Наталья Галиахметова
Конспект метапредметного занятия «Счастье есть…»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект метапредметного занятия
Методическая разработка
по социально-коммуникативному направлению развития детей
«Счастье есть…»
для детей старшего дошкольного возраста
(6 – 7 лет)
Цель занятия : создать условия для осознания и осмысления воспитанниками понятия «счастье» как общечеловеческой ценности применительно к самому себе.
Задачи:
Публикация «Конспект метапредметного занятия „Счастье есть…“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
Обучающие: Формировать у детей способность распознавать собственные чувства и чувства других людей, чтобы уметь управлять своими эмоциями и поддерживать верный стиль в отношениях. Формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями – мимикой, жестами, пантомимой.
Развивающие: Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей. Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе самостоятельной деятельности.
Воспитательные: Воспитывать интерес к окружающим людям, чувство понимания и потребности в общении. Сообщая детям знания, воспитывать такие нравственные качества, как любовь к близким людям. Стремление заботиться о них.
Планируемые результаты:
• выработка собственного осознанного осмысленного выбора и позиции, возможности самоопределения;
• выражение своих мыслей, взглядов;
• формулировка собственных суждений, выводов, заключений;
• проявление активной позиции в аргументировании своей точки зрения и доказательстве своего мнения;
• выполнение задания в соответствии с поставленной целью;
• умение контролировать, корректировать и оценивать свои действия и действия партнёров.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Средства:
Наглядные - фрагменты из мультфильма «Летучий корабль».
Практические – показ и выполнение упражнений и движений.
Музыкальные – инструментальная музыка для расслабления (три варианта). Фонограмма песни С. Намина «Мы желаем счастья вам».
Оборудование:
- Интерактивная доска.
- Мяч.
- Атрибуты для театрализации (шляпа, кепка, платок, сарафан, бусы, штаны, рубаха, туфли на каблуках, сумочка, трость).
- Раздаточный материал: заготовки сердечек, фломастеры, цветные мелки, наклейки (улыбки, глазки, трафареты (глаза, улыбка, поролоновые спонжи, краски на каждого ребенка.
Ход занятия
I МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
1.1. Инициация. Настрой на работу всех участников занятия.
Дети стоят в кругу.
Педагог:
- Очень рада приветствовать вас на этой встрече! Пусть она будет доброй и запоминающейся! Все пришли сюда с разным настроением, но здесь мы – одна команда, и от работы каждого зависит общий успех! Не бойтесь говорить, высказывайте вслух всё, что думаете. Любая мысль, даже если она окажется ошибочной, ведёт нас к достижению результата!
Приветствие.
Педагог:
- Предлагаю вам поприветствовать друг друга добрыми словами, передавая мяч по кругу. Это могут быть ласковые, приятные слова, комплименты, например: «Лена, я рада тебя видеть!»
Педагог:
- Ребята, а что вам больше нравится, говорить приятные слова, или когда вам их говорят? (ответы детей)
-А что вы чувствуете, когда вам говорят приятные слова? (ответы детей)
-А если человек очень много времени, каждый день, испытывает чувство радости – что про него можно сказать? (ответы детей)
-Правильно. Счастливый человек.
-Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить? (формулируем тему)
- Все, вами перечисленные слова, можно объединить одним общим понятием, каким? (ответы детей) Счастье.
Педагог приглашает детей присесть за столы. Дети рассаживаются.
1.2. Целеполагание. Погружение в тему.
Педагог:
- Ребята, вы когда-нибудь слышали слово «Счастье»? Где? Когда? (Ответы детей).
- А кто обычно говорит о нем? (ответы детей)
- Какие люди говорят о нем? (ответы детей)
- Когда говорят о счастье? (ответы детей)
II. ОРГАНИЗАЦИОННО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП.
2.1. Совместное составление «Образа счастливого человека».
Педагог:
- И я счастлива, что сегодня увиделась с вами.
-А какое сегодня число? (ответы детей)
-Какое было вчера? (ответы детей)
-Какое будет завтра? (ответы детей)
-А какой сегодня день недели? (ответы детей)
-Сколько всего дней в неделе? (ответы детей)
-А сколько рабочих дней? (ответы детей)
-С какого дня начинается рабочая неделя? (ответы детей)
-Назовите рабочие дни недели. (ответы детей)
-Выходные назовите (ответы детей) Сколько их в неделе? (ответы детей)
-Вы сказали, что месяц февраль, а к какому времени года он относится? (ответы детей)
- Сколько зимних месяцев? (ответы детей)
- Сколько всего месяцев в году? (ответы детей)
- Давайте их перечислим (ответы детей)
- А сейчас, посчитаем месяцы по порядку (ответы детей)
- Теперь обратный счет (ответы детей)
- Какой будет пятый месяц от начала года? (ответы детей)
- Сентябрь, какой по счету? (ответы детей)
- Третий от начала года? (ответы детей)
- Время года? (ответы детей)
- Не просто я у вас спросила, про третий от начала года месяц март! 20 числа, в марте отмечается День счастья! Это настоящий праздник для счастливых людей!
- А вы часто бываете счастливыми? (ответы детей)
Звучит спокойная музыка.
Педагог:
- Сядьте поудобнее, закройте глаза, расслабьтесь. Вспомните те моменты, когда вы были счастливы? (Пауза 1 минута)
- Опишите своё состояние, какие чувства, эмоции, вы испытывали, когда были счастливы? (ответы детей)
- Можно ли отличить в толпе счастливого человека? (ответы детей)
- А как вы определите, что он счастлив? (ответы детей)
- Вспомните, как он выглядит? (ответы детей)
- Давайте вместе попробуем описать счастливого человека, его внешний вид, поведение (ответы детей).
- Посмотрите в зал, и найдите человека, который, по вашему мнению, счастлив. Подойдите к нему, возьмите его за руку.
Дети встают из-за столов и проходят в зал искать счастливого человека по их мнению.
- Почему вы решили, что это именно он? (ответы детей)
- А как вы это определили? (ответы детей)
Вывод: - Счастливые люди очень похожи. Бодрые, улыбающиеся, энергичные. Это люди, по лицу которых видно, что у них всё хорошо. Счастливый человек как будто светится изнутри. Ему нравится, как он живет. Он радостно показывает всем, что ему это нравится, он нравится сам себе. Он влюблен в жизнь.
- Что мы видим на лице счастливого человека? (ответы детей).
2.2. Обсуждение вопроса: Меняется ли понимание счастья с возрастом?
Педагог предлагает детям пройти на ковер и сесть поудобнее.
Педагог:
-Как вы думаете, человек может быть счастлив в любом возрасте? (ответы детей)
- Ника, а у тебя есть бабушка? Как ты думаешь, она счастлива? Отчего она счастлива? (ответ)
- Сейчас об этом и поговорим. Поиграем в игру «Перевоплощения».
Игра «Перевоплощение»
Педагог:
- Сейчас я выберу четыре человека. Выходят Лена, Женя, Ника, Данил.
- Лена, твоя роль- взрослой женщины, Ника - бабушки, Женя - мужчины, Данил - дедушки.
- Подойдите к вешалке с одеждой и выберите для себя одежду, атрибуты, соответствующую вашей роли (участники игры переодеваются)
- Пока участники переодеваются, продолжим тему «Счастье».
-Тихон, как ты думаешь, твой папа счастлив? Отчего он может быть счастливым? (ответы детей)
- Настя, а ты как думаешь, отчего может быть счастлива твоя мама? (ответы детей)
- Итак, Лена, перевоплотилась во взрослую женщину.
- От чего ты будешь счастлива? Что тебя будет радовать? (ответы детей)
- Женя, ты перевоплотился во взрослого мужчину. От чего ты будешь счастлив? (ответы детей)
Если дети затрудняются, предложить им вопросы: Как ты думаешь, отчего может быть счастлива твоя мама, папа, бабушка, дедушка?
- Ника, ты перевоплотилась в бабушку. В чем счастье бабушки? (ответы детей)
- Данил, ты перевоплотился в дедушку. Как ты будешь счастлив? (ответы детей)
Вывод: в каждом возрасте – свое понимание счастья.
- А сейчас перевоплощайтесь обратно в воспитанников подготовительной группы.
- Теперь я предлагаю вам поиграть. Ребята, встаньте в круг. Я буду читать утверждения, а вы, выполняйте движения, если согласны.
Подвижная игра «Счастлив, когда.»
Педагог:
-Присядьте, кто счастлив, когда кушает мороженое…
-Присядьте, кто счастлив, когда кушает лук…
-Подпрыгните те, кто счастлив, когда поет…
-Помашите правой рукой, кто счастлив, когда встречает друга…
-Помашите левой рукой, кто счастлив, когда на улице светит солнце…
-Присядьте, кто счастлив, когда ему что-то подарили…
-Подмигните, кто счастлив, когда бегает…
-Поднимите правую ногу вверх, кто счастлив, когда танцует…
-Поднимите левую ногу вверх, кто счастлив, когда отдыхает…
-Прыгайте на одной ножке, кто счастлив, когда смотрит мультфильмы…
-Присядьте, кто счастлив, когда просыпается…
-Улыбнитесь, потянитесь…
-Сделайте вдох/выдох (3 раза)
-И пойдемте занимать свои места за столами.
(Дети рассаживаются за столы)
2.3. Размышления о подходах к пониманию счастья.
Педагог:
- Все мы разные, кто-то любит петь, кто-то танцевать, а кто-то отдыхать, лежа на диване. Значит ли это что и счастье у каждого свое? (ответы детей)
- Посмотрите на экран, и поразмышляйте, в чем счастье для каждого героя.
(Включаются по очереди 3 отрывка – фрагмента (песня Полкана, песня Любавы, песня Царя) из мультфильма «Летучий корабль»)
Педагог:
- Посмотрели отрывки, ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- Как вы думаете, в чем счастье для Забавы? (ответы детей)
- А для Полкана? (ответы детей)
- А Царь, от чего счастлив? (ответы детей)
- И это еще раз доказывает, что для каждого понимание счастья свое.
- Быть счастливым, это очень здорово! Когда человек счастлив, ему хочется поделиться своим счастьем.
- А вы хотите? (ответы детей)
- Предлагаю каждому из вас самому изготовить свой кусочек счастья и поделиться им со своими родными и близкими.
- Но перед этим нужно разогреть наши ручки, что бы счастье получилось очень теплым.
- Приготовьте ручки и выполняйте вместе со мной.
Пальчиковая гимнастика «Тортик»
Тесто ручками помнем,
Вкусный тортик испечем.
Серединку смажем кремом,
А верхушку вкусным джемом,
И кокосовою крошкой мы посыплем торт немножко.
А потом заварим чай,
Друг друга в гости приглашай.
Дети выполняют соответствующие движения пальчиками
Звучит инструментальная музыка «Звуки леса»
Педагог:
- Пройдите к столам. Выберите для себя сердечко и необходимый материал то, чем вы хотите его «оживить» : краски, фломастеры, наклейки, все, что захотите.
Дети выбирают материалы по своему усмотрению и оформляют сердечки.
Кто-то рисует, кто-то клеит, кто-то конструирует.
III. РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП.
Педагог:
- О чем мы сегодня с вами говорили? (ответы детей)
- Что интересного сегодня для вас было? (ответы детей)
- Что запомнилось вам? (ответы детей)
- Что было вам легко? (ответы детей)
- Что сложно? (ответы детей)
- Можно ли сказать, что вы стали счастливее? (ответы детей)
- Что помогло вам сегодня стать счастливее? (ответы детей)
- Что было необычного в сегодняшнем занятии? (ответы детей)
Звучит спокойная музыка
Педагог:
- Оставьте сердечки на столах. Сегодня вечером вы их подарите своим родным и близким людям.
Педагог предлагает встать детям в круг.
Педагог:
-Вытяните перед собой руки и соединим их в центре круга. Давайте тихо постоим и представим себя теплыми солнечными лучами. Лучи солнца приносят людям радость и счастье. Ребята, будьте счастливы! Всегда, в любой ситуации найдется пусть даже маленькая причина, что бы быть счастливым! Счастье есть везде и всегда! Давайте все вместе хором скажем: «Мы счастливы!» Чтобы не спугнуть счастье, сначала шепотом. Счастье с нами, скажем своим обычным голосом. А сейчас скажем громко-громко: «Мы счастливы!»
Звучит песня С. Намина «Мы желаем счастья вам!». Дети прощаются с гостями.