Марина Владимировна Дорошенко
Конспект мастер-класса «Цветы счастья» по рисованию (ниткография, пуантилизм, оттиск) для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для развития креативного мышления дошкольников средствами арт-терапии, как одного из ключевых навыков современного человека.
Задачи:
1. Образовательные:
• освоение нетрадиционных способов рисования;
• расширение представлений о люпине, тюльпане и каллах;
• формирование основ экологической культуры.
2. Развивающие:
• развитие творческого потенциала детей : фантазии и образного мышления;
• развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
Публикация «Конспект мастер-класса „Цветы счастья“ по рисованию (ниткография, пуантилизм, оттиск) для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Ниткография. Рисование, аппликация, картины из ниток
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Пуантилизм. Рисование ватными палочками
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Цветы. Рисование
- Штампинг. Отпечатываем и рисуем штампиками
- Темочки
• развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.
3. Воспитательные:
• побуждение к овладению новыми умениями;
• развитие навыков эффективного взаимодействия;
• воспитание чувства прекрасного и стремления к гармоничным взаимоотношениям в системе «природа-общество».
Предполагаемый результат:
• дошкольники освоят нетрадиционные техники рисования цветов : ниткография, пуантилизм, оттиск;
• закрепят представления о строении и отдельных частях растения, о композиции и цветосочетании;
• узнают интересные факты о тюльпане, люпине и калле;
• сформируется представление о необходимости заботы о природе и понимание уникальности каждого растения;
• обогатят свой словарь.
Активизация словаря: ниткография, пуантилизм, оттиск, калла, люпин, тюрбан, пучок, саженец.
Оборудование: гуашь, альбомные листы по 3 шт. на каждого ребёнка, ватные палочки 10шт. на каждого ребёнка, тарелки для макания в краску, сухие и влажные салфетки, по количеству детей : канцелярские резинки, нитки «Ирис» белого цвета, ножницы, вилки, кисти №3, подставка для кистей, непроливайки. Саженец или семена люпина, луковица тюльпана и каллы, фотографии этих цветов.
Ход мастер-класса :
Организационная часть.
Ритуал приветствия.
Психолог просит детей встать в круг и говорит:
Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки» Топ-то-топ!
Здравствуйте, щёчки! Плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!
Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!
Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!
Здравствуйте, детишки! Раз, два, три.
Девчонки и мальчишки, здрааааавствуууйте!
Затем педагог обращается к детям:
- Ребята, мы с вами знаем, что весна и лето – это время цветов. Палисадники и клумбы пестрят красками, утопая в ароматах ирисов и тюльпанов. Скажите, название каких цветов, растущих в нашем детском саду, вы знаете? (ответы детей : нарцисс, тюльпан, смолка, флокс, ирис, цинния, петуния и т. д).
- Молодцы! Вы абсолютно правы. Но как же много на свете удивительных цветов! Так же много способов их нарисовать. Как вы думаете, чем и как можно нарисовать цветы? (Ответы детей : карандаши, фломастеры, краски) И это верные ответы. А хотите научиться рисовать, не используя карандаши и кисти? (Дети заинтересованы и готовы к творчеству).
Педагог просит детей пройти и сесть за стол.
Основная часть.
- Хочу познакомить вас, друзья, с ниткографией - техникой рисования нитью. Для занятия ниткографией нам понадобятся : большое количество фантазии, лист бумаги, нитки и гуашь.
- И так, за дело! Берем лист бумаги и складываем пополам, затем раскрываем, как книгу. Далее отрезаем нить необходимой длинны и опускаем в краску, но не до конца. (Цвет краски может быть любой) Укладываем окрашенную нитку петлями и зигзагами на одной половине листа. После того, как нить уложена, накрываем её второй половиной листа. Обе части листа плотно прижимаем друг к другу рукой, а нить вытягиваем за чистый конец. Раскрываем лист.
Дети оценивают полученный результат, делятся впечатлениями. Тем временем педагог интересуется:
- Ребята, на какой цветок похоже получившееся изображение? (Дети дают разные ответы, а педагог наталкивает их на мысль, что изображение похоже на цветок калла и показывает фото цветка).
-А вот интересные факты о каллах:
• В переводе с греческого название этих цветов значит «Красивый».
• Калла считается оберегом семейной гармонии и символом супружеского счастья.
• На языке цветов преподнести каллы означает высшую степень уважения и восхищения. Дарящий каллы словно говорит: «Вы великолепны!».
• В народной медицине представлены рецепты настоек из корневищ калл, помогающие при укусах змей.
Пальчиковая гимнастика «Цветок распускается».
Солнце поднимается,
Цветочек распускается. (Скрещенные руки с широко расставленными пальцами медленно поднимаются над головой)
Солнышко садится,
Цветочек спать ложится. (Ладони с сомкнутыми пальцами соприкасаются запястьями)
- А теперь мы познакомимся с техникой – пуантилизм или рисование ватными палочками. Возьмите чистый лист и расположите его вертикально. Нарисуйте 3-4 тонких вертикальных линии зеленого цвета – это будут стебли цветка. Отложите кисть и возьмите «пучок» ватных палок, соединенных канцелярской резинкой – им мы будем рисовать сами цветы. Выберите любой цвет краски, слегка окуните в неё палочки и рисуйте цветы, просто создавая отпечатки «пучка» ватных палочек вдоль линии стебля. Получившимся цветам можно дорисовать листья кистью в свободной форме.
Дети оценивают полученный результат.
- Ну, что же, юные художники, какой цветок мы с вами изобразили? Догадываетесь? Это – люпин.. А вот и несколько фактов о нем (педагог показывает фото и рассказывает) :
• В переводе с латинского значит «волк», что по одной из легенд означает схожесть цветка с характером волка в его способности произрастания в любых природных условиях и захватывании территорий.
• Цветок люпина символизирует счастье и фантазию.
• Некоторые виды люпина имеют кисть с цветами, длиной до метра.
• Корень люпина проникающий в глубь почвы до 2,5 м.
• Семена Люпина съедобны для людей, а так же используются в кормлении рыб.
Физкультминутка «На лугу растут цветы».
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны)
А потом опять встают,
И по-прежнему цветут.
- Сейчас мы будем рисовать весенний цветок, а какой вы, конечно, отгадаете сами! Техника рисования называется - оттиск вилкой. Оттиск означает отпечаток. Скорее берите оставшийся чистый лист, а вместо кисточки вилку! Обмакните её в любую краску и приложите к листу. На нём остался след, похожий на цветок?. (Дети быстро догадываются, что это тюльпан).
Промойте вилки в стаканчиках с водой и протрите салфеткой. Можно нарисовать таким же способом тюльпаны другого цвета. А вот кое что интересное о тюльпанах:
• В переводе с турецкого – «тюрбан» - головной убор женщин и мужчин Индии, Азии, Африки.
• В мире существуют тюльпаны практически любого цвета.
• Лепестки тюльпана съедобны и могут использоваться вместо лука во многих блюдах.
• Кушать можно и луковицы растений: запеченные (по вкусу похожи на картошку)
• Если верить словарю цветов, то красные тюльпаны означают настоящую любовь, а фиолетовые – верность.
-Отлично, дети! Вы очень быстро освоили эту технику рисования! Теперь давайте дорисуем стебли и листья тюльпанам, берём кисти и зелёную краску.
Заключительная часть.
- Какие чудесные рисунки у вас получились – просто загляденье! Можно организовать выставку или даже отправить на конкурс ваши работы (раздаётся лёгкая музыка и пение птиц, появляется ребёнок в роли феи Флоры)
- Здравствуйте, юные таланты! Меня зовут Флора – я фея цветов. Ваши рисунки так хороши, что мне очень захотелось поместить их в свою цветочную энциклопедию. Что вы можете рассказать мне об этих цветах?
(Педагог вступает в диалог с детьми и задаё т наводящие вопросы: как называются цветы, какие факты о них известны, в какой технике нарисованы).
- Очень интересно, я и не знала, что тюльпаны съедобны! Предлагаю вам обмен – вы мне рисунки, а я вам настоящие цветы, которые можно вырастить в палисаднике. Согласны? (Дети соглашаются и отдают свои рисунки).
Фея благодарит и по очереди достаёт из корзинки цветы.
- Спасибо. А это вам от меня:
- Луковица каллы. Она уже проросла и её нужно посадить сейчас. Ухаживайте за ней и в середине лета она порадует вас цветами.
- Это саженец люпина. Ему нужно время для роста и его цветы вы увидите следующей весной.
- Это луковица тюльпана. Посадить её лучше поздней осенью под зиму. А пока храните её в сухом и прохладном месте.
Помните, друзья, что самое важное в уходе за растениями - это забота и любовь.
- А теперь мне пора, всем удачи, детвора!
(Дети прощаются с феей).
Рефлексия.
- Ребята, если вам понравилось рисовать необычным способом, было легко и интересно, вы узнали что-то новое для себя и можете рассказать об этом друзьям и родным, то поднимите большой палец вверх (лайк). А если было сложно и непонятно, что-то не получилось и хотелось бы повторить еще раз, то опустите палец вниз (дизлайк).
Ритуал прощания. Педагог просит детей взяться за руки, встать в круг и пожелать друг другу хорошего продолжения дня.