью.)
Воспитатель. Правильно, это соль. Она нужна нам для того, чтобы организм получал все необходимые минеральные вещества. Когда готовят вам кушать в детском саду добавляют йодированную соль, чтобы вы меньше болели и росли здоровыми.
А зачем она ещё нам нужна мы сегодня с вами и узнаем. Дети, мы сегодня превращаем нашу группу в экспериментальную лабораторию.
А что такое экспериментальная лаборатория?
Дети. Место, где люди экспериментируют, проводят опыты
Воспитатель. А как называют людей, которые проводят опыты,
эксперименты?
Дети. Ученые
Воспитатель. Ребята я предлагаю вам, стать учеными.
А ученые, что делают?
(дети одевают фартуки)
Дети. Проводят опыты, экспериментируют.
Воспитатель. Ребята, а чтобы провести какой – то эксперимент, нужно вещество. Мы с вами сегодня будем экспериментировать с солью.
Воспитатель. А какие виды соли, вы знаете?
Дети. Морская, крупная, мелкая, каменная, йодированная.
2 Практическая часть.
Воспитатель. Сегодня мы будем проводить эксперимент с мелкой солью.
(На столах у детей стоят 3 больших стакана с водой, стакан с солью, яйца, ложка.)
Опыт №1 Определение свойств соли.
Проходите, пожалуйста, к столам.
Возьмите стаканчик с солью и понюхайте.
Есть ли у соли запах?
Дети. Нет
Воспитатель. Значит мы можем о соли,что сказать?
Дети. Соль не имеет запаха.
Воспитатель. А сейчас,я предлагаю пересыпать соль из стакана в тарелку. Что вы сделали, налили или насыпали?
Дети. Насыпали.
Воспитатель. Значит, соль какая?
Дети. Сыпучая, рассыпчатая.
Воспитатель. Возьмите стакан с водой и насыпьте в нее ложечку соли, размешайте, что произошло с солью?
Дети. Растворилась.
Воспитатель. Значит, что можно сказать еще о соли?
Дети. Соль растворяется в воде.
Воспитатель. А цвет изменился у воды?
Дети. Нет
Воспитатель. Значит соль какая? Прозрачная.
Как вы думаете, какой стала на вкус вода? Давайте с вами сейчас окунем пальчик в воду и узнаем это.
Дети. Вода стала соленной.
Воспитатель. Давайте вспомним, что мы узнали о соли. Сейчас я вам буду показывать карточки,а вы будите отвечать.
(показ слайдов)
Дети. Соль сыпучая, без запаха, соленная.
(Воспитатель, говорит детям отставить этот стакан с соль в сторону.)
Воспитатель. У всех ученных есть время, когда они отдыхают, набираются сил для дальнейших исследований.
И мы с вами давайте отдохнем, чтобы затем продолжить наши
эксперименты.
(Дети встают возле столов)
3 Разминка.
Мы шагаем по дорожке, раз, два, раз, два.
Дружно поднимаем ножки, раз, два, раз, два.
А теперь мы все потопаем, потопаем,
И ещё разок потопаем, потопаем.
Стройными, здоровыми все хотим мы стать.
Добрыми и сильными, чтоб весь мир обнять
Воспитатель. Отдохнули?
Дети. Да
Воспитатель. Продолжаем наши исследования.
Ребята, как вы думаете, соль людям нужна? И где мы её используем? Давайте посмотрим,где она нам нужна.
(показ слайдов)
Дети. В приготовлении пищи; добавляют при заготовке на зиму овощей; чистят посуду; в медицине, для полоскания горла, чтобы не болеть; зимой, чтобы не было скользко, посыпают лёд.
Опыт № 2
Воспитатель. Сейчас я предлагаю провести еще один эксперимент.
Возьмите большой стакан с водой, опустите в него аккуратно сырое яйцо. Почему аккуратно?
Дети. Потому – что оно хрупкое, может разбиться.
Воспитатель. Что вы видите?
Дети. Яйцо опустилось на дно, потонуло.
Опыт №3
Воспитатель. А теперь возьмите второй большой стакан с водой, положить в него 2 ст. ложки соли, размешайте хорошенько, опустите аккуратно сырое яйцо.
Воспитатель. Что произошло с яйцом?
Дети. Оно плавает на поверхности.
Воспитатель. Дети, а как вы думаете, почему так происходит?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Ребята, соль повышает плотность воды, поэтому в солёной воде многие предметы не тонут. Значит, что можно сказать? Если в воде много соли, вода становится плотной и предметы не тонут. Ребята, ученые называют это явление – эффект мёртвого моря.
Воспитатель. Ребята наша работа в лаборатории подошла к концу
Но чудесные свойства соли на этом не заканчиваются. Хозяйка медной горы прислала нам интересную посылку, и я предлагаю сделать для неё маленький подарок. Который мы для неё потом отправим. А подарок мы будем делать с помощью соли.
(На отдельном столике стоит графин с водой, большой стакан соли, пустой стакан, ложка, нитка, стакан для раствора.)
(Воспитатель проводит опыт, дети наблюдают.)
Опыт № 4
Наполняем стакан водой, добавляем соль до тех пор, пока она не станет растворяться, т. е. пока на дне стакана не появиться осадок из кристалликов соли.
Затем наливаем получившийся раствор в стакан и опускаем туда нитку, ставим в теплое место с комнатной температурой.
Теперь необходимо ждать. Мы будем наблюдать каждый день, как растут наши кристаллы соли.
Для этого заведём тетрадь и будем делать зарисовки нашего кристалла соли.
Воспитатель. А сейчас ребята, давайте подведём итоги нашего занятия.
Воспитатель. Ребята, вам понравилось быть ученными?
Дети. Да
Воспитатель. Расскажите,что вы узнали о соли?
Дети. Соль не имеет запаха, сыпучая, растворяется в воде, увеличивает плотность воды, предметы не тонут, не имеет цвета.
Воспитатель. Ребята, на этом наши эксперименты на сегодня закончились. Дальше мы будем наблюдать за тем, как растёт наш кристалл, а потом мы его отправим хозяйке медной горы.
Предварительный просмо