Вера Васильева
Конспект логоритмического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Четыре желания»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности:
Образовательная область Виды детской деятельности
Социально-коммуникативное развитие Игровая
Познавательное развитие Игровая, познавательно-исследовательская, двигательная
Речевое развитие Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы
Художественно-эстетическое развитие Игровая, музыкальная, двигательная
Публикация «Конспект логоритмического занятия для детей старшего дошкольного возраста „Четыре желания“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Физическое развитие Игровая, коммуникативная, музыкальная, двигательная
Формы работы с детьми:
Виды детской деятельности Формы работы с детьми
Игровая Игры с правилами, дидактические, игровое упражнение, пальчиковая гимнастика.
Коммуникативная Беседа, отгадывание загадок.
Познавательно-исследовательская Беседа, решение проблемных ситуаций, игры с правилами, дидактическое упражнение.
Восприятие художественной литературы Беседа, просмотр презентаций, слушание, разучивание.
Музыкальная Исполнение, импровизация, игра на музыкальных инструментах, хороводные игры.
Двигательная Игры с правилами, малоподвижные игры.
Цель: профилактика и преодоление речевых нарушений путём развития и коррекции двигательной сферы под воздействием слова, ритма и музыки.
Задачи:
Образовательные:
• продолжать формировать у детей понятия «времена года» и «смена времён года»;
• закреплять умение ориентироваться в пространстве;
• продолжать развивать речевое и слуховое внимание;
• формировать у детей речевые и певческие навыки: дыхание, артикуляционный аппарат, звукообразование, речевую и певческую интонацию.
• расширять у детей лексический запас слов.
Развивающие:
• развивать у детей координацию движений под музыку и без неё;
• продолжать развивать чувство ритма, зрительную память, мимику лица;
• продолжать развивать творческое мышление, воображение, фантазию;
Воспитательные:
• воспитывать у детей интерес к творчеству писателя К. Ушинского;
• продолжать учить детей работать в коллективе;
• продолжать воспитывать у детей партнёрские отношения между педагогом и детьми.
Материал:
Демонстрационный:
• книга К. Ушинского «Четыре желания»;
• мультимедийная установка и слайды «Времена года»;
• музыкальный центр;
• большие и маленькие лужи, вырезанные из бумаги синего и голубого цвета;
• фонограмма «Пение птиц; «Стук дятла»;
• фланелеграф;
• пособие «Цветы» для ритмических песенок;
• макет полянки с бабочками;
• корзинка с листьями: берёзовым, кленовым, рябиновым, дубовым, осиновым;
Раздаточный:
• бубен;
• ложки;
• шапочки грибов подосиновиков и подберёзовиков;
• ободки для берёзы и осины;
• записные книжки для сюрпризного момента.
Предварительная работа:
• чтение с детьми рассказа К. Ушинского «Четыре желания»;
• знакомство с «Ритмическими песенками»;
• упражнения в делении слов на слоги;
• работа над лексическими темами «Грибы», «Деревья», «Времена года»;
• работа на активизацию и употребление относительных прилагательных.
Словарная работа:
• активизировать в речи детей относительные прилагательные: берёзовый, кленовый, дубовый, рябиновый, осиновый;
• объяснение смысла слова «разрезвились».
Ход занятия:
Дети заходят в зал и встают в круг.
Педагог. Здравствуйте, дети!
Дети. Здравствуйте!
Педагог. Сейчас мы с вами поприветствует друг друга и поиграем в игру «Весёлый бубен».
1. «Весёлый бубен» - упражнение на развитие чувства ритма и деление слов на слоги. Дети стоят по кругу, лицом в круг. У педагога в руках бубен, он здоровается с рядом стоящим ребё нком и его имя ритмично простукивает в бубен: «Здравствуй, Ма-ша!». Бубен передают следующему. Ребё нок здоровается со следующим и ритмично простукивает его имя в бубен: «Здравствуй, Ми-ша!» и т. д.
Педагог. Подумайте, ребята, про какие времена года я загадаю загадки.
• Когда осыпаются листья с деревьев,
И тополь стоит, словно птица, без перьев?
Когда? (Осенью)
• Когда всё укрыто седыми снегами,
И солнышко рано прощается с нами.
Когда? (Зимой)
• Когда возвращается в рощу кукушка,
И гром-барабанщик гремит над опушкой?
Когда? (Весной)
• Когда от жары мы спасаемся в речке,
А солнце пылает, как золото в печке?
Когда? (Летом)
Ребята, а какое время года лучше? (Ответы детей.) Я вам сегодня расскажу одну историю, а поможет мне в этом книжка Константина Ушинского «Четыре желания».
Жил мальчик Митя. Пришла зима. (Слайд №1) Митя очень любит кататься на санках с ледяной горы. А вы любите кататься на санках? (Ответы детей.) Давайте и мы с вами покатаемся на санках.
2. «Санки» - упражнение на ориентировку в пространстве и на развитие слухового внимания. Дети под музыку выполняют движения согласно тексту. Объяснение слова «разрезвились».
Дети наши разрезвились, Дети парами (друг за другом) стоят по кругу, руки
Сели в санки, покатились. сцеплены «замочком». Легко бегут врассыпную.
Кругом, «Саночки» катятся друг за другом по кругу.
змейкой «Саночки» катятся змейкой
и опять стали дружно все гулять. «Саночки» катятся врассыпную.
Педагог. Ребята, вам понравилось кататься? (Ответы детей.) Давайте присядем на стульчики и расскажем об этом стихотворением. Смотрите и делайте, как я.
3. «Мчатся сани» - упражнение на координацию слова и движения, чувства ритма.
Ух! Ух! Ух! («тарелочки»)
Мчатся сани (два хлопка справа и два слева)
Во весь дух. (три притопа)
Ух! Ух! Ух! («тарелочки»)
Снег под горкой (два хлопка справа, и два слева)
Словно пух. (три хлопка над головой)
Педагог. Румяный и веселый после прогулки Митя сказал отцу:
-Уж как весело зимой! Я хотел бы, чтобы всегда была зима.
- Запиши свое желание в мою записную книжку, - сказал отец. Митя записал.
Пришла весна. (Слайд №2) Все ожило. Митя весной тоже не скучает. Бегает Митя с деревенскими ребятишками под первым весенним дождем. А что же появилось на земле? Да, ребята, на земле появились лужи ( выкладываются на полу два круга: один круг - из больших «луж», второй - из маленьких).
Мы по лужам ходить не будем, мы не хотим промочить ноги. Давайте через лужи мы будем перешагивать. Одна группа детей будет перешагивать через большие лужи большими шагами. А вторая будет перешагивать маленькими шажочками через маленькие лужицы. И все вместе будем внимательно слушать музыку, она нам подскажет, кто из вас должен перешагивать. (Мелодия звучит в верхнем регистре – перешагиваем через маленькие лужи, мелодия звучит в нижнем регистре – перешагиваем через большие лужи.)
4. «Лужи - лужицы» - упражнение на развитие умения ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом.
Лужи, лужи, лужицы – Дети идут широким шагом через большие лужи.
Дождика следы.
Лужи, лужи, лужицы - Дети делают мелкие шажки через мелкие лужи.
Полные воды.
Педагог. Хорошо мы с вами погуляли! У всех сухие ножки, никто не промочил? (Ответы детей.) После прогулки мы немного отдохнём, присядем на стульчики и назовём весенние слова.
5. «Назови весеннее слово» - упражнение на активизацию и обогащение словарного запаса. Например: лужи, капель, ручей, тепло, солнце и т. д.
Педагог. Побежал Митя домой к отцу и говорит:
- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всегда весна была.
Отец и это желание записал.
Наступило лето. (Слайд №3) Всё цветёт и благоухает. Природа рада теплу и солнцу, А как весело щебечут птицы! Давайте и мы вместе с Митей послушаем птичьи песни. (Звучит фонограмма пения птиц.) Понравилось вам, ребята? (Ответы детей.) А кто из вас узнает, какая птица поёт эту песенку? (Ответы детей.) Правильно, это дятел. Посмотрите, вот какие песенки пел дятел. (На фланелеграфе выложены ритмические песенки. Вместе с педагогом дети простукивают песенки на ложках).
6. «Песенки дятла» - упражнение на развитие ритмического слуха.
Педагог. Летом радуются солнцу и теплу не только птицы, но и насекомые. А вот и красивые бабочки перелетают с цветка на цветок! Но, что это? Смотрите! (Дети вместе с педагогом подходят к столу, на котором размещена цветочная полянка с бабочками). Бабочки почему-то не летают, а только сидят на цветке! Ребята, вы догадались почему? (Ответы детей.) Правильно! Бабочки не успели спрятаться от летнего дождика, и он намочил им крылышки. А мы можем помочь бабочкам? А как? (Ответы детей.) Совершенно верно, давайте подуем на крылышки.
7. «Ветерок» - упражнение на развитие правильного дыхания. Дети вместе с педагогом глубоко вдыхают через нос и длительно выдыхают через рот. После упражнения дети садятся на стульчики.
Педагог. Вернулся Митя домой и вечером сказал отцу:
- Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. (Слайд №4) Стала разноцветной листва на деревьях. В лесу появилось много грибов. И Митя с папой отправились за грибами. Ребята, а какие грибы вы знаете? (Ответы детей.) Давайте и мы с вами отправимся в лес за грибами.
8. «Найди своё дерево» - упражнение на развитие слухового и зрительного внимания, творческой фантазии и воображения.
Дети делятся на две группы и встают в два круга возле детей-«деревьев». 1-я группа – «грибы-подосиновики» образуют круг около ребёнка-«осины»; 2-я – «подберёзовики» встают вокруг «берёзы». Дети, взявшись за руки, идут по кругу и поют.
Крепкий подберёзовик
Вырос под берёзою.
Красный подосиновик
Вырос под осиною.
На вторую часть музыки дети («грибы» и «деревья») бегают по залу врассыпную, на последние три аккорда строятся в круг своих деревьев. Побеждает команда, построившаяся первой. После игры дети садятся на стульчики.
Педагог. Много грибов насобирал Митя, а сверху в корзинку он положил красивые осенние листья, давайте посмотрим какие!
9. «С какого дерева лист» - упражнение на активизацию относительных прилагательных. Педагог показывает детям лист берёзы, дети говорят: – берёзовый. ( Например: берёзовый, осиновый, рябиновый, кленовый, дубовый и т. д.)
Педагог. Митя был в восторге от осенних подарков и сказал отцу:
- Осень – лучшее время года! Отец показал Мите свою записную книжку, что он, то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете. (Слайд №5) Оказывается, каждое время года хорошо по-своему! Недаром говорят: «Весна красна цветами, лето – солнцем и грибами, осень – золотыми листьями, а зима – белыми снегами!»
Рефлексия. А какое время года нравится вам? Почему? (Ответы детей). Посмотрите, ребята, вот в такую записную книжку записывал Митя свои желания и такие же записные книжки мы дарим вам. В них вы можете записать свои желания или нарисовать любимое время года.
Педагог. Вот и закончилось наше путешествие по временам года. Что было вам интересно, что вам понравилось? (Ответы детей).
Литература:
1. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М. : Просвещение, 1991г.
2. Воронова А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. М. : Творческий Центр, 2006г.
3. Гоголева М. Ю. Логоритмика в детском саду. Ярославль. : Академия развития, 2006г.
4. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль Академия развития, 1997г.
5. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Старшая группа. СПб. : Композитор, 2010г.
6. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М. : Творческий Центр, 2008г.
7. Ушинский К. Четыре желания.