Лидия Валерьевна Селедцова
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «В стране музыкальных инструментов»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 (дошкольное отделение)
г. Суража Брянской области
Конспект музыкального занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) для детей
подготовительной к школе группы
«В стране
музыкальных
Публикация «Конспект музыкального занятия в подготовительной группе „В стране музыкальных инструментов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные инструменты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
инструментов»
Составила:
музыкальный руководитель высшей категории
Селедцова Лидия Валерьевна
2018 год
Цель: формировать основы музыкальной культуры дошкольников;
развивать музыкальные и творческие способности
на основе синтеза различных видов искусств.
Образовательные задачи:
учить детей в многоголосной музыке слышать разные инструменты;
закрепить и обобщить знания о симфоническом оркестре;
развивать познавательный интерес к музыкальным занятиям, творческую активность детей;
способствовать развитию внимания, мышления, речи.
Воспитательные задачи:
воспитывать интерес, любовь к искусству;
способствовать воспитанию духовной культуры детей.
Программное содержание:
воспитывать в детях чувство красоты; поддерживать желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, высказывать свои впечатления;
учить различать группы музыкальных инструментов;
слышать и узнавать звучание разных инструментов;
выступать в оркестре, вступать и заканчивать игру вместе;
учить выразительно читать стихи.
Оборудование:
детские музыкальные инструменты : бубны, шумовые инструменты, колокольчик, деревянные ложки, тёрка, ксилофон, металлофоны; медали; портреты композиторов;
дирижёрская палочка (указка);
карточки с изображением инструментов;
музыкальный центр; аккордеон; проектор, ноутбук, экран
Аудиозаписи:
фрагменты балетов «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик»; «Неаполитанская песенка» П. И. Чайковского;
фрагменты музыки Н. А. Римского-Корсакова, М. И. Глинки,
С. В. Рахманинова, И. С. Баха;
фрагменты-примеры звучания инструментов симфонического оркестра.
Ход занятия:
Под «Итальянскую польку» муз. Рахманинова дети подготовительной группы на носочках вбегают в зал и встают полукругом.
Муз. рук. :(поёт) Здравствуйте, девочки!
Девочки (поют) : Здравствуйте!
Муз. рук. :Здравствуйте, мальчики!
Мальчики: Здравствуйте!
Муз. рук. : Здравствуйте, взрослые!
Взрослые: Здравствуйте!
Муз. рук. :Здравствуйте, здравствуйте, все!
Все дети и взрослые: Здравствуйте!
Муз. рук. :Я рада вас приветствовать в нашей музыкальной гостиной
Тихо, тихо станем рядом,
Входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде, разноцветном, расписном.
-Дети, вы любите сказки? (ответы детей)
-Какие сказки вы любите? (волшебные)
-Я рада, что вы ответили именно так, потому что я тоже очень люблю волшебные сказки, и сегодня я предлагаю вам отправиться в необыкновенную страну музыкальных инструментов. И в этом нам поможет волшебный колокольчик. Он превратит нас в фантастиче-
ских птиц,и мы полетим в волшебную страну прекрасных звуков.
-Ребята, я очень хочу,чтобы в этой стране вы все были моими помощниками. Согласны? (Да) Тогда полетели!
(Звенит колокольчик,звучит фрагмент из балета П. И. Чайковс-
кого «Щелкунчик»-дуэт Мари и Принца,который переходит в громкое звучание фрагмента увертюры к опере М. И. Глинки
«Руслан и Людмила»)
- Вот мы и очутились в царстве музыки (садятся).
Музыканты чересчур разыгрались!
Кто же может их успокоить одним взмахом палочки?
Дети:Дирижёр.
Муз. рук. :Кто же исполняет эту сказочную музыку?
Дети: Оркестр.
Муз. рук. : А на сцене будто праздник: серебро и медь,
Сколько труб и скрипок разных- трудно рассмотреть.
Кто-то вдруг из полумрака вышел медленно на свет.
Дирижёр,он в чёрном фраке,он,как ласточка одет.
Всё блестит в сиянье света,не найти свободных мест
Мы,ребята,знаем,это…
Дети: Симфонический оркестр!
Муз. рук. (показывает иллюстрацию) : Когда-то в древнегреческом театре был такой обычай:пением и плясками пояснять зрителям,что происходит на сцене. Много веков спустя,группа людей в Италии решила создать спектакль,похожий на древнегреческий,но у них действие сопровождал не хор человеческих голосов, а хор инструментов. Название ему оставили прежнее - оркестр.
С тех пор большое собрание музыкальных инструментов,играющих
вместе,называется оркестром. А оркестр,исполняющий симфонические произведения называется симфоническим.
Дети: 1. Оркестр симфонический вас может угостить:
Поэмой драматической,
2. Симфонией эпической, фантазией лирической,
3. Рапсодией трагической.
4. Всех инструментов голоса сольются, и тогда…
5. Услышим, как шумят леса,и как журчит вода,
6. И как дрова трещат в огне, и как пурга ярится,
7. И как мечтает о весне продрогшая синица.
Муз. рук. : Какие группы музыкальных инструментов входят в состав симфонического оркестра?
(ударные, струнные, духовые –медные, духовые-деревянные,
одиночная группа)
-Теперь,мы вспомним,как к нам пришли эти инструменты.
Мы услышим истории про стрелу, раковину, тростинку и камень.
Чтец № 1: Давным-давно наши предки на охоте стреляли из лука,
натягивали тетиву и пускали стрелу. Однажды они услышали, что
тетива очень красиво звонко поёт. Так появились на свет струны,
а затем и струнные инструменты.
-Назовите инструменты струнной группы? (Скрипки)
Чтец № 2:У скрипки голос звонкий, четыре струнки тонких,
По ним смычок гуляет и звуки извлекает.
Муз. рук. : Колокольчик приглашает нас послушать музыкальное произведение.
(слушаем «Весну» муз. Вивальди- назвать имя композитора-найти портрет на столике, название пьесы)
-Какое настроение показал композитор, о чём рассказала
нам эта музыка (о весне)-Какая весна (Солнечная,яркая,зелё-
ная,жёлтая)
-Да, именно такая, подберите цвет к ней.
(музыкально-дидактическая игра «Цветные треугольники настроения»)
-Молодцы, яркие треугольнички, насыщенные цвета созвучны музыке Вивальди.
-Голос какого инструмента звучал? (голос скрипки)
-Какие инструменты, похожие на скрипку, вы знаете?
Дети: Виолончель, контрабас.
Чтец № 3:Со скрипкой инструменты схожи,
На них смычком гуляют тоже.
Но больше скрипки в 10 раз
Виолончель и контрабас.
(сравнить звучание виолончели и контрабаса)
Дыхательная гимнастика: «Ёжик по лесу гулял»
Ёжик по лесу гулял и цветочки собирал
Справа-белая ромашка ( поворот головы вправо: вдох-выдох)
Слева-розовая кашка ( поворот головы влево : вдох-выдох)
Как цветочки пахнут сладко (вдох-выдох)
Их понюхают ребятки (вдох-выдох)
-Назовите одиночный струнный музыкальный инструмент,на котором играют исключительно женщины (Арфа)
Чтец № 4:У арфы струн ужасно много, капризна арфа- недотрога,
Чтоб мелодию сыграть, все струны надо перебрать.
(звучит арфа; голос арфы нежный,серебристый ;придаёт звучанию оркестра нарядность,красочность)
Чтец № 5: Я расскажу сказку о том,как бог Пан придумал флейту.
Бог лесов и полей Пан был очень красивый,его все боялись.
Однажды, он увидел красивую лесную нимфу Сирену.
Пан захотел поговорить с ней,но Сирена бросилась бежать.
№ 6:Путь ей преградила река. Она бросилась в неё и утонула.
На этом месте выросло растение-тростник.
Пан срезал его, поднёс к губам, и зазвучала нежная мелодия.
Так появилась флейта,а затем и другие деревянные инструменты.
Муз. рук. : Волшебный колокольчик приглашает нас послушать
как звучит флейта.
(звучит «Шутка» муз. Баха; назвать пьесу и имя композитора)
найти портрет на столике
Муз. рук. : У флейты голос тонкий, звонкий,
А у кларнета - очень громкий.
-Какой инструмент не является инструментом духовой группы?
(Флейта,труба,скрипка,кларнет)
Зрительная гимнастика ««Лучик солнца»
Чтец № 7: Давным-давно человек увидел морскую раковину,
поднёс её к уху и услышал звуки моря, а если в неё подуть, то
звук менялся. Именно от морской раковины появились на свет медные духовые инструменты.
Чтец № 8:Это инструменты духовые.
Медные, блестящие такие,
Чтоб мелодию весёлую сыграть,
Дуть в них надо и на кнопки нажимать.
(звучит труба «Неаполитанская песенка» муз. Чайковского)
-Колокольчик приглашает поиграть в оркестре :
игра на ложках,бубнах, погремушках.
-А сейчас мои помощники расскажут
«Сказку о пальчиках»
Рассказчик-взрослый:
Девочки и мальчики! Жили-были пальчики…
Были пальцы, как семья, домом их была рука…
(слушают сказку)
Муз. рук. : Колокольчик приглашет послушать историю о том,
как появились ударные инструменты.
Раньше люди жили в пещерах большими группами.
Они любили собираться вместе и отмечать удачную охоту.
Но танцевать без музыки было неудобно.
Часто люди сбивались.
№ 9 :Тогда они взяли камень и стали им бить об землю,
отбивать такт, потом били камень о камень или рукой,
о какой-нибудь плоский предмет.
Отсюда и появились ударные инструменты.
(звучит барабан)
-Ребята,а какую музыку удобнее всего изобразить на ударном инструменте?
Дети: Марш.
Звенит колокольчик
-Наш волшебный колокольчик приглашает нас в сказку:
узнайте какую?
Муз. рук. : Безмолвно, гордо выступая, нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идёт попарно,чинно,сколь возможно,
А на подушках осторожно седую бороду несёт…
Горбатый карлик из дверей…
Его-то голове обритой принадлежала борода.
-Сказка называется «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина.
-Ну, а русскому композитору М. И. Глинке так понравилась сказка, что он написал по ней оперу «Руслан и Людмила».
-Что такое опера? (ответы детей)
-Кто такой Черномор? (ответы детей)
(«Марш Черномора» муз. М. И. Глинки -играют на музыкальных инструментах - барабан,металлофоны,ксилофон, бубны,тарелки,дудки)
Дети выполняют комплекс
игрового массажа «Дружок».
(после дети садятся на стульчики)
Звенит колокольчик и приглашает в сказку: залетает шмель
(звучит «Шмель» муз. Н. А. Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане» ,назвать произведение, имя композитора,он композитор – сказочник?Почему)
-С помощью каких инструментов композитору удалось показать полёт шмеля?
Дети: Звучат скрипки, фортепиано.
Муз. рук. :Какие интересные сказки может рассказать музыка!
Но что-то наши гости заскучали,видно долго не играли.
(звенит колокольчик и приглашает открыть волшебную коробочку, предлагаю детям достать любой предмет, а воспитателям узнать произведение и имя композитора)
1. Веретено- звучит фрагмент из балета-сказки
«Спящая красавица» муз. Чайковского
2. Белка (первое чудо)-звучит фрагмент из оперы
«Сказка о царе Салтане» муз. Римского-Корсакова;
3. Птичьи перья-фрагмент из балета
«Лебединое озеро»муз. Чайковского
М. р. : Ребята, вы теперь знаете немало о музыке и музыкальных инструментах. Я хочу принять вас в сообщество музыкантов и подарить вам вот такие (показывает) медали на память
о сегодняшнем путешествии.
-Мы с вами побывали в царстве Музыки, давайте же останемся её верными друзьями!
(песня «Мы с тобой друзья, музыка!»)
М. р: Ну, что ж ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте мы снова превратимся в птиц и полетим домой.
(Под музыку дети бегут по залу, изображая птиц)
- Музыка вдруг смолкла, но так ли это?
Кажется, сейчас она звучит,
и будет ещё долго звучать для каждого из нас.
Будет звать в неведомые дали, звенеть,
искриться радугой-дугой.
Как будто нам жар-птицу в руки дали и напоили всех живой водой.
Рефлексия:
-Ребята, в какой стране мы сегодня побывали с вами?
(В сказочной стране музыкальных инструментов)
-В каких сказках побывали вы?
(«Сказка о царе Салтане» ,«Руслан и Людмила»)
-Узнали, как появились музыкальные инструменты,
узнали,что такое оркестр.
-Вам понравилось? (ответы детей)
-Я очень рада,что вам понравилось в нашем царстве музыки.
Пожалуйста,чаще приходите к нам сюда, в волшебный мир звуков и сказок.