Ксения Маршенникова
Конспект логопедического занятия в старшей комбинированной группе детского сада «Животные Севера»
Конспект логопедического занятия в старшей комбинированной группе, по лексической теме: «Животные Севера».
Задачи:
- познакомить детей с животными Севера
- обогащать словарный запас
- учить образовывать относительные прилагательные
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей комбинированной группе детского сада „Животные Севера“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- совершенствовать умение делить слова на слоги
- тренировать в образовании мн. ч. им сущ.
-учить работать с деформированным предложением
- развивать связную речь
- развивать внимание, память, мышление, зрительное, слуховое, пространственное восприятие
- развивать умение работать в коллективе, слушать друг друга
Оборудование: презентация, письмо и изображение доктора Айболита, глобус.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
К нам в группу пришло письмо от доктора Айболита, с просьбой о помощи. Доктор Айболит очень просит вас, отправиться в путешествие на Северный полюс и помочь животным. Он бы и сам отправился, но сейчас находится в Африке и помогает животным в жарких странах.
2. Введение в тему занятия
Ребята, чтобы нам не заблудиться, нужно сначала отыскать Северный полюс на глобусе. Посмотрите на него. Давайте вспомним, что такое глобус.
- Модель Земли, где живут все люди.
Какие цвета вы видите на глобусе, и что они обозначают?
Голубой, синий цвета – вода, реки, моря, озёра, океаны. Зелёный цвет – ровные участки Земли. Жёлтый цвет – пустыня, пески. Коричневый цвет – горы. Белый цвет – снег и лёд.
Где мы будем искать Арктику?
- В верхней части глобуса, на макушке.
Правильно, вот здесь, наверху. Лёд в Арктике никогда не тает. Там Северный Ледовитый океан закован льдами. Там царство Снежной Королевы. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво.
Шепотом: давайте мы с вами отправимся в путешествие на Север. Все готовы к путешествию? А мы не замерзнем? Что нам надо надеть? (дети имитируют движения). Все, теперь точно готовы.
Отправляемся в путешествие на самолете: руки в стороны, длительно произносим звук л-л-л-л-л-.
Вот мы и на Северном полюсе!
- Ходьба обычным шагом.
- «Горы» Ходьба на носках, руки вверх
- «Сугробы» Ходьба в приседе
- «Лыжники» Ходьба, не отрывая ступней от пола
- «Снежный бархан» Бег, высоко поднимая колени
- «Ледяные дорожки» Бег обычный
Дети садятся на свои места.
Чтобы на северном полюсе не замерзнуть, нужно хорошо разогреть носик, ушки, пальчики.
Вот на улице мороз!
Эй, потри скорее нос,
Подбородок отогрей!
Улыбнулись все скорей!
И у глаз потрём дружнее,
Веселее, веселее.
Ну-ка взялись все за уши,
Ни к чему нам бить баклуши,
Покрутили, повертели –
Вот и уши отогрели.
Каждый палец согреваем,
Сильно-сильно растираем. Указательным пальцем массировать точку между бровями
В другую сторону
Массаж точки под нижней губой
В другую сторону
Круговые движения на висках
В другую сторону
Большие пальцы рук за ушами,
Выполнять круговые вращения
В одну и в другую сторону
«снимать кольцо» с каждого пальца на одной и другой руке
Включается фонограмма ветра, вьюги.
Неужели в царстве льдов мы никого не встретим?
Как вы думаете, кого мы там можем встретить?
- Белого медведя, Северного оленя….
Сегодня мы с вами познакомимся с животными Севера.
3. Основная часть
Ребята, посмотрите, кого еще мы можем встретить среди снегов и льдов? Назовите животных, которые живут на Севере (картинки животных на слайдах).
Изображение совы, физ. минутка:
Дети стоят полукругом перед педагогом, изображая сов, выполняя действия по тексту.
Совушка-сова – большая голова
На суку сидела, головой вертела,
То направо, (дети до отказа поворачивают голову направо – мышцы шеи напрягаются,
То налево (дети до отказа поворачивают голову налево – мышцы шеи напрягаются,
Ничего не разглядела (шея расслаблена, голова слегка качается из стороны в сторону, как при жесте «нет, нет»).
Логопед : Ребята, расскажите о животных, какие они.
(логопед обращается к каждому ребёнку)
-Если у медведя толстые лапы, какой он? (толстолапый)
-У оленя длинные рога, какой он? (длиннорогий)
-У моржа острые зубы, какой он? (острозубый)
-У тюленя толстая кожа, какой он? (толстокожий)
Л: Как приспособились животные Севера к большим холодам? Почему они не замерзают?
Дети: Под кожей у них толстый слой жира, густой мех, у птиц – пух. Всё это согревает. А моржи лежат на берегу, тесно прижавшись друг к другу. Так они согревают друг друга.
Деление слов на слоги: тюлень, морж, олень
Изображение белого медведя.
- Посмотрите на картину, кто это? (белый медведь).
- Дети, а кто из вас видел живого белого медведя в зоопарке?
- Похож он на бурого медведя? (да).
- Чем отличается белый медведь от бурого? (цвет шерсти - белый, белый медведь любит воду, легко плавает, живет на Севере).
- А чем похож он на бурого медведя? (такие же лапы, такой же большой).
- Какая шерсть у белого медведя? (густая, теплая, поэтому в самый лютый мороз ему не холодно).
- Где живут медведи на Севере? (в океане).
- Да, дети, белые медведи живут далеко – далеко на Севере в Ледовитом океане. Зимой и летом по океану плавают огромные льдины, плывут они медленно, а вокруг вода да вода и берега не видно. Кажется никакой зверь жить там не сможет. Вот среди льдов и живут белые медведи.
- Дети, а как вы думаете, кто больше любит плавать в воде: белый медведь или бурый? (белый медведь больше любит плавать, он очень хорошо плавает, может уплыть далеко в океан).
- Вылезет белый медведь из воды на льдину, отряхнется – и опять сухой.
- Чем питаются белые медведи? (рыбой, мелкими морскими животными).
Дидактическая игра «Назови со словом много».
Один морж, а много…
Один медведь, а много…
Один олень, а много…
Один тюлень, а много…
Одна сова, а много…
Один кит, а много…
Исправьте предложения.
Морж был ежонком, а ёж был моржонком.
Медведь был пингвинёнком, а пингвин был медвежонком.
Олень был медвежонком, а медведь был оленёнком.
Дети исправляют и говорят правильный вариант.
Дидактическая игра «Четвертый лишний». Игра по картинкам на слайдах.
Пальчиковая гимнастика
Мальчик-с-пальчик, где ты был? (сжимаем – разжимаем кулачки)
Я по Северу бродил. (ходим пальчиками по коленкам)
Встретил там песца, тюленя, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Горностая и оленя,
Белого медведя встретил
И моржа я там заметил,
И кита увидел в море,
Даже чаек на просторе.
Всем подарки я дарил,
Всяк меня благодарил! (хлопки в ладоши)
4. Итог занятия
Мы справились с заданием от Доктора Айболита?
Возвращаемся домой. Повторяем полет на самолете, как в начале занятия.
Где мы сегодня побывали? Какие животные там живут? Что понравилось? Что вы запомнили?