айгуль муллагалиева
Конспект на тему: дикие лесные животные.
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Дать детям полные представления о диких лесных животных : зайце, лисе, белке, волке, лосе; об особенностях их приспособления к окружающей среде.
Совершенствовать знания о диких животных, проживающих на территории Республики Башкортостан. Закрепить названия диких лесных животных.
Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.
Познакомить с интересными фактами из жизни диких животных, показать их уникальность.
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект на тему: дикие лесные животные,» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Развивать умение использовать в беседе накопленные знания.
Развивать интерес к родному краю.
Развивать зрительную память.
Развивать образное мышление, умение отгадывать загадки о животных.
Совершенствовать знания о понятиях: травоядные, хищные животные.
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение вести себя в лесу на природе.
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
Воспитывать любознательность.
Способствовать осознанию особого отношения людей к диким животным.
Предварительная работа:
Разучивание загадок, считалок по теме «Дикие лесные животные».
Дидактические игры «Кто, где живет?», «Дикие лесные животные».
Рассматривание иллюстраций (дикие животные разных стран, забота человека о диких животных, зоопарк).
Просмотр видеофильмов про диких лесных животных.
Чтение детям русских народных сказок: «Лиса и волк», «Заяц – хваста», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль»;
стихотворений Н. Костарев «Бобер», П. Воронько «Хитрый ежик»;
рассказов В. Бианки; К. Коровин «Белка»; Н Рубцов «Про зайца» и др.
Рассматривание энциклопедических книг, иллюстраций «Дикие животные».
Демонстративный материал:
Плакаты и картинки «Дикие лесные животные», рога лося, кора осины (полено, дидактическая игра «Четвертый лишний».
Раздаточный материал:
Разрезные картинки для дидактической игры «Животные Башкортостана»
Словарная работа:
Холка, горбоносая голова, крупный.
Ход занятия:
Организационный момент:
Улыбнусь я себе,
Улыбнусь я тебе,
Улыбаюсь целый день,
Улыбаться мне не лень!
Воспитатель: Улыбнёмся друг другу, нашим гостям, чтобы у нас было хорошее настроение весь день!
(дети садятся на стулья полукругом)
Воспитатель: Дети, сегодня я хочу вам напомнить о диких лесных животных, которые живут в Башкортостане.
Воспитатель: отгадайте загадку:
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета.
Дети: Заяц!
(картина зайца на мольберте).
Воспитатель: правильно!
А кто мне скажет, заяц это травоядное животное или хищное?
Дети: Заяц – травоядное животное.
Воспитатель: Что это значит?
Дети: Зайцы питаются только растительной пищей: листьями, стеблями, корнями.
Воспитатель: Правильно. Еще корой молоденьких деревьев, плодами. Едят и грибы, но самое любимое лакомство – кора осины.
(Показ коры осины).
Воспитатель: Всем вам известна загадка о зайце: «Летом серый, зимой белый». Почему так говорят про зайца?
Дети: Это способ маскировки. Летом он серый, потому что маскируется под цвет кустов и деревьев. Зимой он меняет шубку на белую - маскируется под снег.
Воспитатель: правильно. А где спит заяц?
Дети: Заяц спит в норе.
Воспитатель: Правильно. Но своего домика у зайца нет. Зимой он ночует в глубоком снегу. Шубка настолько теплая, что ему не страшен никакой мороз, а на белой снежной скатерти его трудно заметить и охотнику, и лисе. Летом спит в любой ямке под кустом или прячется под корнями большого дерева, вывернутого бурей, а весь день бегает – ищет пищу.
Послушайте следующую загадку:
С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол,
И в дупло убежал.
Дети: Это белка!
Воспитатель: Правильно.
(показываю картинку).
Воспитатель: Дети, посмотрите на картину и обратите внимание на хвост белки.
Дети: У белки пушистый загнутый хвост.
Воспитатель: Правильно. Дети, вы когда-нибудь видели, как прытко и быстро белка перепрыгивает с одной ветки на другую. При таких сложных прыжках животное использует свой хвост, словно руль и парашют, управляя им для мягкого приземления и быстрого передвижения.
Воспитатель: А где она живет?
Дети: Белки живут в дупле, высоко на дереве.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: Белка травоядное или хищное животное?
Дети: Белка - травоядное животное.
Воспитатель: Объясните, почему, чем она питается?
Дети: Белка питается грибами, орехами.
Воспитатель: Кроме грибов и орехов белка запасает на зиму желуди.
Воспитатель: Дети, а кто мне скажет, желуди - плоды какого дерева?
Дети: Желуди - плоды дуба.
Воспитатель: Правильно. А вот как белка добычу свою прячет: выкопает ямку, аккуратно в нее положит добычу. Вобьет поглубже, а сверху еще земли и сухих листьев нагребет, чтобы кто чужой не учуял.
Бывает, что чужаки съедают беличьи запасы. Но и сама белка, если наткнется зимой на чужие запасы, не постесняется и съест их. Часть запасов останется не съеденными.
Воспитатель: Молодцы. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Четвертый лишний».
(Демонстрирую детям карточку, на которой изображены четыре картинки, три из них подходят друг другу, по какому-то признаку, их можно назвать одним словом, а четвёртая лишняя.
Детям необходимо объяснить свой выбор.)
Воспитатель: Молодцы, справились с этим заданием. Отгадайте ещё одну загадку!
Знают всё о ней соседи,
Ведь живут в одном лесу.
Знают волки и медведи,
Про обманщицу …
(Лису)
Дети: Лиса.
Воспитатель: Правильно
(Показываю картину с изображением лисы)
Воспитатель: Дети, посмотрите на лису.
Какой у нее хвост?
Дети: Большой, роскошный, пушистый, красивый.
Воспитатель: Правильно. Хвост для лисы является своего рода рулем, когда она охотится за зайцами. Ведь, как известно, эти животные, когда убегают, то петляют в разные стороны, поймать их, поэтому бывает достаточно не просто. А хитрая лисица и здесь научилась ремеслу охоты. Благодарю ловкому умению рыжей управлять хвостом, ее не заносит в разные стороны при ловле объекта. А знаете ли вы, как называется лисий дом?
Дети: Нора.
Воспитатель: правильно. Нору лиса роет среди камней, корней деревьев или в расщелинах скал. Но любит лиса занимать чужие норы
Воспитатель: Дети, а лиса хищник или травоядный?
Дети: Лиса - хищное животное.
Воспитатель: А почему, чем питается лиса?
Дети: Лиса охотится на зайцев, мелких грызунов.
Воспитатель: Кого только не едят лисы: белок, зайцев, оленят, птиц и их яйца, птенцов, мышей, ящериц, змей, лягушек, насекомых. Еще любят лисы фрукты, ягоды, шиповник и мед.
Воспитатель: Правильно. А теперь. Дети, мы с вами немного разомнемся:
Физкультминутка «Звериная зарядка».
Раз – присядка. Присесть.
Два – прыжок. Подпрыгнуть.
Это заячья зарядка. “Ушки на макушке” – зайчики.
А лисята как проснутся, Потереть кулачком глаза.
Любят долго потянуться, Потянуться.
Обязательно зевнуть, Повороты туловища.
Рыжим хвостиком вильнуть. Движения бедрами вправо-влево.
А волчата спинку выгнуть Наклон вперед.
И легонечко подпрыгнуть. Прыжок вверх.
Ну а Мишка косолапый, Согнуть руки в локтях.
Широко расставив лапы, Ноги на ширине плеч.
То двумя, то всеми вместе Переступание с ноги на ногу.
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – Руки развести в стороны.
Начинает все сначала.
Воспитатель: Молодцы. Садитесь на места. Дети, а кто же ещё пришёл к нам в гости из леса?
(Зачитываю загадку).
Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый …
(Лось)
Дети: Это лось.
(показываю картину с изображением лося)
Воспитатель: Дети, посмотрите, что интересного во внешнем облике лося?
Дети: Лось - большой, рогатый.
Воспитатель: Правильно. Он крупный, у него мощные ноги, горбоносая голова, высокая холка и большие рога.
Но иногда рога надоедают лосю. И он их сбрасывает в ноябре-декабре и ходит без них до мая. Лось быстро бегает. И в наших лесах лось считается одним из самых крупных.
А у меня для вас есть сюрприз. Я гуляла по лесу и нашла рога. Посмотрите, что у меня есть. Подойдите поближе (дети изучают рога).
А теперь тихонько садимся на свои места.
Люди находят рога в лесу и изготавливают из них светильники, бижутерии, шкатулки, изготавливают рамы для картин, столики и т. д. Любые изделия из них выглядят красиво, стильно и оригинально.
Воспитатель: А чем питается лось?
Дети: Лось питается травой и мелкими кустиками и веточками.
Воспитатель: Правильно. Поэтому лось – это травоядное или хищное животное?
Дети: Лось – травоядное животное.
Воспитатель: Как вы думаете, у лося есть свое жилище?
Дети: Нет.
Воспитатель: Да, дети, у лося нет своего жилища, он ложиться на опушке леса или около болота.
Воспитатель: У меня еще одна загадка для вас. Подумайте, кто же это?
Он по лесу всё время рыщет,
И в кустах кого-то ищет.
Слышно, он зубами щёлк,
Угадайте, это …
(волк)
Дети: Это волк.
(показываю картину)
Воспитатель: Дети посмотрите на картину, что вы можете сказать о волке?
Дети: Волк - серый, злой, сердитый, страшный, большой.
Воспитатель: А кто знает, чем он питается?
Дети: Волк питается зайцами, другими животными. Волк – хищное животное.
Воспитатель: Да. Волк – это хищное животное, то есть питается другим животными : и мелкими, и крупными. Волки живут в стаях и по одному. В нашем краю осталось не так уж много волков, и они стараются не попадаться на глаза человеку.
Волка называют санитаром леса — он уничтожает всех слабых и больных животных.
Воспитатель: А где живут волки?
Дети: Жилище волка – логово.
Воспитатель: Правильно. А теперь пришло время нам поиграть.
Игра называется «Собери животных Башкортостана».
(У каждого ребенка карточки с изображениями животных – из них надо выбрать животных Башкирии). Игра проводится за столом.
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте вспомним, о каких животных мы говорили.
Дети: О лесных животных.
Воспитатель: Совершенно верно, о лесных животных, которые называются дикими. А почему их называют дикими?
Дети: Потому что они живут в лесу.
Воспитатель: Молодцы, много вы знаете, о животных нашего края.
Дети, а как вы думаете, нужна забота человека о диких животных?
(ответы детей).
Воспитатель: А каким образом им можно помочь?
(ответы детей).
Дети: В лесу нельзя ничего ломать, преследовать насекомых и животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять
Воспитатель: Правильно, если мы не будем о них заботиться, то придет время мы их потерям. А в мире все взаимосвязано, мы об этом уже говорили. А вот дети, это красная книга, куда занесены животные, которых осталось мало на земле. Об этой книге мы с вами поговорим на другом занятии.
Воспитатель: Вы порадовали меня своими ответами. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку. До свидания.