Наиля Талгатовна
Конспект методического диалога c педагогами по социально-коммуникативному развитию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Организация образовательного процесса, направленного на социально-коммуникативное развитие и формирование личности дошкольников».
Цель: повысить педагогическую компетентность воспитателей в вопросах организации образовательного процесса, направленного на социально-коммуникативное развитие и формирование личности дошкольников.
Оборудование: мультимедийная установка, карточки с названиями форм работы с родителями, микрофон, 2 мольберта.
Ход мероприятия
1слайд
Публикация «Конспект методического диалога c педагогами по социально-коммуникативному развитию дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Вопрос 1. Актуальность, проблемы социально-коммуникативного развития дошкольников.
Ведущий: Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня мы вас приглашаем на Методический диалог, чтобы обсудить особенности организации образовательного процесса, направленного на социально-коммуникативное развитие и формирование личности дошкольников.
2слайд
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Противоречия современной социокультурной среды также накладывают свой отпечаток и на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте.
Вопрос педагогам : Анализируя проблемы современных дошкольников по социально-коммуникативному развитию, можно выделить некоторые типичные особенности и проблемы. Давайте попробуем определить их:
Ответы педагогов.
3слайд
Да, действительно:
– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются, в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития ребёнка, которую наш педагогический коллектив обозначил в этом учебному году одним из приоритетных направлений актуальна.
Этот факт находит отражение в основных федеральных документах: ФГОС ДО, закон РФ «Об образовании», в «Конвенции о правах ребенка».
4слайд
Вопрос 2. Содержание и особенности организации образовательного процесса по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Социально-коммуникативное развитие дошкольников направлено на решение определённых задач. Как вы считаете, какая из перечисленных задач, представленных на слайде, имеет наименьшую значимость в дошкольном образовании? :
-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
-развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
-формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Ответы педагогов
Каждая задача важна и актуальна на этапе дошкольного образования и требует особого внимания.
5слайд
Для решения большого спектра задач по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» определены направления, которые вы видите на слайде
6слайд
Основу содержания гражданско-патриотического воспитания составляют общечеловеческие ценности. Из всего спектра общечеловеческих ценностей, имеющих особое значение для содержания и организации воспитательного процесса можно выделить следующие:
«Человек»
«Семья»
«Труд»
«Культура»
«Отечество»
«Земля»
Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
7слайд
Основные направления работы по ОБЖ:
Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения,
Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки,
Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Вопрос педагогам. Какие важные принципы необходимо учитывать в работе с детьми по воспитанию навыков безопасного поведения? Ответы педагогов.
Важно не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей его обстановке,
Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя это тоже важно). С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке,
НОД проводить не только по графику или плану, а использовать каждую возможность (ежедневно, в процессе игр, прогулок и т. д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил,
Развивать качества ребенка : его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т. д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения.
8слайд
Практическое задание. Определите представленные на слайде содержание работы по данному направлению… «Продолжи. Ребенок и ….»
9слайд
Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у ребенка сформируется положительное отношение к трудовой деятельности, появится желание и умение трудится, а также будут развиваться нравственные качества.
Концепция – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, а также привить ему желание помочь другим. Очень важно учитывать возраст малыша – от этого и будет зависеть выбор видов деятельности и их сложности.
Вопрос педагогам. Перечислите виды труда, используемые в ДОО.
10слайд
Навыки культуры быта, ознакомление с трудом взрослых, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.
Существуют три формы организации трудовой деятельности:
Поручения, которые бывают простые и сложные, эпизодические и длительные, коллективные и индивидуальные.
Коллективный труд (не более 35-40 минут).
А также с целью формирования общественно-значимого мотива у дошкольников используется …. дежурство (не более 20 минут).
11слайд
Решение задач освоения детьми содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» осуществляется в целостном образовательном процессе Учреждения за счет комплексного использования форм организации, методов и приемов, средств психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста в интеграции во всех образовательных областях.
3. Методы, приёмы и формы работы с детьми по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Работа с детьми осуществляется в режимных моментах, НОД, совместной и самостоятельной деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей.
Вопрос педагогам. Коллеги, на слайде перечислены методы реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Приведите несколько примеров из опыта работы: применение того или иного метода в образовательном процессе с детьми по одному из направлений.
Ответы педагогов. Обсуждение.
12слайд
Педагоги используют различные формы работы с детьми по социально-коммуникативному развитию. На слайде представлены только некоторые из них.
Сейчас я передаю слово воспитателю …., которая поделится опытом взаимодействия с семьёй для решения задач позитивной социализации и формирования личности дошкольников.
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и не обходятся – без семьи. В её позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надёжной семье нуждается каждый человек.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить
друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнёрских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями.
Вопрос педагогам : Назовите основные принципы организации работы с семьей?
Ответ: Открытость детского сада для семьи (каждому родителю предоставляется возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребёнок);
Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Отсутствие формализма в организации работы с семьёй;
Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка.
Вопрос педагогам : назовите формы взаимодействия с семьей?
Ответ: коллективные
индивидуальные
наглядно-информационные
Практическое задание: перед вами карточки с названиями форм работы с родителями воспитанников. Вам необходимо распределить их на два мольберта: на один те формы, которые используются в нашем Учреждении, на второй, которые не используются.
Ответ: в нашем Учреждении
1. Семейные чтения «Добрая книга», выставка коллажей, выставка творческих работ, оформление стенда «Удивляюсь, хвастаюсь и радуюсь, телеальбом на информационном телемониторе, мастерская Деда Мороза, День открытых дверей, родительское собрание в группе, наглядная информация на информационных стендах в групповых ячейках, индивидуальные беседы, анкетирование, консультации, консультации-практикумы, общее родительское собрание, индивидуально-практические занятия, педагогическая гостиная, семинар-практикум, педагогический брифинг, игровой тренинг, педагогический всеобуч, круглый стол, тематические дни, день здоровья, семейная гостиная, конкурсы, викторины, досуги, развлечения, мастер-классы, проекты
2. Ролевые игры, телефон доверия, занятия о профессиях, которые проводят родители, мини-собрания, семейные клубы, деловая игра, тренинговые игровые упражнения и задания, вечер вопросов и ответов, «Родительский университет», «Дни добрых дел», совместные экскурсии, походы, пикники, гость группы.
Вопрос педагогам : какие инновационные формы работы с родителями используете вы, реализуя проекты по данной годовой задаче?
(ответ воспитателей групп всех возрастов, педагогов учреждения)
Семья и детский сад – два важных социальных института социализации ребёнка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы показывает, что в результате применения современных форм взаимодействия, позиция родителей стала более гибкой. Теперь родители – активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения говорят об эффективности использования современных форм в работе с семьями.
13слайд
Давайте подведём итоги нашего Методического диалога. Передаём друг другу микрофон по кругу и перечисляем, какие условия должны обеспечиваться педагогами в рамках организации образовательного процесса для успешной социализации дошкольника, формирования его личности:
эмоциональное благополучие через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к его чувствам и потребностям;
наличие позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным и социокультурным слоям, а также имеющими различные возможности здоровья;
поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
условия для развития коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, умение детей работать в группе сверстников.
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе и др.
Ответы педагогов.