Ольга Ситникова
Конспект мастер-класса по росписи имбирного пряника «По мокрой глазури» в старшей группе
Цели: Показать детям красоту, художественную ценность пряника, как одного из значительных и выдающихся проявлений народного творчества; Сохранить традиции изготовления пряников у себя дома; Создать условия для развития интереса к народному творчеству, культуре и традициям.
Задачи: Выявление особенностей разных видов пряников; Развитие творческих способностей; Развитие художественно- эстетического вкуса; Формирование навыков по исследовательской деятельности.
Публикация «Конспект мастер-класса по росписи имбирного пряника „По мокрой глазури“ в старшей группе» размещена в разделах
Раздаточный материал (на 1 ребенка) : Пряник-заготовка, айсинг 2- цветов (розовый, и голубой, ножницы, зубочистки, салфетки (сухая и влажная посыпка,
Музыкальное оформление: русские народные песни, мелодии.
Водная часть
Любой ребенок, получая готовый фабричный расписной пряник, обязательно задает вопрос о том, кто разрисовывает пряники, втайне мечтая принять участие в этом деле и изобразить на прянике что-нибудь чудесное! Воплотить в жизнь такие кулинарно-художественные фантазии можно в ходе ароматного мастер-класса по росписи имбирных пряников.
Теоретическая часть.
Показ презентации о истории пряников, видео «Роспись пряников», для детей и их родителей.
Воспитатель.
- Итак, пряник - мучное кондитерское изделие, выпекаемое из специального теста; для вкуса могут добавляться мёд, орехи, изюм, фруктовое или ягодное повидло. Наличие в пряниках таких природных консервантов, как сахар и мед гарантируют сохранность и превосходный вкус до полугода. Что бы вернуть прянику мягкость нужно положить его на некоторое время в пакет с дольками яблока. Пряник - символ праздника, хотя делали пряники не только на праздники.
По способу приготовления пряники делят на три вида : печатные, вырезные и лепные.
Печатный — самый распространенный, изготавливался с помощью пряничной доски, сделанной из дерева твердой породы.
Вырезной пряник вырезается из теста с помощью металлической формы; это самый простой и эффективный способ приготовления.
Лепить пряники — самый древний способ; особенно распространен был на Севере.
Особой региональной разновидностью русских пряников являются козули - пряники в виде разных зверюшек. Такие пряники очень популярны в Архангельской области и считаются одним из символов Поморья.
Среди русских городов, где традиционное пряничное производство существует с давних времен и поныне, - Тула (тульский пряник, Городец (городецкий пряник, Вязьма (вяземский пряник, Архангельск (козули).
Состав: мед, сахар, мука, масло, яйца, сода пищевая, пряности и специи (имбирь, корица, анис, гвоздика, кардамон).
Сахарная рисовальная масса (айсинг) : яичный белок, сахарная пудра, сок лимона, пищевые красители, посыпки.
Пословицы и поговорки
«И пряником не заманишь»
«Ломается, как пряник»
«Без работы пряников не купишь»
«Кнутом и пряником»
«Как пряник в ухе»
«Под пиво и пряник покатит»
«Веселый пряник и под мышкой пролезет»
«Слаще пряников медовых»
«Купи себе пряник»
Практическая часть.
Показ приёмов работы.
Воспитатель. Я раздам вам уже испеченные пряники, а вы их украсите по своему желанию. А варианты узоров я вам покажу на доске узоры состоят из разных линий (прямых, волнистых, ломаных, точек, капелек, сеточек).
Дети садятся за столы и принимаются за работу, родители помогают.
Воспитатель. Берем мешочек с глазурью любого цвета, которой будем заливать весь наш пряник. Отрезаем кончик, но совсем тоненький, чтоб можно было сделать аккуратную линию контура. Проводим контур, отступая от края пряника. Уверенно и крепко держим мешочек.
«Рисуем» контур на наших пряниках. Теперь ждем около минуты, пока контур немного подсохнет, чтоб можно было продолжить дальнейшую роспись.
Теперь у мешочка можно срезать кончик чуть побольше, но не более 1-2 мм так как будет вытекать большое количество глазури и это будет крайне неудобно. Начинаем заливать от края и постепенно двигаться к центру. В местах, где не хватает глазури, добавляйте ее вновь и вновь. Далее нам потребуется зубочистка. Аккуратно, с ее помощью распределяем глазурь по участкам, где она легла неровно или где глазури вообще нет. Делать это нужно круговыми движениями.
Вот что в итоге должно получиться - достаточно ровная поверхность. Для того чтобы распределить глазурь еще ровнее, аккуратно постучите пряником по ладони или по поверхности, на которой вы работаете.
Еще в росписи есть такой нюанс. При заливке, под глазурью остается воздух и лучше его сразу убирать. Если вы видите вот такие пузырьки, сразу их убирайте зубочисткой.
Далее, берем глазурь другого цвета и «рисуем» узоры.
После росписи пряники необходимо на сутки убрать, чтобы они высохли. Главное в таком мастер-классе — удержаться и не съесть все сразу, а сделать это сложно, ведь пряники очень ароматные и яркие
Заключительная часть.
Завершая мастер-класс мне очень важно знать ваше мнение. (Дети говорят свои впечатления)
В конце мастер-класса детям были выданы нарядные пакеты, в которые каждый ребенок смог положить свой имбирный пряник.
Какие красивые пряники украшают мой стол! Моими гостями будете вы! Я вас приглашаю повеселиться со мной вместе! Давайте танцевать! (Дети танцуют под музыку и поют песню «Пряники русские»)
Кто придумал тот секрет,
Точно неизвестно.
Может, бабка, может, дед
Замесили тесто.
Из муки и патоки
Выпекали пряники.
Пряники русские,
Сладкие, мятные,
К чаю ароматному
Угощенье знатное.
Если холод бушевал,
Странников усталых
В дождь и стружу согревал
Чай из самовара.
Ну, а к чаю странникам
Подавали пряники.