людмила веселова
Конспект музыкального занятия для детей старшей группы «Весеннее путешествие на воздушном шаре»
▼ Скачать + Заказать документы
"Весеннее путешествие на воздушном шаре"
Тип занятия : нетрадиционное, обобщение знаний, умений и навыков;
Технология: интегрированного занятия
Цель: формировать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности
Задачи: 1. Закрепить представления детей о весне, ее признаках.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать координацию движений, развивать чувство ритма.
Публикация «Конспект музыкального занятия для детей старшей группы „Весеннее путешествие на воздушном шаре“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты музыкальных занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
3. Формировать у детей певческие умения и навыки, развивать ладо - высотный и метроритмический слух, слуховое воображение.
4. Создание условий для проявления творческой активности в видах музыкальной деятельности.
Планируемые результаты.
Получат знания об изобразительных особенностях музыки.
Научатся воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений.
Научаться сопоставлять звуки насекомых с их изображением, а также сравнивать их с музыкальным отображением в произведениях композиторов.
Получат возможность проявить творческие способности танцевального характера при сочинении танца «бабочки»;
Основные термины, понятия. Изобразительность музыки.
Оборудование: Наглядно - дидактический материал ( портреты композиторов: С. Майкопара, Н. Римского – Корсакого; конверт с приглашением бабочек на весеннюю поляну, изображения насекомых – муха, комар, шмель, божья коровка, гусеница, улитка, пчела, оса; музыкальные инструменты (ложки, бубен, металлофон, треугольник, колокольчик, фланелеграф и ритмические полоски ; «Воздушный шар».
Телевизор, ноутбук, музыкальный центр с аудиозаписями. Презентация к занятию.
Конусные заготовки на каждого ребёнка из картона, цветная бумага, кисточки, клей ПВА;
План занятия :
1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) 3 минуты
Настроить детей на занятие, создать игровую ситуацию и вызвать познавательный интерес.
2. Основная часть (содержательный, деятельный этап) 19 минут
Углублять представления об изобразительных возможностях музыки.
Формировать у детей певческие умения и навыки, развивать ладо – высотный и метроритмический слух, слуховое воображение. Развивать систему дыхания малышей и укреплять защитные силы организма. Укреплять физическое и психическое здоровье.
Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, инициативность, способность свободного общение детей друг с другом и взрослым.
3. Заключительная часть (рефлексивный этап)
Ситуативный разговор, подведение итогов.
Ход занятия:
1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Дети входят в зал под музыку
Музыкальный руководитель. Ребята, давайте поздороваемся друг с другом весёлой песней «Добрый день».
Исполняется валеологическая песенка «Добрый день».
Утро начинается. Добрый день.
Люди просыпаются. Добрый день.
Мамочкам и папочкам. Добрый день.
Девочкам и мальчикам. Добрый день.
М. р. : Посмотрите, у нас гостья (обращаю внимание на игрушку - божью коровку). Она принесла нам какое-то письмо, хотите прочтём?
Дети: Да.
М. р. : (Читаю)
«Дорогие ребята, мы приглашаем вас в гости на весеннюю полянку. Полюбоваться природной и разбудить наших жителей. Мы очень хотим услышать звуки весны». Бабочки.
- Принимаем приглашение?
На весеннюю поляну можно попасть по-разному. Как можно попасть на весеннюю полянку? (варианты ответов детей : Можно сесть и поехать на машине. Можно дойти пешком. итд).
Но я предлагаю вам необычный вид транспорта – воздушные шары. Мы отправляемся в путешествие на воздушном шаре.
(Дети становятся в «корзину с воздушными шарами»)
- Шар воздушный, нам послушный. Отправляемся в полёт? Вперёд!
Звучит музыка
2. Основная часть (содержательный, деятельный этап)
- Ребята, посмотрите, где мы с вами пролетаем?
Слайд 2-5 (детский сад, лес, горы)
Дети отвечают (Наш детский сад, лес, горы, реки, а вот и поляна.)
- Ребята, я что – то слышу (Звучит звук дождя).
А какие звуки вы услышали? Молодцы, вы услышали звуки дождя.
Дождик, дождик. Кап-кап-кап!
Ты не капал бы на пап, ты не капал бы на мам.
Приходил бы лучше к нам.
Папам сыро, мамам грязно! Нам с тобою распрекрасно!
- А в какое время года его можно услышать? (весной, летом, осенью).
Дождь прошёл, но после него остались…
Дети: Лужи.
- Лужи, лужи, лужицы – полные воды.
Лужи, лужи, лужицы – дождика следы.
Музыкально-ритмические движения
Выходите на поляну, станьте врассыпную и каждый представит себе «свою лужицу».
На первую часть музыки мы будем осторожно ступая, ходить вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ноги, а на вторую часть, расшалившись, будем прыгать прямо по лужам, так сильно, что брызги полетят во все стороны. (Прыжки выполняются с продвижениями и поворотами)
Венгерская народная мелодия «После дождя»
М. р. : Луж очень много. Мы все промокли.
Что надо сделать, чтобы стать сухими?
Игра «Ветер-ветерок».
М. р. : Представьте себе, что все вы – «сушитесь на верёвочке».
- Вей, вей, ветерок. Вей сильнее.
Ты суши ребят поскорее.
(дети плавно машут руками вверху, а затем внизу)
- Высохли? Тогда садитесь поудобнее, будем полянку рассматривать. (дети садятся на стулья)
М. р. : Мы своей шумной игрой разбудили жителей этой поляны. Будьте внимательны, сейчас вы услышите кто здесь живёт.
Пассивное слушание
Звучит фонограмма «Звуки насекомых».
М. р. : Слышите? Кто просыпается?
(ответы детей : муха, комар, шмель).
- Верно, шмель. Выберите из всех насекомых на этой картинке – шмеля.
(Ребёнок выбирает изображение насекомого и объясняет, почему он выбрал именно его)
- Давайте послушаем оркестровый фрагмент «Полёт шмеля» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
«Полёт шмеля», Римского-Корсакова
Дети слушают музыку в аудио-записи.
– Ребята, что вы представили, слушая эту музыку? Какая она по характеру? (Ответы детей : мы представляли, слушая эту музыку, как кружит, летает шмель, как он жужжит и хочет ужалить; музыка очень быстрая, стремительная и злая).
- Да, вы правы. А ещё эта музыка очень трудна для исполнения. Чтобы её исполнить, нужно обладать большим мастерством.
- А мы продолжаем исследовать нашу полянку. Предлагаю помочь проснуться моему знакомому паучку.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика «Паучок»
Паучок, паучок Соединять поочередно мизинец правой руки с
Паутину сшил жучок большим пальцем левой руки с большим пальцем правой руки.
Вдруг закапал дождик - Ритмичными движениями касаться одноименных
Кап-кап-кап пальцев рук.
Паучок наш спрятался
Вот так
Вот и солнце взошло, Поднимать вверх руки
Стало сухо и тепло. с широко раздвинутыми пальчиками.
Паучок, паучок Соединять поочередно мизинец правой руки
Паутинку сплёл жучок большим пальцем левой руки и мизинец левой руки с большим пальцем правой руки.
М. р. : На полянке, у пенька я нашла в траве жука.
Жук такой хорошенький, cпинка вся в горошинку.
- Так это же жучок из ритмической семейки!
Развитие чувства ритма, музицирование
Работа над ритмом «Божья коровка».
Дети повторяют песню, хлопают в ладоши на сильную долю каждого такта, выкладывают ритмический рисунок, проигрывают на музыкальных инструментах.
Активное слушание музыки
М. р. : Как вы уже поняли, звуков на весенней полянке много и они разнообразны. Какие же звуки услышал весной композитор Самуил Майкапар и изобразил их в своей пьесе? Послушаем?
Звучит «Вальс» С. Майкапар.
- Какие слова подойдут к этой музыке?
Дети: Лёгкая, быстрая, плавная.
М. р. : Музыка была воздушная, солнечная, кружащаяся, волшебная и. д. Сейчас я предлагаю вам посмотреть видео – иллюстрации к этой музыке и сравнить наши впечатления о музыке.
Видео – презентация к музыке.
М. р. : Ребята, обратите внимание, что бабочки в фильме не простые, а музыкальные. Когда мелодия поднимается вверх, бабочки поднимаются, а когда мелодия спускается, бабочки тоже опускаются. Давайте и мы с вами попробуем полетать, как воздушные и лёгкие бабочки. Сначала девочки, а потом мальчики.
(Звучит вальс, дети, то опускаются, то поднимаются в соответствии с музыкой, как бабочки над поляной (добиваться ощущения лёгкости в движении).
М. р. : А, чтобы нашим бабочкам было теплее на лугу, позовём с вами солнышко.
Распевание, пение
Разучивание распевки «Солнышко- выходи» по мнемотаблице.
«Солнышко выходи»
Солнышко, солнышко, выходи.
Глазками, глазками погляди.
Лучиком, лучиком посвети.
Солнышко, солнышко, выходи.
М. р. : А какие ещё песни вы знаете про солнышко?
Ответы детей.
М. р. : Вспомним знакомую нам песню про солнышко.
Пение
«Весенняя», слова и музыка З. Лозинской.
Работа над песней, используя мнемотаблицы и разные приё мы: активный шёпот, пропевание трудных мелодических оборотов, пение по группам; пение с солистами.
Конструирование
М. р. : Ребята, вам нравится весенняя полянка?
А хотите сделать свою бабочку для весенней полянки? Хотите? Тогда подойдите к столикам, здесь для вас приготовлены заготовки, которые помогут вам в их изготовлении.
Конструирование «Бабочки».
Дети моделируют объёмную фигурку бабочки из картона и цветной бумаги.
М. р. : Ребята, какие яркие и нарядные бабочки у вас получились, хотите с ними потанцевать? Придумайте свой танец бабочки.
Исполняется импровизационный танец с бабочками на музыку «Вальс», Майкапара
3. Заключительная часть (рефлексивный этап)
М. р. : Ребята, Где мы сегодня побывали?
Дети: Сегодня мы побывали на весенней полянке и помогли бабочкам разбудить ее жителей.
М. р. : Какие звуки мы слышали?
Дети: Звуки дождя, насекомых, шелест крыльев бабочки, шорох движений паучка.
М. р. : Зависит ли характер музыки от того, о ком она рассказывает?
- Расскажите друг другу про музыку весенней полянки – какая она?
Дети: Музыка весенней полянки очень разная, то шумная и отрывистая – это музыка дождя; то лёгкая и воздушная это музыка крыльев бабочек, то быстрая и стремительная – это музыка шмеля.
М. р. : Пришло время возвращаться в детский сад, а в память о нашем занятии, заберите бабочек с собой в группу.
Приглашаю всех на воздушный шар.
(Слайды в обратном порядке – реки, горы, лес, детский сад).
- Наше путешествие закончилось.
- За что мы себя можем похвалить – поаплодировать себе?
( Дети отвечают: Мы помогли бабочкам разбудить жителей весенней полянки,)
- Когда вы будите идти домой посмотрите и послушайте звуки весны. Спасибо за интересное приключение. До свидания!
Задание детям по рефлексии их деятельности.
Где мы сегодня побывали?
Какие звуки мы слышали и кого мы видели?
Зависит ли характер музыки от движений бабочки?
Расскажите друг другу про музыку весенней полянки – какая она?
Оценка результатов занятия.
- За что мы себя можем похвалить – поаплодировать себе? Когда вы будите идти домой посмотрите и послушайте звуки весны.