Людмила Лабунская
Занятие-развлечение в средней группе «Украшение пряника»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие- развлечение в средней группе «Украшение пряника».
Образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие.
Вид деятельности: непосредственно-образовательная деятельность.
Тип: интегрированное.
Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа).
Публикация «Занятие-развлечение в средней группе „Украшение пряника“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пряники. Все о пряниках для детей
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Формы непосредственной образовательной деятельности: совместная дея-ть.
Тема: «Украшение пряника»
Цель:
Познакомить с народными художественными традициями.
Задачи:
Образовательные:
• систематизировать и закрепить знания о труде мастеров народных промыслов,
• познакомить с новыми понятиями: самовар, Архангельский пряник, чаепитие,
• активизировать речь детей, совершенствовать умение высказывать предположения и делать выводы,
• познакомить детей с историей возникновения самовара, с его назначением,
Развивающие:
• развивать творческие способности детей,
• развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус,
• развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать,
• развивать внимание, память, логическое мышление,
• закреплять навыки коллективной работы.
Воспитательные:
• воспитывать любовь и уважение к своей Родине, народу, мастерам-умельцам,
• воспитывать нравственные качества личности ребенка.
• вызвать положительное эмоциональное настроение,
• воспитывать чувство уважения к далёким предкам, бережное отношение к истории.
Предварительная работа:
. изготовление с детьми пряников из соленого теста.
• беседы, рассказы по теме, рассматривание иллюстраций самоваров, пряников,
• дидактические игры: «Собери самовар»,
Методы и приё мы: наглядный, словесный, игровой, практическая продуктивная деятельность детей, дидактическая игра.
Материалы и оборудование: самовар, иллюстрации с элементами росписи, пряники, картинки, аудиозаписи с песнями, магнитофон, интерактивная доска для просмотра слайдов, гуашь белого, красного, синего цвета, палитра, кисти, баночки с водой, салфетки, вылепленные детьми пряники из соленого теста, обруч с лентами – «карусель».
Словарная работа: печатные, лепные, узорные пряники,самовар, ярмарка.
Воспитатель: Ребята, послушайте, какая замечательная музыка звучит. Она приглашает нас на ярмарку! А вы знаете, что такое ярмарка?
Дети: Нет!.
Ещё с давних времён у русского народа был обычай-устраивать ярмарки.
Ярмарка-это место, где можно и купить и продать разнообразный товар. Мастера из разных уголков земли везут свои изделия на ярмарку. Ходит народ по рядам, а товара так много, что глаза разбегаются.
Воспитатель: Скажите мне ребята, а хотите вы побывать на настоящей ярмарке?
Дети: Да!
Сегодня мы с вами туда отправимся.
Скоморох:
Сюда, сюда все приглашаются,
Ярмарка начинается!
Мальчишки и девчушки,
Откройте глаза, навострите ушки!
Русская ярмарка не каждый день бывает.
Чего здесь не наслышишься,
Чего здесь не навидишься!
Все будут довольны, никто не обидится!
Здесь и свистульки, здесь и игрушки.
Чай из самовара, пряники печатные, игры занятные!
Здесь на всех, друзья хватит радости,
Будут игры, веселье, подарки и сладости. (слайд с иллюстрацией ярмарки).
Воспитатель: мы с вами оказались на самой настоящей ярмарке. Ну же, давайте посмотрим, что она для нас приготовила. Но для этого нужно отгадать загадку:
Стоит толстячок
Подбоченивши бочок.
Шипит и кипит, всем пить чай велит.
Дети: Самовар
Воспитатель: Правильно, ребята, -это самовар.
Воспитатель: Вот он, посмотрите какой пузатый, блестит, как зеркало. А для чего нужен самовар (Слайд № 2)
Дети: Чтобы чай кипятить.
Воспитатель: Правильно, в нем кипятят чай. Внешне он напоминает чайник с большим изогнутым носиком, внутри у него припаян кувшин, куда накладывали угли, а внизу - поддувало. «Сам варит»- отсюда и слово произошло самовар. Самовар - это русское гостеприимство, это часть жизни и судьба русского народа.
Издавна русской традицией считается чаепитие за самоваром. Тщательно начищенный он красовался на самом видном месте в комнате. Делали самовары в городе Туле, они были разные по цвету и по форме.
Были большие пузатые, маленькие расписные. Есть самовары разной формы: в форме вазы (Слайд №3, круглый самовар-шар (Слайд№4), в форме репки (Слайд 5, самовар-петух (Слайд №6, затейливый домик-теремок. (Слайд №7).Такие самовары всегда становились украшением ярмарок.
Скоморох:
Вот вам и подарок: сундучок с сюрпризом!
Воспитатель: Ребята, вам интересно узнать, что в нем (дети садятся на стульчики). Давайте посмотрим (достаю из сундучка муляж пряника : петушок). Что это? Конечно же это петух, а как вы думаете, он простой? Действительно это не игрушка, это пряник. А вы любите пряники?
Дети: да
Скоморох:
Этот пряник необычный :
За долами, за лесами,
Есть резной, чудесный дом.
На крыльце петух с ключами,
Дед и баба за столом.
Перед ними тесто горкой
Меду целое ведерко,
Сливки в глиняном горшке.
Дед и баба вся в муке
Слепили коровку масляну головку.
С нею рядышком коза
Леденцовые глаза.
Пастушок с дудочкой,
Рыболов с удочкой,
Дом и речка с мостиком,
И собака с хвостиком.
Лепили, лепили, и в печь посадили.
Пусть поджарятся, подрумянятся!
Будут пряники пудовые,
Золотые и медовые!
Воспитатель:
О чем говорится в этом стихотворении? Правильно, о пряниках. Какими назвал их скоморох?- медовые, золотые. (рассматриваем муляж пряника). Цвет темно-коричневого медового теста, а сверху пряник украшен глазурью из цветного сахара (обращаю внимание детей на цвет глазури).
Пряники пекли на Руси с давних времен, их готовили к праздникам, свадьбам, их продавали на ярмарках.
Пряники делали разные, были совсем маленькие(2-3 см) и совсем огромные, которые едва умещались на телеге, их называли пряники-гиганты (слайды с изображением разных пряников)
Воспитатель: По способу изготовления пряники бывают разные : печатные, лепные и узорные.
Как выдумаете, как это печатные?
Дети: печатаются на тесте деревянными формами (пряничными досками)
Воспитатель: такие доски делали из липы, березы. Такой доской пекари делали отпечаток на тесте, как вы формочками на песке (слайд).
А лепные?
Дети: лепят из теста прямо руками так же, как обычно лепят глиняные игрушки (из пластилина).
Воспитатель: Да, тонкие жгутики глины (пластилина) превращают в фигурки зверей (слайд).
Узорные пряники вырезаются из пластины раскатанного теста ножом или с помощью специальных металлических форм. Мы с вами именно такие пряники и лепили. (фото детей).
Пряники были любимым лакомством детей. Для них делали пряники в виде птичек, разных животных. Про пряники народ и потешки сочинял. (исполняет потешку вместе с детьми).
Кот на печку пошёл, (ладони к голове как ушки кота)
Горшок каши нашёл. (ладони вместе «горшочком»)
На печи калачи, (руки сомкнуть в кольцо калачом)
Как огонь, горячи.
Пряники пекутся –(ладони сложить «пирожком» и
Коту в лапки не даются. Поворачивать)
ПРЯНИКИ- это не только сладость, но и в дом радость, оберег от злых духов и игрушка для детей.
Давайте и мы с вами поиграем.
Скоморох: (показывает ребятам “карусель” - обруч с лентами) :
Ай, люли-люли-люли, карусель видна вдали.
Хотят кататься детушки, и Ванюшки и Танюшки,
Мальчики и девочки, куда же вы шагаете?
Идите вы на карусель – место прозеваете! (Дети подходят к обручу с лентами, каждый берет в руку ленту и двигается по кругу)
Физ. минутка
Закрутили, завертели колесо у карусели.
Весело, весело, вместе ехать весело!
Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише не спешите,
Карусель остановите!
Раз, два, раз, два!
Закружилась голова.
Скоморох:
Катались, свистели, да есть захотели.
А что за честь, коли нечего есть.
У нас есть угощенье, всем на удивленье.
Расступись народ честной, самовар кипит большой!
Воспитатель:
Ребята, да здесь пряниками всех угощают, и чаю наливают, хотите чаю отведать? Пока самовар будет греться, украсим узорами пряники (дети садятся за столы).
Сегодня мы с вами будем “украшать” пряники, только наши пряники в отличие от настоящих будут из соленого теста, и есть их, конечно же, будет нельзя, ну а вот играть… сколько пожелаешь.
Пряник, который мы с вами будем украшать- Архангельский, он украшен красочной глазурью. Каких цветов? (ответы детей). Напоминаю детям как можно получить розовый цвет.
Какими узорами украшен наш петух? Да на хвостике перышки, которые очень похожи на еловую веточку, гребешок и крылышко украшено точками.
Давайте вспомним, как рисуются такие волшебные точки, линии, ?
Как рисовать точку? (кисточка смотрит вверх. Чем она рисует? (носиком - кончиком)
Как рисуется полоска? (слева направо, сверху вниз) – показ воспитателем. Как ведем кисточку? (ворс кисточки бежит за палочкой) – показ воспитателем.
Волнистую линию рисуем – кончик кисточки танцует - показ воспитателем. Каждый из вас может придумать свой узор для пряничного петуха. Постарайтесь работать аккуратно, не забывайте после каждого цвета хорошо промывать кисть. А для хорошего настроения рисовать будем под русскую народную музыку. (дети рисуют под музыку, по необходимости педагог оказывает индивидуальную помощь).
Какие красивые пряники получились, давайте рассмотрим их, какие они красочные и красивые.
Воспитатель: Ах как славно потрудились, ай да чудо - мастера Какие оригинальные и необычные у вас получились изделия! Можно пополнить ими ярмарку!
Воспитатель: Где мы сегодня с вами побывали? Что узнали нового?
Дети: Мы побывали на ярмарке, узнали что такое ярмарка, украшали пряник узором. (ответы детей)
Скоморох:
Ты и дальше не скучай- приглашаем всех на чай,
С пряниками, сушками, пышными ватрушками.
Ребята пока мы с вами украшали и рассматривали пряники, закипел самовар. Приглашаю всех к столу пить чай с пряниками медовыми. Приятного аппетита!