Приложение МААМ

Конспект НОД по ознакомления с окружающим миром в старшей группе «Путешествие в зимний лес»

Наталья Бороздина
Конспект НОД по ознакомления с окружающим миром в старшей группе «Путешествие в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Интеграция образовательных областей:

«познание»

«коммуникация»

«чтение художественной литературы»

«здоровье»

«социализация»

Виды деятельности:

игровая

коммуникативная

двигательная

Цель

Ознакомление с жизнью диких животных зимой.

Образовательные задачи

Расширять знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни.

Напомнить, чем питаются звери, как находят себе пищу.

Публикация «Конспект НОД по ознакомления с окружающим миром в старшей группе „Путешествие в зимний лес“» размещена в разделах

Рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные приспособления создала у них природа, чтобы они переносили зимние морозы.

Учить выстраивать простую систему.

Закреплять умения решать противоречия.

Развивающие задачи

Развивать память, логическое мышление, активизировать словарь детей.

Воспитательные задачи

Воспитывать понимание того, что в природе все взаимосвязано и целесообразно.

Воспитывать интерес к изучению природы, к наблюдению за повадками животных и птиц.

Оборудование:

игрушка – колобок, иллюстрации зимнего леса, диких животных, (презентация, разрезные картинки «Дикие животные».

Методические приемы:

использование художественного слова (загадка, беседа, физкультминутка, игра, рассматривание иллюстраций.

Предварительная работа:

дидактические игры «Найди группу», «Запомни, назови»; игры и упражнения «Животные и их детеныши», «Кто, где и как зимует», «Четвертый лишний», чтение стихотворений, рассказов и сказок о диких животных; рассматривание иллюстраций с изображением диких животных ; настольно-печатные и подвижные игры ; драматизация сказки «Колобок».

Ход занятия.

Вводная часть.

Воспитатель. Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Животные – это часть природы, значит и с ними тоже происходят перемены. А вот какие - мы сейчас узнаем.

Нам пришло письмо от нашего друга колобка, в котором он рассказывает о своем необычном путешествии в зимний лес, и хочет поделиться с нами своими знаниями. Вот послушайте и посмотрите.

На опушке дом стоит.

Живет в нем дружная семья:

бабка, дед и внучек я!

«Живу я с бабушкой и дедушкой дружно. Я им помогаю – песни пою, веселю. Так прошло лето и осень. Однажды я выглянул в окошко, а там все белое. Дедушка сказал, что наступила зима, а бабушка сразу загрустила. Я очень удивился и спросил:«Бабушка! Что случилось? На дворе так красиво!»

Бабушка подумала и сказала: «Зима – это очень хорошо! Зимой бывает самый веселый и радостный праздник – Новый год! Все наряжают елку игрушками. Но мы с дедом стали старые, силы не те и некому нам елочку принести из леса. Вот поэтому мне грустно.»

«Не грусти, бабушка, что – нибудь придумаем! – сказал я ей.

На улицу меня не выпускали. Боялись, что простужусь и заболею.

Но однажды, когда бабушки и дедушки дома не было, я одел бабушкин платок, чтоб не простудиться, и прошмыгнул на улицу.

Покатился я по расчищенной дедом тропинке сначала к калитке. Калитка была не заперта: видно дед за водой отправился.

Колобок покатился дальше. Изба деда и бабы на самом краю деревни стояла. (слайд № 1)

И как только выкатился колобок из калитки, так сразу он за селом и оказался. Решил по дорожке к лесу отправиться.

Основная часть.

По дорожке прямо в лес,

Полный сказок и чудес,

Колобок наш побежал,

(слайд № 2)

Но его он не узнал!

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Летом – то зеленый дом,

А зимой бело кругом.

(слайд № 3)

Воспитатель. Смотрит колобок на лес и не узнает его. Почему?

Дети говорят об изменении внешнего облика леса, об изменениях в неживой природе.

Воспитатель. Да, все верно. Лес зимний стоит уже не в зеленом убранстве, а голый. Деревья, кустарники и земля - все покрыто снегом.

Воспитатель Вспомните, ребята, кого Колобок в сказке встретил? (ответы детей.)

Воспитатель. А кого из зверей он ну никак не сможет встретить?

Дети Медведя

Воспитатель Почему?

Дети Медведь зимой впадает в спячку. Он спит в своей берлоге до весны.

Воспитатель А как же он будет питаться?

Дети Припасы на зиму медведи не делают. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно спать.

Воспитатель Зато первой на лесной опушке Колобку встретилась как вы думаете кто? (загадка о белочке)

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке - летом.

(слайд № 4)

Правильно, белочка. А где белочка живет, чем питается? Как вы думаете, почему зимой она меняет цвет шубки?

Дети Для того, чтобы ей легче было спрятаться от своих врагов, ястреба и куницы. Еще ее шубка становится более теплой.

Дети В сильные морозы белочка спит в своем дупле. Чтобы в дупле было тепло, белка натаскала туда опавших листьев, сухого мха.

Дети К зиме белочка сделала припасы, которыми она питается всю зиму. Она собирала орешки и желуди, сушила грибы. А еще она собирает сосновые и еловые шишки и питается их семенами. Белка – большая труженица.

Воспитатель. Молодцы, как много вы знаете о жизни белочек. Хотела белочка со своими подружками полакомиться колобком, но колобок рассказал ей о том, что хочет свою бабушку порадовать – принести ей елочку. Белочки решили немного проводить колобка.

Воспитатель Покатился колобок дальше, а навстречу ему (загадка о волке.)

На овчарку он похож:

что ни зуб, то острый нож!

Он бежит оскалив пасть,

на овцу готов напасть.

Дети Волк

(слайд № 6)

Воспитатель Правильно. А где волк живет, чем питается? Как вы думаете, почему зимой он не меняет цвет шубы?

Дети Волк свою шубу не меняет, он ее утепляет. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Волк спит прямо на снегу.

Дети Волки днем спят, а ночью охотятся.

Дети Волк – хищный зверь и никого не боится, поэтому шубу менять ему не надо.

Воспитатель Волк, увидев, Колобка обрадовался – сам обед к нему пожаловал. Но белочки стали обкидывать волка шишками. И тот убежал. Колобок поблагодарил белочек за помощь и покатился дальше. Вдруг на Колобка налетел живой снежный ком (загадка о зайце).

Летом – серый,

зимой – белый,

прыгает ловко,

любит морковку!

Дети Заяц

(слайд № 7)

Воспитатель Правильно, заяц. А почему Колобок не узнал зайца?

Дети Потому что заяц поменял цвет шубки.

Воспитатель Верно. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. А зачем зайцу белая шубка?

Дети Для того, чтобы легче было спрятаться от своих врагов. Еще ему помогают его быстрые ноги убегать от своих врагов - лисы и волка.

Воспитатель Где он живет, чем питается?

Дети У него нет норки. Зимним днем он спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.

Воспитатель Обрадовался заяц такому обеду, но Колобок рассказал ему о своем решении порадовать бабушку и зайцу ничего не оставалось как отпустить Колобка. Ведь бабушка с дедушкой иногда разрешали ему полакомиться на своем огороде капустой и морковкой.

Физкультминутка.

Скачут, скачут во лесочке (прыжки на месте)

Зайцы - белые клубочки. (руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки)

Прыг - скок, прыг – скок – (прыжки вперед-назад, вперед-назад)

Стал зайчонок на пенёк. (встать прямо, руки на пояс)

Всех построил по порядку, (повернули туловище вправо, правую руку в сторону, затем влево и левую руку в сторону)

Стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте. (шаги на месте)

Два! Руками машут вместе, (руки перед собой, выполняем движение «ножницы»)

Три! Присели, дружно встали. (присесть, встать)

Все за ушком почесали. (почесать за ухом)

На «четыре» потянулись. (руки вверх, затем на пояс)

Пять! Прогнулись и нагнулись. (прогнуться, наклониться вперед)

Шесть! Все встали снова в ряд, (встать прямо, руки опустить)

Зашагали как отряд. (шаги на месте)

Воспитатель Покатился радостный Колобок дальше. Вдруг он услышал пение птички, посмотрев вверх он увидел (загадка о синичке)

Ярко-желтую жилетку

Носит эта птица.

Непоседа, озорница

Крутится, играется,

А потом, словно певица

Песней заливается.

Дети Это птичка – синичка.

(слайд № 8)

Воспитатель. Молодцы, ребята. А разве синичка не улетела в теплые края?

Дети Потому что синичка – это оседлая птица, она живет возле человека и поэтому зима ей не страшна. Для того, чтобы синицы не голодали, мы вешаем кормушки на деревья, куда сыплем зернышки, кусочки сала.

Воспитатель. Увидела синичка Колобка и говорит: «Это мне дедушка такое угощение прислал?» Колобок и рассказал ей о своем решении порадовать бабушку и принести домой елочку, но не знает где можно найти такую маленькую и красивую елочку. Выслушала его синичка и говорит: «Знаю, знаю, сорока уже на хвосте принесла весть о том, что тебе белки помогли от волка убежать. А недалеко отсюда, я видела лису, которая охотится на мышей. Ты катись вон на ту полянку, там маленькие елочки растут – выбирай, пока лиса тебя не учуяла. А я посмотрю пока за ней». Покатился Колобок по тропинке и увидел (загадка о лисе)

Какой зверь опасный

Ходит в шубке красной,

Снег разгребает,

Мышек хватает?

Дети Лиса.

(слайд № 9)

Воспитатель Да это была лиса. Она вела охоту на мышей и не видела Колобка. А лиса готовится к зиме или нет?

Дети Да. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Спит она как и волк на снегу прикрыв хвостом нос. Шубу ей менять не надо - она хищник и никого не боится.

Воспитатель Молодцы, ребята. Но Колобок не испугался, он быстро покатился на полянку и увидел чудо – елочку.

(слайд № 10)

Елку дивную нашел –

Бабушке понравится!

Спасибо всем лесным друзьям!

Приходите в гости к нам!

Воспитатель Вот так Колобок порадовал свою бабушку.

Вам понравилось приключение Колобка?

Кого колобок встретил на своем пути?

Дети. Белку, волка, зайца, синицу, лису.

Воспитатель. - Как назвать одним словом белку, зайца, волка и лису?

Дети. Дикие животные.

Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру

«Составь целое из частей»

(составь из разрезных картинок диких животных)

Воспитатель: Соберите картинку. Назовите, какое животное вы собрали, всех ли животных встретил Колобок?

Заключительная часть

Воспитатель. Молодцы, ребята. С заданием справились очень хорошо. Колобок мы очень рады, что в лесу у тебя появились друзья и ты порадовал свою бабушку.

Колобок. Спасибо ребята. Я тоже хочу с вами поиграть.

Дидактическая игра «Назови семью»

(животные)

Папа – медведь, мама – медведица, сын – медвежонок;

Папа – волк, мама – волчица, сын – волчонок;

Папа – тигр, мама – тигрица, сын – тигренок;

Папа - еж, мама – ежиха, сын – ежонок;

Папа - лис, мама – лиса, сын – лисенок;

Папа - заяц, мама – зайчиха, сын – зайчонок;

Папа - слон, мама – слониха, сын – слоненок;

Папа - конь, мама – лошадь, сын – жеребенок;

Папа - петух, мама – курица, сын – цыпленок;

Папа - кабан, мама – свинья, сын – поросенок.

Колобок. Спасибо. Молодцы. Ну мне пора. До свидания.

Публикации по теме:

«Рисуем песню». Интегрированная непосредственно образовательная деятельность. Старший дошкольный возраст Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие» Виды детской деятельности: музыкальная,.

Конспект НОД по речевому развитию «Сказочное путешествие» (старший дошкольный возраст)Конспект НОД по речевому развитию «Сказочное путешествие» (старший дошкольный возраст) Цель: Учить детей придумывать сказку по опорным картинкам. Развивать связную речь, креативное мышление, внимание, целеустремленность и настойчивость.

Конспект НОД «Путешествие в страну геометрических фигур» (старший дошкольный возраст)Конспект НОД «Путешествие в страну геометрических фигур» (старший дошкольный возраст) Конспект НОД «Путешествие в страну геометрических фигур» Конспект НОД по образовательной области «Познание» в группе старшего дошкольного.

Конспект спортивного развлечения «Путешествие на необитаемый остров» (старший возраст) Цель. Совершенствование двигательных навыков. Задачи. 1. Прививать любовь к физической культуре и спорту. 2. В игровой форме развивать основные.

Конспект занятия по физкультуре «Путешествие в лес». Старший дошкольный возраст. Цель:1. Упражнять детей в ходьбе,беге,прыжках,ползании,движениях, имитирующих движения животных. 2. Способствовать развитию воображения,используя.

Конспект занятия по математике «Путешествие по сказке» (старший дошкольный возраст) .

Мастер-класс. Рисунок «Зимний вечер» (гуашь, старший возраст)Мастер-класс. Рисунок «Зимний вечер» (гуашь, старший возраст) Мастер – класс. Рисунок «Зимний вечер» гуашь старший возраст. Идею этого мастер класса увидела т на сайте страна мастеров. Педагог по.

Непосредственно образовательная деятельность «Что, где, когда?» (старший дошкольный возраст) Задачи: закреплять представления детей о природе родного края; развивать способность детей сравнивать, обобщать и классифицировать понятие.

Непосредственно образовательная деятельность «И это Родина моя» (старший дошкольный возраст) «И это Родина моя». Направление: Познание. Цель: Воспитание чувства любви и патриотизма к своей стране, формирование представления о малой.

Зимний спортивный праздник «Мы мороза не боимся» (старший дошкольный возраст)Зимний спортивный праздник «Мы мороза не боимся» (старший дошкольный возраст) Цель: формирование интереса к зимним видам спорта. Задачи: совершенствовать ходьбу на лыжах, повторить игровые упражнения на санках, с клюшкой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомления с окружающим миром в старшей группе «Путешествие в зимний лес»
Опубликовано: 12 сентября 2015 в 19:45
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по ознакомления с окружающим миром в старшей группе «Путешествие в зимний лес»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Бороздина (УИ 216931) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД