Вера Монахова
Конспект НОД «Святость материнства» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция областей: о. о «социально-коммуникативное развитие»,о. о. «речевое развитие»,оо «познавательное развитие».
Тема: “Святость материнства”.
Задачи:
- Формировать представление о святости материнства в изобразительном искусстве,через
знакомство с иконой “Владимирская Богоматерь” и “Сикстинская мадонна” Рафаэля;
- Развивать представление о портрете, о том, что художник изображает не только внешний вид конкретного человека, но и его душевное состояние, настроение, что в портрете ничего не бывает лишнего, все работает на раскрытие образа человека.
Публикация «Конспект НОД „Святость материнства“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
- Воспитывать уважение к женщине, к матери;
Материал : восковые мелки, бумага, простой карандаш.
Репродукции: икона “Владимирская Богоматерь”; Рафаэль “Сикстинская мадонна”; репродукции картин по теме «Мать и дитя»
- Здравствуйте! Я рада всех вас видеть!
Ребё нок:
Весь мир начинается с мамы…
И в сердце хранится портрет
Той женщины ласковой самой,
Которой родней в мире нет…
И с первой минуты рожденья,
Она, словно ангел земной,
Подарит любовь и терпенье…
Она за ребёнка стеной…
И каждой слезинке печалясь,
Волнуется мамы душа.
Для мамы мы те же остались,
Ведь ей не забыть малыша.
-Рождение новой жизни - одно из величайших таинств на земле, и потому имя Матери всегда окружено благоговением. Русский народ создал много пословиц о матери.
- Какие пословицы знаете вы?.
На свете все найдешь, кроме отца и матери.
Без отца – полсирота, а без матери и вся сирота.
Пчелки без матки – пропащие детки.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
При солнышке светло, при матери добро.
- Дети, я хочу познакомить вас с темой материнства в изобразительном искусстве. Я приготовила для вас сюрприз- всего две картины: это главная святыня земли Русской – «Богоматерь Владимирская» и «Сикстинская мадонна» Рафаэля –живописца эпохи Возрождения
-Самое дорогое и родное связано с мамой. Земля, Родина, природа, красота, любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами: матушка, мать, материнство.
-Из века в век вечно единство матери и ребёнка. Об этом создают свои картины художники разных народов. Материнство во все времена было свято и являлось высшей ценностью. -В сознании русского человека образ Богоматери всегда был окружен ореолом чистоты святости и жертвенной любви. Образ Богоматери один из самых лирических образов русской иконописи. Богоматерь – Заступница, вся тоска страдающего человечества, все умиление перед миром божественным, «свободно и любовно истекают» на Богоматерь : Мать моя - Матушка Мария, Пречистая Дева. Пресвятая, Свет Мати Мария, Пресвятая Богородица, Солнце красное, Пречистая голубица, Мати Божжа, Богородица. В её образе - не юном и не старом, словно безвременном, народ чтит небесную красоту.
Рассматривание изображения Богоматери с младенцем на руках.
-Приблизимся к древнему творению и вглядимся в священный образ. А в центре иконы располагает поясное изображение Богоматери с младенцем на руках. Младенец Иисус, сидящий на правой руке матери, нежно прижимается округлым личиком к материнской щеке и обвивает рукой ее шею. Такой тип изображения в русской традиции называется "Умиление". Детские глаза устремлены к Матери.
Она же смотрит вдаль, на ее строгом лице затаились тревога и печаль. Тонкие уста ее сомкнуты, в углах губ таится горечь. Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определяли как радость «святой печали». Эти слова очень точно передают ее главный смысл. Свершится то, что предначертано свыше. Грядущее неотвратимо. При всей материнской нежности в ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности. Прижимая к себе правой рукой младенца Сына, мягко склонившись к нему головой, левую руку простирает к нему Мария в жесте моления: пронзенная своей материнской скорбью за него, она к нему же несет свою печаль, свое извечное заступничество за людей. И способным разрешить материнскую печаль, ответить на ее молитву изображен здесь младенец Сын: в его лике, в его обращенном к матери взгляде таинственно слились детская мягкость и глубокая, неизреченная мудрость. Золотым ассистом - знаком божественной силы - пронизана его детская рубашечка, а через плечо по ней проходит клав - особая полоса, традиционный византийский символ царской власти, ставший и символом власти «Небесного Царя». Полный младенческой любви и нежности к Матери, Сын одновременно преисполнен силы и мудрости вочеловечившегося от нее Владыки мира, черты которого твердо и ясно проступают в его облике.
Как и всегда, Мария изображена закутанной в темно-вишневый плащ - мафорий - одежду замужних палестинских женщин, а на мафорий – звезды.
Древнейшим, неизменным представлениям о внешности Марии соответствуют здесь черты Богоматери, их можно описать словами, что у Марии «лик был смуглый и овальный, волосы цвета зрелой пшеницы, рот алый, глаза в форме плодов миндаля и руки тонкостью источены».
Но эти благородные, всегда узнаваемые черты под кистью мастера обретают какую-то невиданную, одухотворенную, захватывающую красоту. И красота эта неотделима от того выражения бездонной, высокой и чистой печали, которым исполнен лик и которую изливает обращенный к нам взгляд. Печали, почти не передаваемой словом, поистине печали Матери, у которой пронзенное великим сыновним страданием сердце навек отозвалось всем бедам и горестям людским.
«Если вы хоть раз внимательно, с чистой душой вглядитесь в это изображение, вы никогда его не забудете. У вас появится духовная потребность еще и еще видеть перед собою скорбные очи Богородицы, лик ее божественного сына». Максимилиан Волошин
- Я прошу вас всмотреться в “Сикстинскую Мадонну” Рафаэля.
На ней изображена прекрасная молодая женщина с ребенком на руках, которая легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: Мария должна отдать своего сына Христа на страдания и муку, чтобы все люди были счастливы. Прекрасные глаза матери печальны. Драматизм образа матери оттеняется в его единстве с образом младенца Христа, которого художник наделил недетской серьезностью и прозорливостью. Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Мария - идеал материнства.
Рафаэль изобразил не просто Божественную Мать с Божественным Младенцем, но чудо явления Царицы Небесной, несущей людям своего Сына как искупительную жертву. На ней покрывало и плащ из гладкой ткани, ноги ее босы, Мария, в сущности, простая женщина. Недаром многим бросалось в глаза, что и младенца она держит, как обычно держат крестьянки. Все обаяние ее – в изящной соразмерности фигуры, в спокойной осанке, в душевной чистоте. Но эту босоногую женщину встречают как царицу-владычицу и папа Сикст, и святая Варвара, и ангелы. Рафаэль снял с легендарной темы ее церковный покров и этим выявил ее глубокий человеческий смысл. Персонаж христианской мифологии стал у Рафаэля образом нормального, прекрасного, идеального совершенного человека, Взгляд Мадонны устремлен вперед, словно она провидит и крестный путь Иисуса, и свое страдание. Облик Марии, полный любви и строгого величия, нежности и решимости, покоряет одновременно торжественностью и простотой. Легко ступает она по облакам, Еще мгновение – и она окажется на грешной земле. И образ Матери небесной и земной сольются воедино.
Таким образом, одним из самых распространенных в художественном творчестве сюжет – изображение Богоматери с младенцем, творц эпохи Возрождения по-новому – свободно и гармонично – воплотил в своем искусстве образ Марии с младенцем, использовав художественно-изобразительные средства и достижения своего времени.
- Дети, какая картина вам особенно понравилась?
- Какое произведение запомнилось? Чем? (Высказывания детей)
- О какой картине вам хотелось бы узнать больше?
- Какие слова передают твои чувства, когда ты смотришь на картины, где изображена Мать?
Ребё нок:
Есть на свете дорогое слово,
И дороже вряд ли нам сыскать.
Есть на свете дорогое слово,
Это слово дорогое – мать.
-Ребята, я предлагаю вам изобразить мать и дитя, их единство, ласку, отношение друг к другу в своих работах.
-дети садятся за столы и рисуют.
Рефлексия.
- У нас на доске оформлена небольшая картинная галерея. Я прошу вас добавить к галерее свои работы.
Берегите матерей!
Встаньте все и выслушайте стоя
Сохранённое во всей красе
Слово это – древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте.
Встаньте все!
Слово это сроду не обманет,
В нём сокрыто жизни существо.
В нём – исток всего.
Ему конца нет.
Встаньте! Я произношу его:
– М а м а!
(Р. Гамзатов)
- Я хочу вам сказать спасибо за внимание.