Мозговая Татьяна Александровна
Конспект логопедического занятия «Весна. Перелетные птицы» для детей подготовительной группы с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему:
«Весна. Перелетные птицы»
для детей подготовительной группы с ТНР
Подготовила
Мозговая Татьяна Александровна
учитель-логопед МАДОУ «ДСКВ № 35» п. Бугры 2023г
Тема: «Весна. Перелетные птицы»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель: Закрепить представления у детей о весне и перелетных птицах.
Задачи:
Публикация «Конспект логопедического занятия „Весна, Перелетные птицы“ для детей подготовительной группы с ТНР» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
Обучающие:
учить детей формировать вопросы по описанию предмета;
закрепить представления детей о перелетных птицах;
закрепить название птиц, их внешние признаки;
активизация словаря по теме;
формирование грамматического строя речи;
упражнять в образовании сложных прилагательных;
Развивающие:
развитие конструктивного праксиса в составлении разрезных картинок;
развивать артикуляционную, мелкую моторику;
развитие внимания, памяти, мышления;
Воспитывающие:
воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы;
воспитывать самоконтроль за речью.
воспитывать умение участвовать в совместной игре;
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие»; «Физическое развитие», «Познавательное развитие»
Словарная работа: красноклювый, черноглазый, ширококрылый, желтоклювый.
Оборудование: предметные картинки, конверты с разрезными картинками, фломастеры, карточки к игре «Направо, налево», карточки «На какую букву начинается слово», загадки по теме, карточки к игре «размести птиц в гнезде», математические пазлы, фасоль в коробочке, стеклянные разноцветные кристаллик, деревянные клавесы.
Форма проведения: совместная деятельность.
Ход деятельности:
Организационный момент:
Звуковой сигнал: «Пение птиц» Дети становятся в круг друзей под музыку и берутся за руки.
Здравствуй, правая рука.
Здравствуй, левая рука.
Здравствуй, друг,
Здравствуй, друг,
Здравствуй. весь наш дружный круг.
Организационный момент. (Отработка пространственных представлений, употребление слов после, перед)
Логопед : Какое сейчас время года?
Дети: Сейчас время года весна.
Логопед : Какое время года было перед весною?
Дети: Перед весною была зима.
Логопед : Какое время наступит после весны?
Дети: После весны наступит лето.
Логопед : Какая часть весны сейчас?
Дети: Сейчас начало весны.
Логопед : Если снег повсюду тает,
День становится длинней.
Если всё зазеленело и в полях звенит ручей.
Если солнце ярче светит.
Если птицам не до сна,
Если стал теплее вечер,
Значит, к нам пришла (весна)
Логопед : Ребята, а к нам на занятие пришел гости. Он тоже хочет узнать о птицах и о весне. Расскажем им?
Дети: да
Но сначала, разомнем наш язычок (артикуляционная гимнастика)
Давайте покажем, как природа радуется
Природа радуется приходу весны – улыбка
Дует ласковый ветерок – трубочка
Тает снег, капель – цоканье: сначала медленно, потом чаще
Травка тянется к солнышку – иголочка
Веточка качается от ветра – часики
2. Основная часть
Беседа о весне и перелетных птицах
Логопед. Да, с приходом весны всё оживает вокруг. А хорошо ли вы знаете приметы весны? Сейчас проверим. Предлагаю вам отгадать весенние загадки:
(отвечать предложением, начинать со слова «весной»)
1. Что весной греет, светит, припекает?
Дети: (солнце)
Логопед : Какой первый цветок из-под снега вылезает?
Дети: (подснежник)
Логопед : Что весной бежит, журчит, поёт?
Дети: (ручьи)
Логопед : Что с крыши свисает, капает, тает?
Дети: (сосульки)
Логопед : Ребята, сегодня мы с вами будем участвовать в квесте под названием «Перелетные птицы» в нем будут птицы, загадки, разные задания. Согласны?
Логопед. Весной к нам возвращаются птицы, которые улетели осенью в тёплые страны.
-Как называются эти птицы?
Дети: перелётные
Логопед : Почему они называются перелётными?
Дети. Перелётные птицы летом живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтоб весной вернуться в родные края.
Логопед : У вас на столе лежат конверты. Посмотрите, что там лежит? А там находятся перелетные птицы. Я читаю загадку, тот кто отгадал, подходит к столу ищет эту птичку и вешает ее на доску. У нас получились картинки с перелетными птицами. Они очень красивые и разные.
Давайте поиграем в Игру «Какой? Какая?» Образование сложных прилагательных.
Логопед. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.
Аист какой? – Длинноклювый.
У Аиста красный клюв – красноклювый.
У Грача черные глаза – черноглазый.
У Лебедя длинная шея – длинношеий.
У журавля широкие крылья – ширококрылый.
У Цапли длинные ноги – длинноногая.
У Утки короткие лапы – коротколапая.
У Соловья желтый клюв- желтоклювый.
Логопед : Молодцы вы справились с заданием, уберите картинки в конверт.
Карточки «На какую букву начинается слово»
На доске находятся фото птиц внизу под каждой птицей три буквы. Надо сказать, название птицы и определить с какой буквы начинается слово, эту букву обвести в кружок.
Физминутка
Стихотворение со словами- действиями.
Птицы могут летать высоко (руки вверх,
Пролетать над озерами синими (присесть,
Улетать из гнезда далеко (руки вперед,
Ввысь взлетать над горами красивыми (руки вверх).
Облетать они могут лес (взмахи руками).
Залетать за башни высокие (встать на носки, потянуться,
Подлетать под низкий навес (присесть)
И слетать с крыш в ямы глубокие.
Игра «Размести птиц в гнезда»
Логопед : Мы сейчас поиграем в интересную игру. Наступила весна, птицы прилетели с юга. Помоги птицам расселиться по гнездам. На доске висят гнезда (на каждом гнезде нарисованы две геометрические фигуры) Ваша задача найти птичку, у которой есть такие же геометрические фигуры и посадить ее в это гнездо.
Игра «Направо, налево»
Логопед : Мы сейчас поиграем еще в одну игр «Направо, налево». Нужно правильно разместить птичек на доске, кто смотрят налево, а кто направо.
Но прежде, чем приступить к работе, необходимо сделать пальчиковую гимнастику.
Ритмическая гимнастика с клавесами «Перелётные птицы»
(дети садятся в кружок на пол с клавесами в руках)
Тили-тели, тили-тели – (ритмично стучим клавесами друг о дружку, клавесы держим вертикально)
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка –(Правой клавесой ритмично отстукиваем по левой)
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей-(называем птичку и одновременно передам по кругу клавесу соседу в правую сторону)
Торопитесь, кто скорей? (ритмично стучим клавесами друг о дружку, клавесы держим вертикально)
Цапля, лебедь, утка, стриж, -(называем птичку и одновременно передам по кругу клавесу соседу в правую сторону)
Аист, ласточка и чиж –
Все вернулись, прилетели, (ритмично стучим клавесами друг о дружку, клавесы держим вертикально)
Песни звонкие запели! (Правой клавесой ритмично отстукиваем по левой)
Дети выполняют математические пазлы
Итог занятия.
Логопед : Ребята, скажите, пожалуйста, о каких птицах сегодня мы говорили на занятии?
Что мы с вами делали?
Для чего мы это делали?
Почему мы это делали?
Что вам понравилось на нашем занятии?
Как вы думаете, сегодня мы помогли нашим гостям узнать больше о птицах?
На занятии хорошо работали, отвечали полными предложениями….
Справились с заданиями ….
Вели себя хорошо, плохо….
Сюрпризный момент
Логопед : Перелетные птицы принесли в клюве для вас подарки.
(На столе стоит коробочка с фасолью в ней спрятаны стеклянные разноцветные кристаллики)
Каждый ребенок с закрытыми глазами ищет и достает свой сюрприз от птичек.