Аникина Аверина
«Мусор и планета». Конспект экологической НОД в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художесетвенно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.
Тема занятия: «Мусор и планета»
Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет)
Цель занятия: создание и оформление страниц живой книги природы «Зелёное будущее» в рамках проекта через получение знаний о глобальной экологической проблеме и сортировке мусора посредством вирутальной экскурсии, дидактической игры «Сортировка мусора» и элементами изобразительной деятельности (рисование пиктограммы)
Задачи занятия:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Мусор. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Природа, планета Земля, экология
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Темочки
• Образовательная: ответить на вопросы по темам о глобальной проблеме мусора и его сортировке во время виртуальной экскурсии и бесед, закрепить знания на данную тематику посредством дидактической игры.
• Развивающая: запомнить ращличные виды контейнеров для переработки мусора и их назначение.
• Воспитательная: внимательно слушать друг друга, оказывать помощь, рассказывать о своей работе, презентуя ее взрослым и сверстникам, выразить личное отношение к содержанию занятия.
Дополнительные задачи:
• Игровые задачи: соотнести выбранный мусор в нужные сортировочные контейнеры.
• Игровые правила: перед детьми раскладывается 3-5 видов сортировочных контейнеров, им нужно выбрать картинку с мусором, и соотнести её с мужным баком, аргрументируя свой выбор.
• Техническая задача: закреплять умение располагать изображение на квадратной бумаге, рисовать крупно;
• Изобразительная задача: использовать навыки рисования и закрашивания изображения карандашом/маркерами.
Словарная работа: новые слова по теме «Избавим планету от мусора»: пиктограмма, экорезиденция «Зелёный центр», мусорные контейнеры, свалка, клятва «Юного защитника природы».
Планируемый результат занятия: дети освоили и закрепили знания на тему экологической проблемы, видов и назначений контейнеров, создали пиктограмму для её презентации в рамках проекта «Избавим планету от мусора».
Подготовительная работа:
для воспитателей: создание виртуальной экскурсии, подбор материалов/изображений/канцелярских товаров, подбор фотографий масштабов экологической проблемы загрязнения мусором, создание настольно-печатной игры;
для детей: ознакомиться с глобальной экологической проблемой, узнать, распределяет ли их семья мусор, чтение литературы о природе, экскурсия вэкорезиденцию «Зелёный центр», знание текста физкультминутки.
Материалы и оборудование: ноутбук, интерактивная доска, материалы для рисования, заготовки для пиктограммы, материалы и создание виртуальной экскурсии, канцелярские товары.
№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
1. Организационно – мотивационный этап Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия, к дальнейшей деятельности. - С добрым утром! С новым днём! С новым солнцем за окном! Утро доброе встречай! День хороший начинай!
- Ребята, посмотрите по сторонам, мне кажется, в наше группе кое-что произошло. Словесный: художественное слово (стихотворное приветствие);
Сюрпризный момент (электронное письмо).
Дети по приходу в группу замечают что-то иное, говорят об этом воспитателю, обращают внимание сверстников. Положительный настрой, интерес к предстоящей деятельности.
2. Основной этап - Да, вы совершенно правы – нам пришло электронное письмо. Но от кого оно? Хотите посмотреть?
Открывается письмо от Маленького Принца, начинается со слов «Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету. Это очень скучная работа, но совсем не трудная…»
- Ничего себе, ребята, письмо нам отправил Маленький Принц. А вы знаете, кто это? Он говорит о том, что на соседней планете, где он путешествовал, сейчас царит беспорядок – планета покрыта мусором, и он просит нас рассказать его другу, жевущему на ней, как избавить её от мусора.
Проблемный вопрос:
Как вы думаете мы сможем помочь?
Дети: сможем, мы же делаем живую книгу природы «Зелёное будущее» для нашего проекта.
- Хорошо, согласна, но друг Принца ведь не умеет читать. Как насчёт того, чтобы сделать для него пиктограмму – схемку, по которой он без труда справится со своей проблемой? Словесный:
Проблемный вопрос, беседа.
Наглядный: электронное письмо на интерактивной доске. Слушают, отвечают на вопросы, держат спины ровно. Совместныйе с воспитателем поиски решения проблемы.
2.1. Этап постановки проблемы Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме. - Но чтобы красиво и корректо создать пиктограммы для друга Принца и для нашей книги, нам нужно знать и помнить, а какой же бывает мусор и как его правильно перерабатывать. А как мы можем это сделать? (прочитать, посмотреть видеоконтент, посетить музей экологии, поседить экорезиденцию «Зелёный центр», ознакомиться с основными баками для распределения мусора, спросить родтсвенников). Я предлагаю вам окунуться в историю Маленького Принца, в природу и глобальную экологическую планету, которая окружает сейчас и нас с вами. Попробуем?
Но чтобы всё прошло чётко по плану, Маленький Принц выслал нам экологическую тропу, благодаря которой нам легче будет осваивать знания, и отметил здесь 4 точки:
1. Виртуальный кинозал «Мусор и планета»
2. Игровая комната «Мы распределяем».
3. Зона отдыха «Дети по лесу гуляли».
4. «Пиктограмма для всех» - продуктивная деятельность. Словесный:
Беседа, рассказ, объяснение вопросы.
Наглядный: экологическая тропа. Узнают что-то новое, отвечают на вопросы, внимательно слушают воспитателя.
Пристальный интерес к содерданию занятия. Расширение представлений детей старшего дошкольного возраста в рамках темы.
2.2. Этап ознакомления с материалом Расширение представлений детей старшего дошкольного возраста в рамках темы. Но перед тем, как отправится в путешествие, давайте посмотрим на нашу карту-путеводитель. И выстроим наш путь сами. Словесные, наглядные. Дети озвучивают, с чего начнут путешествие и где оно закончится. Положительный настрой, интерес к предстоящей деятельности.
2.3. Этап практического решения проблемы - А начнём мы наш путь у экрана, в кинозале. Устроимся поудобнее, руки лежат на коленках, спинки держим прямо. Помните, на утреннем круге мы беседовали об…
Виртуальная экскурсия «Мусор и планета», параллельно идёт обсуждение слайдов. + гимнастика для глаз
- Ежегодно от каждого человека в среднем остаётся около 500 кг мусора.
- Вы уже знаете, что природу надо охранять, беречь. Ведь мусора на планете становится всё больше и больше. Эта проблема актуальна и для нашего города тоже. Ежедневно мы выбрасываем консервные банки, различные упаковки, бумагу, бутылки, предметы из пластмассы и пластика, старые бытовые приборы и многое другое. Как мы избавляемся от мусора? Куда он потом девается? (мы бросаем мусор в урну, мусорное ведро или контейнер) (слайд 1)
- А куда же дальше попадает мусор? (машина забирает мусор из контейнеров, баков и увозит куда-то) (слайд 2)
- Да, ежедневно в городе образуется огромное количество мусора, который вывозят специальными машинами и отправляют на свалку. Свалка – это скопление мусора. Мусор выделяет ядовитые вещества, а это опасно для здоровья человека.
- Однако люди придумали решение. Ведь есть такой мусор, из которого можно будет создать что-то новое, то есть переработать. Это решение – распределительные баки, о которых предложу вам посмотреть небольшой видеоролик.
- Ещё бывают мусороперерабатывающие заводы, где после специальной переработки материалов, получают новый материал, из которого уже изготавливают новые полезные изделия, тем самым сберегая природные богатства нашей страны.
Вопросы к экскурсии:
1) О чем шла речь?
2) Кто запомнил схему переработки мусора?;
3) Какой существует метод, помогающий сортировать мусор?
- Отлично справились, хорошо всё запомнили, предлагаю двигаться дальше. Если вести по тропе, то стрелка выпадает на «Игровую комнату».
Приглашаю подойти детей к столу.
- А сейчас я предлагаю вам сыграть в интересную игру, которая поможет закрепить некоторые знания, полученные ранее.
Вспомним правила игр:
- подбирать соответсвующие контейнерам карточки с мусором;
-друг друга слушаем, а не перебиваем;
- не толкаемся;
- карточки не отбирать.
Дидактическая игра «Сортировка мусора» (для ознакомления знакомление детей с понятиями «сортировка мусора», «вторичная переработка» и повышение экологической культуры)
Игровые правила:
Детям нужно собрать мусор и разложить его по контейнерам «Бумага», «Пластик», «Стекло», «Металл» и «Пищевые отходы». Дети, определяя материал, из которого изготовлена ненужная вещь, называют его и выбрасывают в контейнер в соответствии с картинкой на нем.
- Отлично, вы такие молодцы!
- Судя по карте, дальше у нас отмечена точка Зона отдыха «Дети по лесу гуляли».
Физкультминутка «Дети по лесу гуляли»: (взять с утр. круга).
- Ну что, ребята, отдохнули?
А у нас как раз судя по нашей карте осталось последняя наша точка: «Пиктограмма для всех»
Я думаю, вы сегодня многое узнали и вспомнили, что без труда справитесь с заданием.
Прошу пройти к рабочим местам. Сегодня я хочу предложить вам, как мы обсудили ранее, нарисовать пиктограмму для нас с вами и для друга Маленького Принца: перед вами лежат прямоугольные полоски с очерченными квадратиками. В каждый квадратик вы будете рисовать тот элемент переработки мусора, который посчитаете нужным. Давайте повторим схему: сначала мы ипользуем продукт – он превращается в мусор – узнаем его состав (пластик/стекло) – относим в нужный контейнер – его отвозят на перерабатывающий завод – на заводе перерабатывают – выходит вторичный продукт.
- Прежде чем начать работу, предлагаю вам вспомнить правила и выполнить пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика. Наглядный:
Показ виртуальной экскурсии, иллюстраций, показ образца.
Словесные: беседа, объяснение.
Игровой, практический. 1).Ребята подходят к интерактивной доске, садятся на стульчики и смотрят виртуальную экскурсию.
2).Ребята выполняют задания настольно-печатной дидактической игры.
3).Выполняют движения в соответсвии с текстом.
4).Каждый ребёнок берет предложенную картонную полоску и карандаши/маркеры, после чего рисует по заданной теме.
Высказывают своё отношение к действительности. Подвести итог.
Провести рефлексивный анализ деятельности.
Оценить деятельность детей.
3. Заключительный этап Подвести итог.
Провести рефлексивный анализ деятельности.
Оценить деятельность детей. Что вы узнали нового?
Что вас удивило?
Что вам понравилось?
Что для вас сегодня показалось сложным? Как вы думаете, мы смогли помочь Маленькому Принцу и его другу?
- Вы сегодня были очень активными и внимательными, и я думаю, что получили много новых знаний сегодня, нарисовали прекрасные пиктограммы, которые мы обязательно подавим и в нашу книгу, которую создаём в проекте. И за это я хочу наградить вас медалью юных защитников природы. И чтобы точно закрепить на себе жто звание, предлагаю дать клятву «Юного защитника природы».
Клятва «Юного защитника природы»
- Мы природу защитим
И в обиду не дадим,
Будем мы её беречь
И от мусора стеречь.
- Вы большие молодцы! Спасибо за такую важную для каждого из нас встречу. Словесный:
Итоговые вопросы, положительная оценка, поощрение. Отвечают на поставленные вопросы. Оценивают свою деятельность. Вспоминают чем занимались.
Качественная оценка своей деятельности.