Богдана Максимова
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Русские народные сказки. Приставочные глаголы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: расширять лексический запас по теме, давать полные ответы на вопросы взрослого; составлять предложения по сюжетным картинкам; пересказывать сказку по ролям; способствовать овладению детьми лексикой, передающей эмоциональное состояние, учить детей подбирать в словосочетание и предложение нужный по смыслу приставочный глагол; познакомить детей со схемой образования глаголов при помощи разных приставок.
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе „Русские народные сказки, Приставочные глаголы“» размещена в разделах
- Глаголы. Глагольный словарь дошкольника
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Темочки
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед предлагает детям назвать, что может делать бабочка.
(Летать, кружиться около цветка, собирать сладкий сок, превращаться в куколку, садиться на дерево и т. д.)
1. Логопед сообщает детям, что бабочка, о которой они говорили, прилетела к ним на занятие (показывает сделанную из картона красивую пеструю бабочку, прикрепленную к длинной крепкой
нитке). Детям предлагается смотреть на действия бабочки и точно их называть.
Логопед демонстрирует, как:
бабочка взлетела со стола,
подлетела к вазе,
облетела вазу,
перелетела с вазы на кубик,
слетела с кубика,
залетела в банку. (При выполнении действий необходимо каждый раз проговаривать соответствующие слова-действия, четко выделяя их приставочную часть.)
Бабочка «улетает», а логопед обращает внимание детей на то, что все названные слова-действия похожи по звучанию, и предлагает ребятам закончить предложение одним из похожих словдействий: бабочка с вазы., к доске., вокруг цветка., в комнату. через доску …., с доски ….
После того как дети правильно назвали слова-действия и предложения с ними, логопед выставляет на доску схему образования приставочных глаголов, где одна длинная полоска
обозначает общую часть слов-действий (в данном случае — летела, а короткие полоски разного цвета — изменяющиеся приставки.
Логопед объясняет, указывая на схему, что начало у всех слов-действий разное. Каждый раз, называя новую приставку, логопед соединяет ее схематическое изображение с символом остальной,
неизменяемой части слова. Таким образом у детей зрительно закрепляется представление о единстве и разнообразии приставочных глаголов, каждый из которых, несмотря на составной характер, является одним словом.
2. Динамическая пауза.
Логопед читает стихотворение, сопровождая слова соответствующими движениями:
Влад с корзинкой в лес пошел (Шаги на месте,
Всю поляну обошел (Поворот на месте,
К старой елке подошел (Присесть)
И огромный гриб нашел (Встать, ладони в стороны).
После двукратного выполнения упражнения логопед просит детей назвать похожие слова-действия из услышанного стихотворения
3. Рано – рано поутру,
Когда все крепко спали
Прямо под моим окном
Две сороки стрекотали,
И они мне рассказали,
Чтобы все ребята знали,
Что сегодня в гости к нам,
Спешит сама Бабушка,
Бабушка - Забавушка.
Вокруг себя я повернусь,
и в Бабушку – Забавушку я превращусь.
Бабушка – Забавушка: Слышу, слышу про меня
Разговор ведёте.
Здравствуйте, детишки!
Давно мы не видались
И теперь я собралась
В гости к вам прийти опять.
Основная часть.
Бабушка – Забавушка: Ребята, я предлагаю отправиться путешествовать по русским народным сказкам. А как вы думаете, почему сказки называют народными? (Потому что их сочинил народ).
Бабушка – Забавушка: Верно.
Бабушка – Забавушка: Готовы отправиться в путешествие. (Да)
Бабушка – Забавушка:
В нашей группе там и тут
Сказки разные живут.
Назовите, посмелей
Этих сказочных зверей!
Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки, боится кошки. (Мышка).
Скачет в траве, -
Глаза на голове,
Скользка и мокрая,
Зеленая квакушка,
А зовут ее. (Лягушка).
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Зайчик).
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее. (Лиса).
Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый. (Волк).
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь).
Бабушка – Забавушка: Вы отгадали загадки, а теперь скажите из какой сказки эти герои?
Д: Эти герои из сказки «Теремок».
Бабушка – Забавушка: Правильно. Молодцы! Это сказка «Теремок».
Он не низок, не высок.
И жильцов своих всех ждет,
Кто за кем сюда придет?
Бабушка – Забавушка: Пересказ сказки.
- А сейчас я начну сказку рассказывать, а вы продолжите. (На столе картинки в разброс.) (На доске нарисован домик, а рядом треугольники разного цвета и разной величины.)
«Стоит в поле теремок, он не низок не высок. Вот по полю-полю мышка бежит. У двери остановилась и стучит.
- Тук, тук – кто в теремочке живет?
Никто не отвечает. И стала мышка жить в теремке»
- А мышка, на какой из треугольников похожа? (маленький, серенький)
- Мышка какая? Как бежит? Какой у нее голосок? - одевается маска ребенку.
- Кто следующий в теремок пришел? – правильно лягушка.
«Вот по полю-полю лягушка прыг-скок»
- Лягушка какая? Как прыгает? Как говорит? - одевается маска ребенку.
- А лягушка, на какой из треугольников похожа? (зеленый)
- Кто в теремочке живет?
- Я – мышка норушка. Иди ко мне жить. Лягушка прыгнула в теремок и стали они вместе жить»
- Кто следующий в теремок пришел? – правильно зайчик.
«Бежит мимо зайчик.
- Зайчик какой? Как прыгает? – одеваем маску.
- А зайчик, на какой треугольник похож? (белый)
Остановился и спрашивает:
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, мышка-норушка и я лягушка -квакушка. Иди к нам жить. Стали вместе жить»
- Кто следующий в теремок пришел? –Лиса.
«Вот по полю лисичка идет»
- Лисичка какая? А как она говорит? – одевается маска
- Лисичка на какой треугольник больше похожа? (оранжевый)
«- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик- побегайчек. Иди к нам жить. Стали вместе жить»
- Кто следующий в теремок пришел? –Волк- серый бок.
«Вот по полю волк идет»
- Волк какой? А как он говорит? – одевается маска
- Волк на какой треугольник больше похож? (серый большой)
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик- побегайчек, лисичка – сестричка. Иди к нам жить. Стали вместе жить»
- Кто следующий в теремок пришел? – правильно медведь.
«Вот по полю-полю медведь идет»
- Медведь какой? Как он идет? – одевается маска.
- На какой треугольник медведь больше похож? (коричневый)
«- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик- побегайчек, лисичка – сестричка, волк – серый бок. Иди к нам жить. Стали вместе жить»
Медведь не влез в теремок. Решил на крыше жить. Полез на крышу да раздавил теремок. Стали звери новый дом строить, да построили его большим, чтобы все могли поместиться»
5. Инсценировка сказки. Пересказ.
- Мы вспомнили, в какой последовательности герои приходят к теремку, распределили роли. И готовы показать сказку.
- Начинаем свой рассказ.