Светлана Сулицкая
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Как же, как же так случилось? Наша буква заблудилась»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Быковский детский сад № 1 «Тополек»
НОД
ТЕМА: «Как же, как же так случилось? Наша буква заблудилась!»
Основная образовательная деятельность: речевое развитие.
Возраст: старшая группа.
Форма проведения: совместная деятельность взрослого и детей.
Цель: развивать речь ребенка используя стихи, скороговорки, чистоговорки.
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе „Как же, как же так случилось? Наша буква заблудилась“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие задачи: расширение словарного запаса через участие в словесно-речевых играх, развитие ассоциативной памяти, обучение детей обобщению и классификации слов.
Образовательные задачи: обучение детей делить слова на слоги.
Методы и приемы: словесный (объяснение и рассказ). Совместное участие.
и дополнительное объяснение затрудняющимся детям.
Ход НОД.
Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну, где живут буквы, звуки и слова. Давайте придумаем название этой стране!»
Воспитатель выслушивает варианты детей и выбирает лучший.
Воспитатель: «Итак, наша страна будет называться «Букварёнок». Закройте глаза и представьте, что мы прилетели в эту страну на воздушном шаре. Ну вот, мы и прибыли!».
Воспитатель: Ребята, как Вы думает зачем мы прибыли в эту страну? (Ответы детей)
Воспитатель: Послушайте стихотворение и Вам сразу станет понятно с какой целью мы сюда прибыли. Воспитатель читает стихотворение А. Шибаева «Буква заблудилась».
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась :
Заскочила в чей-то дом
И — хозяйничает в нём!
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
Воспитатель: Что произошло в этой удивительной стране, как Вы думаете? (Ответы детей)
Послушайте стихи, которые пишут поэты этой страны. Если Вас что-то удивит поднимите красный кружок.
Воспитатель читает по 2 или 4 строчки стихотворения. Дети поднимают красный кружок, отвечают по одному. Воспитатель старается спросить каждого ребенка в группе, если ответ неправильный, стихотворение читается еще раз и ребенку дается возможность исправить ошибку.
Воспитатель зачитывает стихи:
Закричал охотник: — Ой!
Двери гонятся за мной!
Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей.
Мы собирали васильки.
На головах у нас — щенки.
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву.
Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом.
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села.
Синеет море перед нами.
Летают майки над волнами.
Врач напомнил дяде Мите:
— Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном.
Сели в ложку и — айда! —
По реке — туда, сюда.
На болоте нет дорог.
Я по кошкам — скок да скок!
Забодал меня котёл,
На него я очень зол!
Hа виду у детворы
Крысу красят маляры.
Писем мы не написали
Тучку целый день искали.
Сидит на грядке крепко
оранжевая кепка.
Загремел весенний гном
Тучи на небе кругом.
Говорят один рыбак
В речке выловил башмак
Но зато ему потом
На крючок попался дом.
Ехал дядя без жилета
Заплатил он штраф за это.
У вратаря большой улов
Влетело в сетку пять волов.
Не учил уроки он, а играл всегда в футбол.
От того в тетрадке появился гол.
На поляне весной
Вырос зуб молодой.
Поэт закончил строчку
В конце поставил бочку.
Воспитатель: «Спасибо вам, ребята! Буквы из страны «Букеварёнок» нашли свое место и благодарят вас.
Воспитателю необходимо посмеяться вместе с детьми над комичностью ситуации.
Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И все за столы уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Воспитатель: «Ребята, слова из страны «Букварёнок» очень хотят, чтобы вы их запомнили, они передали вам письмо и просили сказать, что есть один очень интересный способ их запомнить. Для этого нужно найти между словами связь. Так, например: зонтик связан с дождем, а молоко с коровой. Игра «Подсказки». Воспитатель медленно читает слова, дети запоминают, затем воспитатель говорит первое слово из пары, задача детей вспомнить второе.
• небо-солнце
• туча-дождь
• собака-хвост
• заяц-капуста
• комната-кровать
• рыба-река
• цветок-ваза
• лягушка-тина
• птица-дерево
• море-корабль «Молодцы, ребята, вы отлично справились с этим заданием!».
Игры на развитие фонематического восприятия
«Карлики и великаны».
Игроки становятся в круг, когда ведущий скажет «Карлики!», все должны сесть на корточки, а если скажет «Великаны!», все должны встать. Ведущий намеренно подает неправильные команды, например:
«Кар. тошка», «Кар. маны», карлики, Кар. амель, Кар. точка, кар. ета, кар. она «Ве. ревка», великаны, «Ве. дерко»., ве. шалка, ве. ник, ве. сточка, веточка
Кто ошибется, выходит из игры. Победителем становится самый внимательный игрок, т. е. тот, кто останется в игре последним.
«Звуковые бусы».
Сейчас я буду говорить слова, когда Вы услышите звук «С» нанизываете на ниточку одну бусинку. Потом мы посчитаем кто из Вас был самый внимательный и у кого бусы получились больше всех.
Воспитатель: «Ребята, все жители страны «Букварёнок» -очень добрые и веселые.
Воспитатель: Кто живет в этой стране
Дети: звуки, буквы,
Воспитатель: : В этой стране есть еще и другие жители, без них тоже нельзя обойтись. Как вы думаете, кого мы забыли? Из чего состоит предложение?».
Дети Из слов
Воспитатель: А из чего состоит слово?
Дети Из слогов
Здесь используем камешки при делении слов на слоги.
Воспитатель: «Правильно! Так вот давайте поиграем с вами в игру. Я буду называть слова, а Вы делить их на слоги. Для этого Вам понадобятся волшебные камешки, которыми Вы и будете выкладывать слоги. Давайте попробуем вместе.
Воспитатель: называет слово и вместе с детьми делит его на слоги. Напимер: мо-ло-ко, дети выкладывают три камешка. Далее дети выполняют задание самостоятельно: ко-ро-ва, ком, ма-га-зин, со-ло-вей, мы-ло, са-ра-фан, тум-ба, по-ми-дор, мо-ре, тра-ва
Воспитатель: «Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы опять летим на воздушном шаре. Мы поднимаемся всё выше и выше! И страна «Букварёнок» скрывается из виду, а под нами уже наш любимый детский сад и наша группа. Открывайте глаза. Вот мы и на месте! Скажите, вам понравилось путешествие? Давайте отправим телеграмму жителям страны «Букваренок».
Дети вместе с воспитателем отстукивают ритмическими движениями текст: «Доб-ра-лись хо-ро-шо. Спа-си-бо за гос-те-при-им-ство. Ждем в гос-ти.»
Воспитатель: В какой стране Мы были с Вами?
Воспитатель: Кто живет в этой стране? (звуки и буквы)
Воспитатель: Чем они отличаются друг от друга? Звуки слышим, буквы пишем.
Воспитатель: Из чего состоят слова? (звуков, слогов)