Любовь Деревнина
Система работы педагогического коллектива по социально-коммуникативному развитию дошкольников на основе ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Незабудка» Алтайский край, Усть-Пристанский район,
с. Усть-Чарышская Пристань
Система работы педагогического коллектива
по социально-коммуникативному развитию
дошкольников на основе ФГОС ДО
(из опыта работы)
Автор: старший воспитатель
Деревнина Любовь Александровна
2019г.
Оглавление:
Публикация «Система работы педагогического коллектива по социально-коммуникативному развитию дошкольников на основе ФГОС ДО» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
1. Цели и задачи, реализуемые коллективом ДОУ по социально-коммуникативному развитию дошкольников
2. Формы, методы, основные направления и аспекты работы
3. Создание и использование предметно-развивающей среды
4. Роль проектной деятельности в социально-коммуникативном развитии дошкольников
5. Ознакомление с родным селом, родной природой
6. Сотрудничество с социумом
7. Значение сотрудничества с семьями воспитанников в социализации дошкольников
8. Заключение
9. Выводы
1. Организация полноценного социально-коммуникативного развития дошкольников является одним из приоритетных направлений воспитательно-образовательной деятельности педагогического коллектива МБДОУ «Детский сад «Незабудка». В основе работы по данному направлению находятся основная образовательная программа ДОУ, комплексно-тематическое и перспективное планирование, современные требования к организации педагогического процесса, в том числе, ФГОС ДО.
Содержание работы нашего педагогического коллектива по социально-коммуникативному развитию дошкольников направлено на достижение основных целей :
-позитивная социализация детей
-создание условий для освоения основных моральных и нравственных качеств
-развитие творческой личности ребенка.
Задачи, реализуемые педагогами ДОУ, в процессе социально-коммуникативного развития дошкольников :
-Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, доброжелательности и других моральных и нравственных качеств
-Приобщение к нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми
-Формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств
-Развитие позитивных установок к различным видам труда и творчества
-Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
2. Для решения этих задач используем разнообразные формы и методы работы с детьми : игры, занятия, экскурсии, творческие встречи с ветеранами труда и войны, бывшими выпускниками детского сада, совместные с родителями досуги и развлечения, праздники, тематические и авторские выставки, акции и др.
Работу осуществляем по направлениям:
-развитие общения, нравственное воспитание
-формирование основ безопасности в быту, на прогулке, в природе
-ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание
-самообслуживание, трудовое воспитание.
В системе работы по социально-коммуникативному развитию особое место отводим следующим аспектам:
-организации и эффективному использованию предметно-развивающей среды
-использованию проектной деятельности
-осуществлению нравственно-патриотического воспитания через ознакомление с малой родиной, родной природой
-тесному сотрудничеству с семьей, со школой, с районным краеведческим музеем, районной детской библиотекой, ДШИ (детской школой искусств, ДДТ (домом детского творчества)
3. Образовательный процесс направляем на создание и эффективное использование предметно-развивающей среды, способствующей социализации дошкольников, развитию любознательности, творчества, формированию нравственных качеств. Работу строим с учетом требований ФГОС ДО. С этой целью в группах оформлены центры развития :
-центр игровой деятельности (атрибуты к сюжетно-ролевым играм, игрушки, развивающие игры, уголок по дорожному движению)
- центр художественно-речевой деятельности (библиотека, инсценирование произведений)
- центр исследовательской деятельности (экспериментирование, элементарные опыты)
-центр музыкальной и театральной деятельности (инсценировки, театральные постановки)
- центр двигательной деятельности (атрибуты к подвижным играм, спортивный комплекс, мячи, обручи, и др.)
-центр художественно-творческой деятельности (пластилинография, тестопластика, торцевание, рисование в нетрадиционной технике и др.)
Предметно-развивающая среда постоянно пополняется и обновляется в ДОУ. Например, оформлены новые тематические и персональные выставки детей: «Причудливые статуэтки», «Умелые ручки», «Береза, березка, березонька» (подготовительная группа, «Чудесный мир красок» (вторая младшая группа, «Волшебная ниточка» (средняя группа, семейная выставка «Зимние вечера в семье» (старшая группа). В первых младших и старшей группе сменилось оформление настенных панно, во второй младшей группе по-новому «заиграл» уголок театрализованных игр. В старшей группе оформлена выставка стенгазет, буклетов по здоровьесбережению. Организованы огороды на окне: «Веселый огород» (в первой младшей группе, «Станция Огородниково» (в старшей группе, «Во саду ли, в огороде» (в подготовительной группе, где проводятся труд, наблюдения, познавательно-исследовательская деятельность.
При создании развивающего пространства в групповом помещении учитываем ведущую роль игровой деятельности в развитии детей. Например, в средней группе развернуты сюжетно-ролевые игры: «Мы - военные», «Инспектор ГАИ», «Магазин», Домашний двор», «Пустыня», в старшей группе – «Корпорация «Билайн», «Наш друг-светофор», «Чайный ряд» и др. Это обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям.
В результате предметная среда ДОУ имеет развивающий характер, способствует реализации игровых замыслов дошкольников, содержательному общению педагогов и детей. Каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом, объединяться по интересам.
4. В организации образовательного процесса с целью успешной социализации воспитанников большое значение уделяем проектной деятельности.
Групповые проекты: «Кукольный театр для самых маленьких», «Пока все дома» (младшая группа, «Новогодний карнавал», «Безопасность на дороге и в быту» (средняя группа, «Волшебница-вода» (старшая группа, «Деревья родного края», «Путешествие по произведениям К. И. Чуковского», «Моя малая родина» (подготовительная группа) способствовали развитию творческих проявлений воспитанников, взаимодействию друг с другом и взрослыми, позитивной социализации.
Проведение в рамках проектов таких мероприятий, как составление творческих рассказов, фотовыставок «Так мы живем», «Моя мама лучшая на свете», «Усть-Пристань - родина моя», экскурсий, выпуск стенных газет, организация выставок коллекций «От чайника до самовара», «Куклы в национальных костюмах» послужили развитию у детей коммуникативных навыков, добрых чувств, желания совершать положительные поступки, умения участвовать в коллективной творческой деятельности, радоваться успехам своим и товарищей.
В ДОУ были реализованы индивидуальные детские проекты:
-«Люблю березку русскую» (Полина Тетькова,
-«Моя семья - мое богатство!» (Ксюша Дахина)
-«Мой дом, моя семья» (Рогалев Сережа) и др., разработанные совместно с родителями с учётом склонностей, интересов, уровня активности ребенка. Это позволило детям реализовать свои творческие способности и индивидуальные замыслы, проявить настойчивость и упорство в достижении поставленных целей, повысить самооценку, общественную значимость результатов своей деятельности.
5. В осуществлении нравственно-патриотического воспитания наших дошкольников значительное место занимает ознакомление с родным селом, его достопримечательностями, общение с родной природой. Для этого используем разные виды деятельности, например, труд и наблюдения в природе, художественное слово, чтение художественной литературы, сюжетное рисование, проблемные ситуации, экскурсии в парк, в аллею, к реке Обь, на мельницу. Организуем экологические акции «Сбережем родную природу», «Птичья столовая», «Осторожно - муравьи» и др.
Большой интерес к миру природы вызвали у детей выставки и мини-музеи, оформленные в группах, например, выставка рисунков «Родная природа», мини-музей «Идем по следам родной природы», фотовыставка «Вода - наше богатство». В родительских уголках оформлена интересная познавательная информация о природе, памятки, советы, экологические газеты и плакаты.
В результате дети умеют сопереживать птицам, животным, испытывающим трудности в зимний период, с желанием подкармливают зимующих птиц, проявляют заботу и уход за комнатными растениями, понимают проблемы сохранения окружающей природы родного края.
Дошкольники испытывают патриотические чувства, гордость за свою малую родину. Эти чувства ярко проявились в ходе подготовки и проведения в детском саду праздничного мероприятия «Наши деды в день победы надевают ордена». Семьи воспитанников приняли активное участие в подготовке этого праздника, а встреча с ветеранами оставила глубокие впечатления у всех воспитанников, гостей, родителей, педагогов.
6. Коллектив ДОУ в тесном сотрудничестве работает с районным краеведческим музеем. Воспитанники старшей и подготовительной групп с огромным желанием и интересом посещают районный краеведческий музей, комнату боевой славы, знакомясь с прошлым и настоящим нашей малой родины. Благодаря этому в детском саду стала доброй традицией организация экскурсий к памятнику воинам-землякам, в аллею героев. В дни празднования Дня Победы воспитанники подготовительной группы приняли активное участие в творческой встрече с ветеранами трудового фронта, организованной в музее, подготовив для них праздничную программу. Эта встреча, общение с почетными людьми послужили воспитанию уважительного отношения к старшему поколению. Неподдельный интерес у старших дошкольников вызывает творческое взаимодействие с районной детской библиотекой, ее сотрудниками, в частности, проведение литературных викторин, путешествия по страницам любимых сказок, выставки рисунков по мотивам прочитанных произведений Е. Чарушина, Н. Сладкова, В. Бианки, М. Пришвина, обзорные беседы. Такие встречи позволяют детям усвоить социокультурные ценности, развивают коммуникативные способности, служат становлению социального и эмоционального интеллекта, развитию эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
7. Неоценимую роль в социализации дошкольников играет сотрудничество с семьями воспитанников. Наши родители понимают важность этого процесса и всегда заинтересованно участвуют в совместных мероприятиях:
-в творческих выставках поделок «Волшебница-осень», «Игрушки для нашей елочки», «Природа и фантазия»,
-в акциях «Птичья столовая», «Сбережем родную природу», Неделя игры»,
-в конкурсе плакатов по ПДД «Дорожная безопасность глазами детей и взрослых»,
-в выставке групповых газет «Наши папы - самые лучшие»,
-в досугах «Папа, мама, я - спортивная семья», «Семейные посиделки», «Осенины» и др.
Традиционно родители вместе с детьми принимают активное участие в районной выставке «За волшебной дверью творчества», организуемой в ДДТ (дом детского творчества). Неоднократно наш детский сад занимал первые места в этой выставке, многие наши воспитанники являются ее призерами, что положительно влияет на формирование социальных, нравственных, эстетических качеств личности ребенка: инициативности, самостоятельности, ответственности, положительного отношения к себе, к другим людям, умения проявлять и реализовывать индивидуальные способности.
Большую общественную и социальную значимость имеет активное участие родителей в благоустройстве и обновлении участков детского сада игровыми постройками, изготовленными своими руками. Это машины, мотоциклы, песочницы, паровозик, кораблики, столики, скамейки и др.
В результате дети испытывают гамму чувств: радость, гордость, желание поделиться своими эмоциями, играть вместе, беречь то, что сделано их родителями.
8. Заключение:
В мае на итоговом родительском собрании, проведенном совместно с учителями начальных классов, было отмечено, что все наши выпускники освоили социальные качества :
умеют взаимодействовать друг с другом в игре, в конструктивной, творческой и других видах деятельности, легко вступают в общение с взрослыми и сверстниками, обладают установкой положительного отношения к себе и к другим людям;
способны договариваться, сотрудничать, разрешать конфликты мирным путем;
проявляют готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается (в процессе игры, в ходе самообслуживания, в трудовой деятельности);
знают и соблюдают установленные правила и социальные нормы (стремятся соблюдать правила поведения в группе, в общественных местах);
все дети, в основном, эмоционально отзывчивы на красоту окружающего мира, произведения народно-прикладного искусства. Это ярко проявилось в течение учебного года в ходе оформления и действия многочисленных творческих выставок (тематических и персональных, например, «Галерея творческих работ», «Море творчества и идей», «Зимушка хрустальная»,
имеют представления о себе, о своей семье, о правилах безопасного поведения на дороге, в быту;
дошкольники испытывают патриотические чувства, гордость за свою страну, свою малую родину, что продемонстрировали в ходе подготовки и проведения праздничного мероприятия «Наши деды в день победы надевают ордена», в процессе реализации и презентации проекта «Моя родина-Усть-Пристань». В результате был сделан вывод, что наши выпускники социально адаптированы, умеют позитивно общаться и взаимодействовать друг с другом и взрослыми.
9. Выводы:
Достижению положительных результатов послужило:
1. Создание благоприятных условий для полноценного проживания и развития дошкольников (доброжелательное отношение к детям со стороны педагогов, создание уголков и центров развития, организация детской деятельности по интересам и др.);
2. Всестороннее развитие педагогами психических и физических качеств детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями в процессе познавательной, игровой, творческой, продуктивной деятельности на основе образовательной программы и ФГОС ДО;
3. Целенаправленная работа педагогов по формированию основ базовой культуры личности ребенка через использование разнообразных методов и приемов;
4. Использование педагогами в образовательном процессе ИКТ, презентаций, проектов и других современных педагогических технологий;
5. Активное взаимодействие с социумом : районным музеем, детской библиотекой, ДДТ, начальной школой, ДШИ;
6. Тесное сотрудничество с семьями воспитанников по вопросам воспитания и развития дошкольников.