Лучший педагог года

Детско-взрослый образовательный проект «Зимующие птицы» для группы раннего возраста

Глумова Наталья
Детско-взрослый образовательный проект «Зимующие птицы» для группы раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Детско-взрослый образовательный проект «Зимующие птицы»

Для группы раннего возраста (2–3 года)

Соответствие ФОП ДО

1. Проблема проекта

У детей раннего возраста отсутствуют систематизированные знания о зимующих птицах, их образе жизни и потребностях. Наблюдается недостаток практических навыков помощи птицам в холодное время года. Родители мало вовлечены в экологическое воспитание детей, что снижает эффективность формирования бережного отношения к природе.

2. Программное содержание

Проект реализуется в рамках образовательных областей ФОП ДО:

- Познавательное развитие: формирование представлений о зимующих птицах.

- Социально-коммуникативное развитие: воспитание эмпатии, сотрудничества с родителями.

- Речевое развитие: обогащение словаря (названия птиц, части тела, корм).

- Художественно-эстетическое развитие: творческое отражение темы через рисование, лепку.

- Физическое развитие: подвижные игры, имитирующие поведение птиц.

3. Актуальность

Зимой птицы сталкиваются с дефицитом пищи, что угрожает их выживанию. Проект помогает:

- Сформировать у детей основы экологической культуры через заботу о пернатых.

- Укрепить детско-родительские отношения через совместную деятельность.

- Обогатить предметно-пространственную среду группы тематическими материалами.

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

4. Объект и предмет проекта

- Объект: зимующие птицы.

- Предмет: формирование представлений о зимующих птицах и навыков помощи им.

5. Цель проекта

Создание условий для формирования у детей раннего возраста представлений о зимующих птицах и воспитания осознанного желания помогать им через совместную деятельность с родителями.

6. Задачи проекта

Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:

Предметные:

1. Расширять кругозор детей о зимующих птицах.

2. Формировать представления о характерных особенностях птиц (внешний вид, строение тела, действия).

3. Развивать и обогащать словарь детей по средством игровой деятельности существительными (птицы, снегирь, синичка, воробей, сорока, ворона, дятел, прилагательными (пернатые, зимующие).

Личностные:

4. Воспитывать доброе отношение к птицам.

Метапредметные:

5. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

6. Привлечь родителей и воспитанников к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Решая эти задачи, мы строили свою работу в соответствии с местными условиями и ценностями детей, учитывая следующие принципы:

• позитивный центризм (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

• поэтапная работа

• непрерывность и преемственность педагогического процесса;

• дифференцированный подход к каждому ребенку;

• максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

• рациональное сочетание разных видов деятельности;

• адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

• деятельностный подход;

• развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

В работе с детьми используются такие методы и виды деятельности как

1. Игровые методы: дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры.

2. Наглядный метод: показ игрушек, рассматривание иллюстраций, картинок, наблюдение, презентация.

3. Словесные методы: чтение рассказов, стихотворений, отгадывание загадок, беседы.

4. Практические методы: продуктивная деятельность, игры с конструктором, выполнение поручений, совместные действия воспитателя и ребенка.

Методы контроля:

• анализ деятельности детей в процессе непосредственно-образовательной деятельности;

• анализ деятельности детей в процессе игр;

• анализ общения детей в самостоятельной деятельности;

• анализ детской деятельности (рисунков, выставок);

• беседы с родителями.

Проект разработан в соответствии с учётом возрастных особенностей детей раннего дошкольного возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята. Проект объединяет воспитателей, родителей и детей в общей творческой работе.

Краткосрочный проект: 2 недели.

Этапы:

1. Подготовительный (3 дня).

2. Основной (8 дней).

3. Заключительный (3 дня).

8. Участники

- Дети 2–3 лет.

- Воспитатели.

- Родители.

9. Развивающая предметно-пространственная среда

- Уголок природы:

— Альбом «Зимующие птицы» с фотографиями и стикерами.

— Игрушки-птицы (воробей, синица).

- Книжный уголок:

— Сказки В. Бианки, стихи А. Яшина «Покормите птиц зимой».

- Творческая зона:

— Трафареты птиц, пластилин, краски для ладошкового рисования.

- Участок детского сада:

— Кормушки, изготовленные родителями.

10. Предполагаемый продукт проекта

- Выставка детско-родительских работ: кормушки, рисунки «Птички-невелички».

- Альбом «Наши пернатые друзья» с фотографиями и загадками.

- Презентация для родителей «Как мы помогали птицам».

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап

Цель: Создание условий для реализации проекта.

Мероприятия:

1. Анкетирование родителей: «Вместе с детьми кормим зимующих птиц?»

Анкета для родителей.

1. Регулярно ли Вы кормите зимой с вашим малышом птиц? Если нет, то когда?

2. В какое время суток насыпаете корм?

3. Где, в каком месте Вы проводите подкормку? (на балконе; на кормушке, которую вывесили; около дома; в детском саду или другое) .

4. Чем кормите птиц?

5. Кто является инициатором подкормки: Вы или ребенок?

6. Какие птицы прилетают к Вам кормиться?

7. Удается ли Вам с ребенком понаблюдать за поведением птиц у кормушки? Как часто?

8. Если не наблюдаете за подкормкой птиц, что Вам мешает?

9. Имеется ли интерес у ребенка к подкормке птиц, в чем это проявляется?

10. Заметили ли Вы какие – либо изменения в поведении и характере ребенка после начала подкормки птиц?

11. Используете ли Вы художественную литературу для поддержания интереса и воспитания любви к птицам?

12. Смотрите ли Вы телевизионные передачи о природе вместе с ребенком? Если да, то какие?

13. Делали ли Вы вместе с ребенком кормушки для птиц? Кто являлся инициатором: Вы или ребенок?

14. Хотели бы Вы принять участие в конкурсе по изготовлению кормушек и включиться вместе с вашим ребенком в зимнюю подкормку птиц в рамках детского сада?

2. Сбор материалов:

— Подбор художественной литературы (стихи, рассказы).

— Запись аудио «Голоса птиц» (чириканье воробья, карканье вороны).

3. Оформление среды:

— Создание дидактических игр: «Собери птицу» (пазлы, «Кто что ест?» (карточки).

II. Основной этап

Цель: Формирование знаний и практических навыков через игровую и продуктивную деятельность.

План мероприятий:

День Деятельность

1 день Беседа «Что мы знаем о птицах»: Рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей голосов птиц. Воспитатель беседует о том, что зима давно уже вступила в свои права: дуют холодные ветра, кругом лежит снег, голые деревья.

А как живется зимой птицам? (Голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав – под снегом. Мало корма находят птицы зимой. Пуховые, теплые, перьевые шубки защищают от холода, но не от голода)

Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?

Правильно, можно сделать и повесить кормушки.

Воспитатель предлагает разные варианты кормушек. Дети рассматривают и делятся предположениями, какую кормушку они сделают дома с родителями для «Птичьей столовой». Можно предложить детям сделать две кормушки, одну для детского сада, а другую для дома. Но чем мы будем их кормить? Можно предложить птицам остатки каши и крошки хлеба. Кормить птиц регулярно, ежедневно. Корма класть немного

Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются.

Каких зимующих птиц мы знаем? (Воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны, снегири, дятлы, и т. д.) Показываем карточки.

2 день Лепка «Зёрнышки для птичек»: Дети катают шарики из пластилина. |

3 день Подвижная игра «Воробушки и кот»: Развитие координации и имитационных навыков. Цели: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

Ход игры: Дети - «воробушки» садятся на скамейку - «гнёздышки». Воспитатель изображает «кота». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Кот бежит, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «кот» вбегает, «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Кот» возвращается к себе.

4 день Рисование ладошками «Синички»: Дети оставляют отпечатки ладоней, воспитатель дорисовывает клюв и лапки. Используем разные цвета. Проговариваем их название. Из получившихся отпечатков формируем птичек. Определяем, где у птички клюв, глазки, крылья и хвост.

5 день Наблюдение за птицами на прогулке: Фиксация в дневнике наблюдений (рисуночные отметки). На зимней прогулке на участке воспитатель обращает внимание детей на зимующих птиц, прилетающих сюда, рассказывает о том, что птицам зимой голодно, нет кормов и червяков, они все спрятались под кору деревьев и спят. Только люди могут помочь птицам выжить в холодную зиму. Воспитатель: Здравствуйте, птички- невелички! Вы пожаловали к нам в гости? Сейчас мы вас угостим!

Воспитатель советует детям посмотреть, как птицы будут есть корм, который они приготовили, объясняет детям: корм нужно рассыпать на дорожке или положить в кормушку, чтобы птички его увидели, а самим отойти и понаблюдать за птицами.

-Ребята, кто прилетел к корму? Это воробей: прыгает, клюет и крошки. А вот еще стайка воробьев прилетела. Чем они клюют зернышки? Клювом. А как воробьи переговариваются? Чирикают, всех друзей своих приглашают на обед. Рады, что мы их угощаем, благодарят нас. -Вот и другие птицы прилетели. Какая это птичка, с желтой грудкой и в синей шапочке? Конечно, синичка. Вот она какая: толстенькая, пушистая. А как синички переговариваются друг с другом? Они говорят «пинь- пинь». Далее воспитатель обращает внимание детей на голубей, которые тоже прилетели на корм. -Ребята, какая птица самая крупная?

Воспитатель обращает внимание детей на то, как птицы пугаются любого движения. -Птицы пугливые. Нужно тихонько стоять возле них и не мешать, им обедать. Давайте мы поиграем. Вы все будете птичками: Полетели птички, крылышками машут, весело летят. Увидели корм, присели и начали клевать зернышки.

В конце прогулки воспитатель обращает внимание детей на следы, которые оставили птицы на снегу. Завтра мы с вами опять соберем крошки и зернышки и покормим наших пернатых друзей

6 день Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой» : Обсуждение, почему важно помогать птицам.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма. Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

7 день Совместное с родителями изготовление кормушек. Чтобы сделать кормушку из пластиковой бутылки необходимо прорезать отверстие для птиц, отступив примерно 2см. от дна бутылки (чтобы корм не высыпался, а верхней части привязать шпагат, за который кормушка будет подвешиваться к дереву - кормушка готова! (Для этого подойдут бутылки любого размера)

- Чтобы сделать кормушку из упаковки из-под сока или молока - проделываем тоже самое.

- Можно сделать кормушку из любых коробок, например, возьмем коробку из под обуви, делаем примерно такое же отверстие для птиц, по бокам коробки и крышки проделываем отверстия для шпагата, вставляем шпагат в отверстия и завязываем- кормушка готова!

- А иногда сделать кормушку еще проще, просто пересмотрите сломанные игрушки своих детей. Вот, например, барабан. У него, с одной стороны, порвана мембрана, мы ее убираем совсем и просто подвешиваем барабан за веревку к дереву. Также нам может подойти кузов от сломанной машинки, который только нужно закрепить на дереве; старый порванный резиновый мяч, у которого нужно только проделать отверстие для птиц в боку и также закрепить при помощи шпагата на дереве.

Вот видите, скольким ненужным вещам мы дали вторую жизнь. Этим мы не только помогли птицам, но и уменьшили количество мусора, хоть и ненамного! И на все это вы не затратили много времени. Будет очень хорошо, если вы сделаете такие кормушки с детьми дома.

8 день Подкормка птиц: Дети насыпают семечки в кормушки под руководством воспитателя. Подвижная игра «Птички»

Птички в гнёздышках сидят (дети приседают)

И на улицу глядят (поворачивают голову вправо и влево)

Полетать вдруг захотели

И все сразу полетели. (дети бегают легко на носках, размахивая руками)

Птички дружно полетали,

Но немножечко устали.

Присели на веточки. (Дети вновь приседают на корточки).

III. Заключительный этап

Цель: Подведение итогов и демонстрация результатов.

Мероприятия:

1. Выставка работ: Родители и дети представляют кормушки и рисунки.

2. Презентация альбома: Дети совместно с воспитателем размещают фотографии птиц и подписывают их названия.

3. Акция «Покорми птицу»: Совместное развешивание кормушек на участке детского сада.

В результате проведенной работы дети получат много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. Узнают о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнают чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Научатся вести дневник наблюдения за птицами. Примут участие в сборе корма для птиц. Вместе с родителями будут изготавливать кормушки. Узнают, каких видов бывают кормушки. Укрепятся детско-родительские отношения. Но главный результат проекта - это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети станут более добрыми, отзывчивыми.

Методическое обеспечение проекта

- Дидактические игры:

— «Угадай по голосу» (аудиозаписи).

— «Найди маму-птицу» (соотнесение взрослых птиц и птенцов).

- Наглядные материалы:

— Плакаты «Зимующие птицы», картотека загадок.

- Технологии :

— Мнемотаблицы для заучивания стихов.

— Использование ИКТ (презентация «Птицы зимой»).

Список литературы

1. Бианки В. «Синичкин календарь».

2. Сладков Н. «Синичкина кладовая».

3. Яшин А. Стихотворение «Покормите птиц зимой».

4. Горький М. «Воробьишко».

5. Методические рекомендации ФОП ДО (раздел «Экологическое воспитание»).

Публикации по теме:

Детско-взрослый проект «Город мой прекрасный над Ангарой» ПАСПОРТ ПРОЕКТА «Для того, чтобы патриотизм был крепким, непоколебимым, нужно чтобы он исходил из любви к своей маленькой родине: родному.

Детско-взрослый проект «Книжки-малышки «Дружная Семейка»Детско-взрослый проект «Книжки-малышки «Дружная Семейка» Детско-Взрослый проект "Дружная Семейка" В преддверии праздника "8-марта" мы организовали конкурс для родителей и детей "Дружная семейка".

Детско — взрослый проект «Вторая жизнь ненужной вещи»Детско — взрослый проект «Вторая жизнь ненужной вещи» Актуальность проекта: В настоящее время очень остро стоит проблема накопления огромного количества отходов, так как практически каждый.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Детско-взрослый образовательный проект «Зимующие птицы» для группы раннего возраста
Опубликовано: 23 февраля 2025 в 19:51
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детско-взрослый образовательный проект «Зимующие птицы» для группы раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Глумова Наталья (УИ 3518272) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 февраля 2025 вторник
26 февраля 2025 среда
Фисташковое творчество
Всемирный день неторопливости



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД