Елена Аксенова
Конспект занятия «Мой родной город» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Мой город родной»
Цель: Закрепить и расширить знания детей о родном городе; объяснить, что город это результат труда людей разных поколений. Закрепить представления о символике Нижнего Новгорода. Воспитывать нравственно-патриотические чувства к малой Родине. Развивать воображение, умение составлять описательный рассказ по картинке.
Публикация «Конспект занятия „Мой родной город“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Материал: Иллюстрации с изображением Нижнего Новгорода, пазлы, лабиринты, фишки, фломастеры.
Словарная работа: древний город, предки, князь, ярмарка, легенда, достопримечательности.
Ход занятия
1. Дети, давайте поговорим о нашем городе, о его истории. Давайте вспомним, что мы знаем о городе. Поиграем в игру «Угадай-ка». Я буду вам задавать вопросы, а кто знает ответ, поднимает руку. За каждый правильный ответ дается фишка. В конце занятия мы подведем итоги : кто больше наберет фишек, тот победил.
-Как называется наш город?
-Как называются люди, живущие в Н. Новгороде?
-На каких реках стоит наш город?
-Как называется место слияния двух рек?
-Как называются горы вдоль реки Оки?
-Какая улица самая главная?
-Что такое Кремль?
-Сколько башен в Кремле?
Нижний Новгород не только красивый город, но и очень древний. Он был заложен очень-очень давно, в 1221 году великим князем Юрием Всеволодовичем (показать портрет).
-Ребята, а кто знает, кого в давние времена называли князем? (самый главный; умел писать и читать; когда нападали враги, он возглавлял войско).
-Кто такие предки? (ответы детей). Наши предки – это люди, от которых мы произошли – восточные славяне.
В те далекие времена Н. Новгород был крепостью для защиты от врагов. Город рос, рядом с Кремлем селились люди, которые занимались ремеслами и торговлей. Во время опасности все они укрывались за стенами Кремля.
-Время шло, наш город развивался, ушли в прошлое войны и распри князей, Русь объединилась. Хотите знать как жили наши предки, как они выглядели? В этом нам поможет знаменитый светописец (фотограф) Андрей Осипович Карелин.
Он любил фотографировать жителей, делал их портреты, даже иногда цветные (фото акварелью расписывал). Посмотрите на картины. Что вы можете сказать: отличаются ли те люди от нас? (одежда, прически, посуда, стиль).
-Сегодня наш город – один из самых больших городов России. На заводах делают самолеты, автобусы и легковые автомобили, корабли и подводные лодки.
Нижегородцы своими делами прославили наш город не только на всю Россию, но и на весь мир. Это писатель Максим Горький, изобретатель Иван Кулибин, математик Николай Лобачевский, врач Борис Королев, конструктор кораблей Ростислав Алексеев, летчики Петр Нестеров и Валерий Чкалов.
-Красотой нашего города, его историческими местами приезжают полюбоваться люди из других городов и даже стран. А как вы думаете, на чем можно приехать в Н. Новгород? (автобус, поезд, теплоход, самолет). В городе много вокзалов (железнодорожный, речной, автовокзалы, аэропорт).
-Представьте, что к вам приехал друг. Куда бы вы повели его, что захотели бы показать? (ответы детей)
-А вы хорошо знаете свой город? В Н. Новгороде около двух тысяч улиц, переулков, площадей. Названия улиц рассказывают о людях, которые здесь жили, о природе, истории. Там, где сей час улица Звездинка, раньше был пруд в форме звезды. На Ковалихинской жили ковали – так раньше называли кузнецов. Кожевенная, Ложкарная, Канатная улицы напоминают о людях, которые выделывали кожи, вырезали ложки и делали канаты. Большая Покровская, Варварская, Алексеевская названы в честь церквей. Наш город строится, появляются новые улицы. Они получили свое название в честь героев В. О. войны, земляков, которые прославили Нижний Новгород.
-Предлагаю вам прогуляться по городу. На открытках изображены различные места, где вы бывали. Можете ли вы их узнать? (рассказы детей по открыткам).
-А я нахожусь у большого здания на берегу реки Оки. На крыше здания возвышается большая буква «Я». Где я? (На ярмарке).
-Ярмарка – это место, где покупают и продают разные товары. Почти 200 лет назад в Н. Новгороде открылась знаменитая Нижегородская ярмарка. С тех пор наш город стали называть «карманом России». Даже поговорку придумали: «Петербург – Голова России, Москва – ее сердце, а Нижний – ее карман».
На Нижегородскую ярмарку со всей России и из других стран привозили муку, чай, соль, рыбу, ткани, меха, драгоценности, восточные пряности. По площадям и улицам ярмарки ходили продавцы кваса, пирожков, баранок, конфет.
Ярмарка была не только местом для торговли, но и местом отдыха. На ярмарке играла музыка, артисты показывали кукольные спектакли с Петрушкой, силачи поднимали гири – хвалились своей силой. Цыгане водили танцующего медведя.
-Давайте тоже отдохнем и поиграем в русскую народную игру «Гори-гори ясно» (играю с детьми).
-Ребята, какой отличительный знак имеет любой город? ( символику: герб, флаг). У каждого города есть свой герб. Первый герб Н. Новгорода представлял собой серебряный щит с изображением красного оленя с черными рогами, глазами и копытами. Олень – символ жизни, величия и справедливости. Он красного цвета потому, что это цвет храбрости, мужества, неустрашимости. Черный цвет обозначает благоразумие, честность и скромность. Современный герб выглядит почти так же. Герб есть и на флаге Нижнего Новгорода. Сам флаг белого цвета. Увидеть герб можно на крыше Дмитриевской башни, и даже фонари в Кремле украшены его изображением.
-Я приготовила каждому оленя и лабиринт, через который вы должны помочь ему пройти к своей башне (Дети заполняют лабиринты и приклеивают оленей).
-Вот мы оказались возле Кремля. Сначала кремль был деревянным и его много раз сжигали недруги. Из камня первой была построена Дмитриевская башня. Позднее весь каменный кремль был построен за 11 лет. В Нижегородском кремле 13 башен, соединенных стеной. Каждая башня имеет свое название: Дмитриевская, Никольская, Борисоглебская, Георгиевская получили свое название по церквям, построенным рядом с ними.
Название Кладовой башни происходит от слова «кладь», так как в башне складывали оружие и боеприпасы.
С Коромысловой башней связано много легенд. Легенды бывают героические и трагические. Девушка пошла за водой к реке и была окружена врагами. Отбиваясь от нападавших коромыслом, она убила немало врагов и погибла сама. В память об этом у башни стоит камень – памятник. Тайницкая башня имела свой тайный ход. На Часовой башне находились главные городские часы. На ней же находился часовой, который сообщал о приближении врагов.
-У меня есть пазлы, на которых изображена одна из башен кремля. Хотите собрать их и узнать что за башня? (дети собирают картинку и называют башню)
-В Н. Новгороде живет много людей : дети и взрослые. Все, что есть в городе (дома, дороги, школы, парки) строили наши предки. А придет время – строить будете вы. А чей он город Н. Новгород? Наш. Мы – нижегородцы. Мы хозяева города. И я, и ты, мама и папа. А хозяева должны свой город беречь, заботиться о нем, любить. Каким будет город, зависит от нас.
- А сейчас наше занятие подошло к концу и мы должны выбрать самых активных участников (подсчет фишек).