Павлина Семёнова
Конспект занятия в старшей группе «Слова-антонимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «Слова – антонимы» для старшего дошкольного возраста
Цель.
Активизировать употребление в речи слов-антонимов. Упражнять в согласовании прилагательного с существительным в роде, числе и падеже; в составлении предложений с союзом «а». Добиваться интонационной выразительности речи. Развивать логическое мышление, память, внимание, пространственную ориентировку.
Предварительная работа.
Чтение сказки, прослушивание их в аудизаписи, рассматривание иллюстраций. Разучивание пословиц и поговорок.
Материал.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Слова-антонимы“» размещена в разделах
Сундук. Иллюстрации с изображением сказочных персонажей. Картинка с изображением заколдованной царевны. Разрезанная на три части картинка, на одной стороне которой изображен замок Змея Горыныча, на другой – прекрасная царевна. Карточки, на которых написано начало пословиц.
Ход занятия
Воспитатель. Приглашаю вас в чудесный мир сказок. В одной сказке злой Змей Горыныч унес в свой замок прекрасную царевну и заколдовал её. Чтобы освободить царевну и вернуть её в сказку, надо пройти трудный и длинный путь, выполнить все задания. Вы хотите помочь царевне? (Да). Тогда отправляемся в сказочное путешествие.
1 задание. На ковре разложены карточки, на которых написано начало пословиц. Посмотрите, Змей Горыныч сжёг конец пословиц. Я начну, а вы закончите, используя слово с противоположным значением.
Воспитатель. Хочешь себе добра - …
Дети. Не желай другому зла.
Воспитатель. К каким сказкам подходит эта пословица?
Дети. «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка».
Воспитатель. В большом деле…
Дети. И малая помощь хороша.
Воспитатель. К каким сказкам подходит эта пословица?
Дети. «Репка», «Теремок».
Воспитатель. Вы отлично справились с заданием. Пойдём дальше. (Подходят к большому сундуку.) В этом сундуке живут сказочные герои: одни – щедрые, а другие (жадные); одни трудолюбивые, а другие… (ленивые).
Выберите изображение сказочного героя и найдите свою пару – ребенка, который выбрал картинку с противоположным качеством.
Задание: составить предложения со словом «а».
Дети встают парами и составляют предложения. Золушка трудолюбивая, а мачеха ленивая. Красная Шапочка добрая, а волк злой. Морозко щедрый, а мачехина дочка жадная. Петушок смелый, а зайчик трусливый.
Молодцы! С этим заданием вы справились. Предлагаю немного отдохнуть.
Игровое упражнение «Костер».
Дети стоят вокруг свечи. Воспитатель зажигает свечу и говорит: «Посмотрите на огонь, представьте, что это огонь наших сердец. Он никогда не погаснет, если мы возьмем его с собой. Протяните руку к огню и возьмите частичку его тепла».
Дети выполняют движения в противоположную сторону. Если я скажу: «Шаг вправо, то вы делаете шаг (влево).
Воспитатель. Мы пришли к замку Змея Горыныча. Здесь он прячет царевну. На воротах висит большой замок. Давайте его откроем.
Упражнение «Замок». Пальцы рук сцеплены в замок. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Покрутили, повертели,
Повертели, покрутили…
И открыли!
Воспитатель. Мы входим в ворота и видим заколдованную царевну.
На доске вывешены картинки с изображением заколдованной царевны и замка Змея Горыныча. У царевны грязные волосы, кривой нос, злое лицо, грязное платье, старые туфли.
Воспитатель. Если вы произнесете слова с противоположным значением, то царевну мы расколдуем. Волосы грязные – (волосы чистые) Нос кривой – (нос прямой). Царевна злая – (царевна добрая).
Переворачиваем верхнюю часть картинки с изображением Змея Горыныча.
Спина горбатая – (спина прямая).Платье грязное – (платье чистое). Платье рваное – (платье целое).
Переворачиваем среднюю часть картинки.
Воспитатель. Туфли грязные – (туфли чистые). Они старые – (они новые).
Переворачиваем нижнюю часть картинки. Что мы видим? Правильно, расколдованная царевна.
Какие вы молодцы! Все слова с противоположным значением назвали правильно, царевну расколдовали и освободили. Она благодарит вас и возвращается в свою сказку. А мы возвращаемся в наш любимый детский сад.
1