Наталья Паламарчук
Конспект мероприятия с детьми 6 лет «Шахматное королевство»
Выполнил:
Паламарчук Наталья Петровна
Воспитатель
МАДОУ ДС № 68 «Ромашка»
г. Нижневартовск
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»
Возрастная группа: группа общеразвивающей направленности для детей 6-го года жизни.
Тема: «Путешествие в шахматное королевство»
Цель:
закрепить первоначальные знания детей о шахматной доске и фигурах.
Задачи:
Публикация «Конспект мероприятия с детьми 6 лет „Шахматное королевство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Обучающие:
- учить детей ориентироваться на плоскости доски;
- продолжить знакомить с названием и внешним видом шахматных фигур;
- вызвать у детей интерес к шахматам;
Развивающие:
- развивать у дошкольников память, внимание;
- способствовать развитию логического мышления;
- продолжить обогащение словаря детей новыми словами и понятиями;
Воспитывающие:
- воспитывать навыки работы в коллективе;
- вырабатывать уверенность в своих силах;
- повышать шахматную культуру.
Ожидаемые результаты:
Сформированы первоначальные понятия о шахматной доске и внешним видом шахматных фигур.
Умеют ориентироваться на плоскости доски.
Употребляют в играх, занятиях, общении знакомые понятия о шахматах.
Умеют изобразить на листе бумаги.
Способы организации детей: стоя на ковре, сидя за столами.
Оборудование: Магнитная доска, указка, мешочек с шахматными фигурами для игры «Волшебный мешочек», коробочки для каждого ребенка с разрезанными в в них черными и белыми квадратиками, маски с черными и белыми фигурами, макеты деревьев с вопросами, фонограмма «волшебной» мелодии.
Интеграция образовательных областей:
Образовательные области Содержание
Социально-коммуникативное развитие Развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленную задачу. Игра в маски.
Познавательное развитие Решение проблемной ситуации.
Речевое развитие Вопросы о шахматах;
Игра «Доскажи словечко»;
Д/игра «Волшебный мешочек»;
Физическое развитие Физкультминутка «Пешки».
Художественно-эстетическое развитие Конструирование шахматных линий и доски из предложенных квадратиков.
Словарная работа: шахматная доска, белые поля, черные поля, вертикаль, диагональ, горизонталь, шахматные фигуры : король, ферзь, конь, слон, ладья, пешка.
Предварительная работа: знакомство с историей возникновения шахмат, шахматной доской (поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, шахматными фигурами, просмотр интерактивной сказки «Как появилась шахматная доска» И. Г. Сухина, рисование шахматных фигур.
Методические приё мы:
1. Игровая мотивация «Путешествие в Шахматное королевство».
2. Игра «Доскажи словечко».
3. Составление линий из предложенных квадратиков.
4. Задание «Вопросы о шахматах»
5. Физкультминутка «Пешки».
6. Д/игра «Волшебный мешочек»;
7. Игра в маски.
8. Итог занятия, рефлексия
Ход НОД:
I.ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Сюжет, игровая мотивация «Путешествие в Шахматное королевство»
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята. Я хочу вас пригласить в путешествие в одно замечательное королевство. Это королевство не найти нигде. В этой волшебной стране 32 жителя и 64 поля. Как вы думаете, о каком королевстве я говорю?
Дети: Шахматное королевство.
Воспитатель: Правильно! Вы согласны отправиться в путешествие? Но скажу сразу, что это путешествие с приключениями и трудностями, с которыми смогут справиться только упорные, внимательные, настойчивые ребята. Вы готовы?
Дети: да!
Воспитатель: Тогда отправляемся в путь! (Звучит «волшебная» музыка)
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Воспитатель: Найти шахматное королевство не так просто. Сначала нужно пройти через поле, выполнив задания. (Детям предлагается подойти к магнитной доске и поиграть в игру «Доскажи словечко», хором проговаривая слова, по желанию один из детей проводит при этом указкой на доске правильные линии) :
1. В поле много есть дорожек.
Будь и смел и осторожен.
Вверх и вниз пойдёшь – это (вертикаль,
Вправо- влево -(горизонталь).
А с угла на угол, вдаль
Нас ведёт (диагональ).
2. Составление линий и всей шахматной доски из предложенных квадратиков
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на столах лежат коробочки, в них что-то есть! Давайте сядем за столы и посмотрим, что же в них.
Дети: черные и белые квадратики.
Воспитатель: Правильно, посмотрите, они такие же, как и на шахматной доске!
-Как можно из квадратов построить вертикальную дорожку, горизонтальную? (построение на столе)
-Сколько вертикальных, горизонтальных дорожек на шахматной доске(8)
-Построй самую длинную диагональ шахматной доски (построение)
-Сколько полей содержит самая длинная диагональ(8, самая короткая(2).
- Достройте все крадратики, чтобы получилась шахматная доска.
3. Задание «Вопросы о шахматах»
Воспитатель: молодцы, поля пройдены. Но впереди нас ждет новое задание. Чтобы попасть в королевство шахмат, нужно пройти через Лес. (На макетах деревьев листья с вопросами, дети по очереди срывают листья и отвечают на вопросы).
- Родина шахмат? (Индия).
- На каких полях ничего не растет? (Шахматных).
- Сколько фигурок в шахматах? (32).
- Ребята, что делают противники за шахматной доской? (играют в шахматы).
- Какого цвета поля на шахматной доске? (белое и чёрное)
- Какую форму имеет центр: круглую или квадратную? (квадратную)
Воспитатель: Вы справились с этим заданием и смогли пройти через Лес вопросов.
Вот мы и в шахматном королевстве! Посмотрите, нас встречает Королева. (на интерактивной доске появляется изображение Королевы крупным планом).
Ребята, Королева очень любит, когда к ней заходят гости! Ей нравится с ними веселиться и она предлагает нам, как почетным гостям, немного размяться. Встаем на коврик полукругом.
4. Проводится физминутка «Пешки» :
Ну-ка, пешки, поиграем
Головой мы покачаем,
Вправо-влево, а потом
3-4 приседаем
Наши ножки разминаем.
1,2,3 на месте шаг
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души
На места мы вновь спешим.
Воспитатель: Ребята, у Шахматной Королевы случилась неприятность- злой волшебник собрал все шахматные фигуры в мешок и прочно его завязал, а одну из фигур превратил в колпачок (колпачок стоит на полочке, под ним фигура! Она просит помочь вызволить из заточения фигуры и узнать, какая же фигура заколдована!
Воспитатель: Поможем нашей Королеве!
Дети: да!
Воспитатель: Я постараюсь развязать тугой узел на мешке, а ваша задача вынимать фигуры и называть их, тогда мы узнаем, какой фигуры недостает, значит она и заколдована!
5. Игра «Волшебный мешочек» (По очереди дети из мешочка достают шахматные фигуры, на ощупь определяют, какая фигура спрятана).
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием и вызволили фигуры! Какой же фигуры недостает?
Дети: Ладьи!
Воспитатель: Смотрите, на дне мешочка записка, читаю:
«Снимется колдовство с ладьи только в том случае, если следующее задание выполнят правильно все гости, пришедшие в Шахматное Королевство!»
6. Игра в маски
Воспитатель: Ребята! Давайте поможем расколдовать фигуру, выполним задание и расколдуем ладью!
Дети: давайте!
Воспитатель: На столе лежат маски и мешочек с фигурками. Ребята, слушайте задание внимательно, нужно достать фигурку из мешочка, назвать ее, найти и надеть маску с такой же фигуркой на себя. (дети выполняют задание)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Смотрите, колдовство снято, наша ладья свободна! Королева шахматного Королевства благодарит вас за помощь, активность и внимательность и дарит вам на память шахматные медальки. А нам пора возвращаться в детский сад. До свидания, Королева! (Звучит «волшебная» музыка)
III.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
11 Итог занятия, рефлексия
Воспитатель: вот мы и вернулись из путешествия по шахматному Королевству.
Что было интересным для вас?
Что нового вы узнали сегодня?
Какое задание шахматных фигур вам понравилось больше всех?
Какое задание было сложно выполнить?Вы бы хотели научиться играть в шахматы? Почему?
Литература и интернет ресурсы:
1. Сухин, И. Приключения в Шахматной стране. – М. : Педагогика, 1991. Сухин, И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М. : Поматур, 2000.
2. Сухин, И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М. : Новая школа,1994.
3. Сухин, И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.