Погребнова Елена Владимировна
Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Морские обитатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Морские обитатели»
Задачи:
1. Актуализация словаря по теме «Морские обитатели»
2. Развитие связной речи (диалогической и монологической)
3. Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов)
4. Развитие творческого воображения
5. Воспитание любви к природе
Оборудование:
1. Иллюстрация к сказке: наборное полотно с героями сказки.
2. Украшения для кабинета: водоросли, ширма, морские звезды, раковины, камни, кораллы, рыбы.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР „Морские обитатели“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Логопед приглашает детей в группу. По возможности расставить, повесить морские звезды, кораллы, раковины, камешки.
Логопед: Ребята, посмотрите, что вы видите вокруг? Как вы думаете, почему все это оказалось в группе?
Дети: Морскую звезду, ракушки, рыбок.
Наверное, мы будем говорить о море, слушать морскую сказку.
Логопед: Сейчас я вам расскажу стихотворение о разноцветных осьминожках. Вы должны вспомнить, какого цвета они были. Кто верно ответит, тот сядет за свой стульчик.
Логопед ставит на наборное полотно 8 осьминогов.
Жил осьминог со своей осьминожкой, было у них осьминожков немножко.
Все они были разного цвета: первый – зеленый, 2-й – фиолетовый,
3-й, как зебра, весь полосатый, белые оба 4-й и 5-й,
6-й – темно-синий от носа и ножек, желто-прежелтый 7-й осьминожек.
8-й, словно спелая ягода, красный…Словом, не дети, а тюбики с краской.
Логопед: Сколько всего было маленьких осьминожков?
Дети: Их было восемь.
Логопед: Каким был первый осьминожка?
Дети: Первый был зелёный, второй был фиолетовый и т. п.
Логопед: Да, правильно! Вы справились с заданием!
II. Основная часть.
1. Чтение сказки. Развитие слухового внимания.
Логопед читает сказку «Как крабик свой дом искал».
Дети внимательно слушают сказку.
На наборное полотно выставляются все персонажи сказки.
Логопед: Жил в море. краб, не краб, так себе — крабик маленький. Сам с пятачок, ноги — как спички, клешни — как щипчики. Пока крабик был маленьким, жил, где придется, подрос — стал себе дом искать. Вылез крабик на мелководье, видит — камень, в камне — щель. Залез в щель, ерзает, ерзает, никак не устроится. Плывет мимо бычок.
- Я — бычок-старичок, голова с кулачок. Славный у тебя дом, крабик! Будто для тебя построен.
- Много ты понимаешь! Плохой дом, жесткий, темный, тесный.
- А какой тебе нужен?
- Нужен светлый, просторный и мягкий.
- Глупый! Дом должен быть безопасным.
- Хватит меня учить! Плыви отсюда, пока никто не съел.
Бычок уплыл.
- Поищу-ка я себе дом там, где глубже. Вот здесь, в рассыпчатом песке, и мягко, и светло. Тут я и буду жить.
Плывёт осётр.
- Осетром меня зовут, ждет меня добыча тут. Славная добыча, молодой и глупый краб. Сейчас я пообедаю им.
- Надо уносить ноги!
И поплыл осётр за крабиком.
- Какая просторная и светлая пещерка, спрячусь-ка я здесь, - говорит крабик.
А скат отвечает: «Не зря меня зовут морской лисицей, никто не сможет от меня укрыться. Кажется, в пещере кто-то спрятался, сейчас я его вытащу».
Еле уплыл крабик от ската.
- Не найти мне лучше жилища, чем в камне на мелководье. Вот где хорошо! И жестко! И темно! И тесно! Как будто для меня, крабика, дом построен.
- Ну что, прав я был? – говорит бычок.
- Прав, дедушка. Дом должен быть безопасным, - отвечает крабик.
- То-то же, слушайся старших! – улыбнулся бычок.
2. Физкультминутка.
Логопед: Море живет много разных животных, например, летучие рыбы.
Давайте выучим стихотворение про эту загадочную рыбку:
Я прыгучая, я летучая
(дети прыгают по кругу)
Улетела бы за тучу я
(прыжки на месте со взмахом рук)
Да соскучилась бы вскоре – до того люблю я море
(движение по кругу, изображая плавание)
Дети по инструкции логопеда выполняют действия.
3. Развитие диалогической речи.
Логопед: Как называется сказка, которую я вам прочитала? Какой же домик краб искал сначала? А в каком домике краб все-таки поселился? Почему домик должен быть безопасным?
Логопед обращает внимание детей на героев сказки.
(ответы детей).
Логопед: Молодцы ребята, вы хорошо запомнили сказку! А кто попробует ее рассказать сам?
Пересказ сказки детьми.
Перед пересказом логопед уточняет последовательность появления героев сказки при помощи картинок.
4. Совершенствование грамматического строя.
Выставляется наборное полотно, представляющее игровое поле, на котором прикреплены краб, акула, раковины, рыбы, конек.
Логопед: А теперь ребятки мы с вами поиграем в игру «На дне морском». Посмотрите внимательно на доску. Где находится морской конек?
Дети: Морской конек находится между кораллами.
Логопед: Где лежат раковины?
Дети: Раковины лежат на дне.
Логопед: Откуда выбирается краб?
Дети: Краб выбирается из раковины моллюска.
Логопед: За кем гонится акула?
Дети: Акула гонится за рыбкой.
III. Заключительная часть.
Логопед: Вот и подошло к концу наше путешествие по морскому дну. Чем мы сегодня занимались?
Дети: Рассказывали сказку, играли в игру, учили стихотворение про летучую рыбку.
Логопед: Все очень хорошо занимались сегодня! Дома расскажите эту сказку маме и папе, бабушке и дедушке. Помните ребята, что нужно бережно относится к животным и не загрязнять водоемы!
На наборное полотно можно выставить заводы, стоящие около водоемов, показать фотографии со сливными стоками, последствия загрязнений.