Паршакова Анжелика
Конспект логопедического занятия в старшей и подготовительной группе «Звуковой анализ слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия в старшей и подготовительной группе.
Цели и задачи занятия
Коррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; развивать зрительное внимание; совершенствовать навыки движения под музыку.
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей и подготовительной группе „Звуковой анализ слов“» размещена в разделах
- Анализ работы учителя-логопеда
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка; развивать зрительное восприятие, внимание, память; обогащать лексику, практически знакомя с антонимами.
Коррекционно-воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность
Оборудование: мольберт с картой, кораблик из плотной бумаги, дидактическая игра «Слоговые домики», «Заколдованные картинки», конверты с заданиями, мяч, буквы, картинки (Приложение 1).
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед : Здравствуйте, ребята, как ваше настроение?
1. Психогимнастика
Логопед : А сейчас давайте встанем в кружок и пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик.
(Дети встают вместе с логопедом в круг.)
Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь друг к другу желая доброго утра. Дети здороваются друг с другом.
Проблемная ситуация:
Л: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Нам пришло письмо, давайте отгадаем от кого
Дети отгадывают имя героя, по первым звукам слов - картинок. (Ложка, Утюг, Ножницы, Телефон, Иголка, Конфеты – «ЛУНТИК»)
«Письмо Лунтика»
«Здравствуйте, ребята!
Я хочу Вас позвать в опасное путешествие. Дело в том, что я помогал перебирать старые вещи Дяде Шнюку и нашел карту, где спрятаны сокровища, к которым необходимо добраться на корабле. Но вам придется плыть без меня, у меня еще очень много дел. Согласны ли вы отправиться туда все вместе?. Вас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, вы добудете сокровища. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь.
Лунтик.»
Л: Давайте скажем волшебные слова : «Вокруг себя повернись и на корабле очутись»
Дети: Все вместе произносят волшебные слова.
Дыхательная гимнастика
Л: Вот мы с Вами стоим на корабле, представим, что греет нас теплое солнышко и мы дышим морским целебным воздухом. Давайте мы подышим свежим воздухом (Вдох носом- выдох ртом)
Л: Предлагаю заранее размять пальчики, вдруг нам удастся наловить рыбы на уху в пути.
Пальчиковая гимнастика.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики - друзья.
Друг без друга им нельзя. Большие пальцы вверх
Кисти рук “домиком”
Поочередно называемые пальцы соединяются с большим.
Пальцы в кулак, выставив мизинец.
Кулаки стучат.
Ритмичное сжатие кисти в кулак.
Л: (разворачивает карту и показывает детям) Ребята вот карта, по мере выполнения заданий, корабль будет продвигается по карте). А что еще необходимо всем путешественникам в пути?
Игра «Я беру с собой на корабль….»
Дети говорят предложение объясняют зачем эти предметы нужны.
Л: «1,2,3 – наш корабль вперед плыви!»
3. Кораблик приплыл к Протоке Звуков. А вот уже и первое испытание. Я сейчас прочитаю предложения, а Вы определите какой звук слышится чаще других.
Лодка плыла по волнам.
Мыши шуршат в камышах.
Звездочет звонит в золотые звоночки.
Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
Пират трубил в рупор, что рядом озеро Перемен.
Л: Можем плыть дальше.
II. Основная часть.
Л: Итак, мы приблизились к музыкальному озеру, и задание выполним и немного отдохнем.
«Китайская кукушка»
Молодцы! Отправляемся в путь дальше. сейчас мы входим в очень сложный Пролив Противоположностей. Здесь нас ждет новое задание
- Закончить предложение словами-неприятелями
Цель: Упражнение детей в подборе антонимов.
Пушинка легкая, а камень - …. (тяжелый)
Летом погода жаркая, а зимой - …. (холодная)
Горчица горькая, а сахар - … (сладкий)
Суп горячий, а компот - … (холодный)
Заяц трусливый, а лев - …. (смелый)
Дедушка старый, а внук - … (молодой)
Волк летом сытый, а зимой … (голодный)
Асфальт шершавый, а камень … (гладкий)
Лужа мелкая, а река … (глубокая)
Волшебница добрая, а колдунья … (злая).
Развитие слоговой структуры слова
Л: Ребята, вот мы и причалили к берегу, но дальше путь перерыт какими-то картинками. Давайте отправим их обратно в их домики. Но каждая картинка живет в своем доме, а чтобы узнать в каком нам нужно отхлопать их названия.
«Слоговые домики»
Л: Ребята, а дальше тропинка, она ведет в избушку, но она какая-то странная. Это дом….злой ведьмы-колдуньи. Она заколдовала картинки. Давайте поможем им и отправимся в путь дальше»
- Игра “Картинки колдуньи»
III. Итог.
Л: Молодцы, ребята. Мы с успехом справились со всеми испытаниями, добрались к сокровищам. Давайте посмотрим, что спрятано в ларце. А как же мы откроем замок? Нам нужен ключ. Где бы его взять, вы не знаете….(Ключ был в конверте)
- Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Пришла пора возвращаться в детский сад.
- Теперь давайте скажем волшебные слова «Вокруг себя повернусь, и в детском саду окажусь»
- Ребята, вам понравилось путешествовать? (ответы детей)
- Где мы с вами побывали?
- Теперь попрощаемся с вами и пойдем в группу.
Список литературы:
1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПБ. : «Детство-Пресс», 2004.
2. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М. : ООО “Издательство АСТ”, 2000. – 48 с.
3. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб. : ”СОЮЗ”, 2004. – 192 с.
4. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий). Составитель Марцинкевич Г. Ф. – Волгоград. Изд. “Учитель”, 2001. – 129 с.
5. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 1999. – 245 с.
6. Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. –М. : “Гном-Пресс”, 1999. – 64 с
Приложение 1
Карта сокровищ
Картинки в конверте к карте
Картинки для отгадывания персонажа по первым буквам (Ложка, Утюг, Ножницы, Телефон, Игла, Конфета – ЛУНТИК)
Картинки для музыкально-ритмической игры под музыку «Китайская кукушка»