Светлана Малютина
Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Звук [у] и буква У»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
-познакомить детей со звуком «У», способом его характеристики с опорой на артикуляцию
-продолжать знакомить детей с понятием «гласный звук»
-учить детей выделять ударный гласный звук в словах и слогах
-познакомить детей с буквой «У» (без установки на запоминание)
-закреплять у детей понятие «слово».
Коррекционно-развивающие:
-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику
-развивать дыхание и голос
-развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности на тему „Звук [у] и буква У“» размещена в разделах
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога
-воспитывать у детей интерес к осенним изменениям, происходящим в природе.
Оборудование: зеркала по количеству детей; гигиенические бумажные салфетки; разрезные картинки в конвертах со звуком У в начале слова (ударная позиция) : улей, утка, удочка, ухо и т. д. ; мяч.
План занятия.
1. Организационный момент
2. Развитие мелкой моторики
3. Массаж лица.
4. Развитие мимических мышц
5. Развитие артикуляционной моторики
6. Работа над развитием дыхания и голоса.
7. Объявление темы занятия.
8. Акустико-артикуляционный образ звука
9. Связь звука и буквы
10. Развитие фонематического слуха
11. Закрепление звука в слогах
Физкультминутка
12. Собирание разрезных картинок
13. Работа в индивидуальных тетрадях.
14. Итог занятия и оценка работы детей.
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети заходят в кабинет и становятся в круг.
Логопед : -Здравствуйте, ребята. Вы любите играть? Давайте поиграем в игру.
Игра «Узнай по голосу».
Один из детей выходит в круг, закрывает глаза, и по голосу угадывает, кто его позвал. Игра повторяется 3-4 раза. После дети садятся за столы.
2. Развитие мелкой моторики «Дождь».
Логопед : - Отгадайте мою загадку:
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет.
И никуда я не иду, покуда он идет.
(дождь)
3. Массаж лица.
Логопед : - Осенью часто идет дождь. И вот он закапал по нашим щечкам! (постукивающие движения)
Логопед : - Ребята, посмотрите в зеркало. Погладим лицо.
4. Развитие мимических мышц. Слайды «Осень дождливая. Осень солнечная»
Логопед : - Какая погода бывает осенью?
Дети: - Дождливая, ветреная, холодная.
Логопед : - Какое у вас настроение в такую погоду?
Дети: - Грустное.
Логопед : - Давайте изобразим на лице грусть
(дети по примеру логопеда изображают)
Логопед : -А теперь посмотрите, какая погода?
Дети: - Солнечная, теплая, сухая.
Логопед : - Какое у вас настроение в такую погоду?
Дети:- Радостное
Логопед : Давайте изобразим наше радостное настроение.
(дети по примеру логопеда изображают)
5. Развитие артикуляционной моторики.
Логопед : - Ребята, давайте вспомним, что у нас в своем домике, во рту, живет язычок. И поиграем. Покажем, как открывается «Окошко» (Перед зеркалом)
Логопед : - «Окошко открывается и закрывается»
(спокойное открывание и закрывание рта)
Логопед : - Следующее упражнение «Улыбка» (под счет до 5-ти)
Логопед : - Упражнение «Трубочка» (под счет до 5-ти)
6. Работа над развитием дыхания и голоса.
Логопед : - Внимание на экран. Что изображено?
Дети: –Паровозик.
Логопед : - Как он гудит? УУУУУ….
Логопед : -Теперь паровозик удаляется от нас. Он гудит тихо: ууууу….
7. Объявление темы занятия
Логопед : - Ребята, сегодня мы познакомимся со звуком У, любимым звуком паровозика.
8. Акустико-артикуляционный образ звука.
Логопед : -Посмотрите в зеркале, в каком положении находятся губы (вытянуты трубочкой).
Логопед показывает и объясняет правильную артикуляцию при произнесении звука «У» : - Язык спокойно лежит на дне рта – домика. Зубы сближены, но не сомкнуты. Воздушная струя теплая и спокойно выходит изо рта, не встречая преграды.
Логопед : - Мы можем протянуть или пропеть звук У.
Логопед : - Звук У – гласный. Мы произносим его с помощью голоса. Будем обозначать этот звук фишкой красного цвета.
(Логопед выставляет на магнитной доске красный квадрат)
9. Связь звука и буквы. Слайд
Логопед : - Звук У обозначается буквой У. На что похожа буква У?
Дети: - Рожки, улитку, ветка дерева.
Логопед читает стихзотворение:
Буква У кричит УРА!
Руки тянет вверх она.
10. Развитие фонематического слуха.
Логопед : -А сейчас мы с вами поиграем в игру на внимание «Поймай звук». Я буду произносить разные звуки и слова. Как только вы услышите звук У или слово со звуком У, нужно хлопнуть в ладоши.
(Узнавание звука У из ряда изолированных звуков, различных по артикуляционному и акустическому качествам) :
Логопед произносит звуки : А, У, И, А, О, У, И, Ы, У, О, А, У.
Слоги: АУ, АИ, ОУ, ОИ, ИУ ИА, ЫУ, УЫ.
Слова: аист, улица, Ира, угол, иглы, Аня, умница.
Логопед : - Назовите звук У столько раз, сколько раз я постучу по столу.
(Дети выполняют задание).
11. Закрепление звука в слогах (с мячом)
Логопед : -Давайте поиграем в игру «Запомни-повтори». Я буду произносить слоги и бросать вам мяч, а вы должны повторить и бросить мне мяч обратно.
Ум-ум-ам оп-уп-уп
Ам-ам-ум ку-ка-ку
ут-от-ут ну-ну-на
Физкультминутка «Осенью».
12. Собирание разрезных картинок.
Логопед : - Теперь возьмите на столе конверты. Посмотрите, что лежит внутри. Из частей нужно собрать картинку. (Дети выполняют задание)
Логопед : - Какие картинки у вас получились? (удочка, утюг, ухо, узел, угол, улитка, улей, утка)
Логопед : - Назовите первый звук в этих словах. (звук У)
Названия картинок- это слова.
13. Работа в индивидуальных тетрадях.
Логопед : - Ребята, открываем тетради для индивидуальных работ с логопедом. (Дети открывают тетради и работают в них.)
14. Итог занятия и оценка работы детей.
Логопед : - С каким звуком вы сегодня познакомились?
Дети: - Со звуком У.
Логопед : - Какой это звук?
Дети: - Гласный.
Логопед : - Каким цветом мы будем его обозначать?
Дети: - Красным.
Логопед : -Все дети молодцы. Спасибо вам большое. Занятие окончено.