Марина Цепцура
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР по лексической теме «Насекомые и пауки»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели. Расширение и углубление представлений о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Мебель» (насекомое, паук, бабочка, жук, стрекоза, пчела, шмель, оса, комар, муха, муравей, гусеница, божья коровка, кузнечик, крыло, глаза, усы, личинка, куколка, яйцо; ползать, летать, порхать, кружиться, жужжать, звенеть, собирать; пчелиный, комариный, пестрый, разноцветный, полезный, вредный). Совершенствование грамматического строя речи (образование слов-антонимов). Совершенствование синтаксического строя речи (составление сложносочиненных предложений с противительным союзом а). Совершенствование навыков звукового и звукобуквенного анализа слов. Профилактика нарушений письменной речи.
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР по лексической теме „Насекомые и пауки“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Пауки, паучки, паукообразные
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, фонематического восприятия, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, ловкости.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Магнитная доска, коврограф, модуль с висящими на нем бумажными бабочками, альбом «Мир природы. Животные», тетрадь по числу детей, контейнер с карандашами, мяч, предметные картинки с изображениями бабочек, жуков, осы, усов жука, готовые звуковые схемы слов, карточка с ребусом.
Предварительная работа. Рассматривание насекомых во время прогулки, беседа о них, расширение словаря. Чтение сказки К. Чуковского «Тараканище», рассказов К. Ушинского «Пчелки на разведках», В. Зотова «Божья коровка», «Кузнечик». Разучивание упражнения «Гусеница». Составление сложносочиненных предложений с противительным союзом а на индивидуальных занятиях с логопедом.
Ход занятия
1. Организационный момент. Упражнение «Разноцветные бабочки». [Создание эмоционально положительного фона. Воспитание направленной воздушной струи. ]
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает встать вокруг вращающегося модуля, на котором закреплены бумажные бабочки.
Логопед. Весна в разгаре. Цветет черемуха. Проснулись насекомые. Сегодня мы с вами и будем говорить о насекомых, выясним, что вам известно об их внешнем виде и образе жизни. Посмотрите, какие красивые бабочки прилетели к нам на занятие. Подуйте на них, чтобы они закружились в воздухе. Как вы будете дуть?
Дети. Нужно набрать воздуха через нос и подуть на бабочку, не надувая щек, вытянув губы трубочкой.
Логопед. Правильно. Выполняйте упражнение.
Дети по очереди выполняют упражнение по 4—5 раз по команде логопеда.
2. Рассматривание картины С. К. Артюшенко «Насекомые и пауки» и беседа по ней. [Развитие синтаксического строя речи (составление сложносочиненных предложений с противительным союзом а). Уточнение словаря по теме «Насекомые и пауки».]
Логопед предлагает детям сесть на стульчики, стоящие полукругом перед мольбертом, и ставит на мольберт картину.
Логопед. Расскажите, каких насекомых вы видите на картине, что они делают. Составьте предложения сразу о двух насекомых, как мы делали это на индивидуальных занятиях.
1 -й р е б е н о к. Разноцветная бабочка вьется над веткой липы, а желтая бабочка кружится над цветком клевера.
2-й ребенок. Мохнатый шмель собирает нектар с цветка клевера, а пчела хочет взять нектар из цветка ландыша.
3-й ребенок. Зеленый кузнечик сидит на одном листке ландыша, а муравьи ползут по другому листку.
4-й ребенок. Длинноногая водомерка бежит по воде, а жук-плавунец ныряет в воду. (И т. п.)
Логопед убирает картину и предлагает детям перейти к столу.
3. Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи. ]
Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами, помещает несколько картинок с изображениями бабочек.
Логопед. Каких насекомых нарисовал для вас художник?
Дети. Это бабочка и жук.
Логопед. Возьмите простой карандаш, обведите бабочку по контуру, а потом раскрасьте ее так, как вам хочется. Обратите внимание на окраску бабочек на картинках.
Дети выполняют задание. Логопед предлагает им выбрать самую красивую бабочку и вручает победителю наклейку на тетрадь.
4. Игра с мячом «Закончи предложение». [Расширение экспрессивного словаря словами-антонимами. ]
Логопед приглашает детей пройти на ковер, предлагает им встать в круг и берет в руки мяч.
Логопед. Давайте поиграем в знакомую вам игру с мячом «Закончи предложение». Майский жук большой, а божья коровка.
1-й ребенок.. маленькая.
Логопед. У майского жука крылья короткие, а у стрекозы.
2-й ребенок.. длинные.
Логопед. У жука усы толстые, а у бабочки.
3-й ребенок.. тонкие.
Логопед. У шмеля спина широкая, а у водомерки.
4-й ребенок.. узкая.
Логопед оценивает работу детей и убирает мяч.
5. Упражнение «Гусеница». [Координация речи с движением. Развитие творческого воображения. ]
Логопед предлагает детям сделать знакомое упражнение.
Этот странный дом без окон. У людей зовется «кокон». (Дети лежат на спинах ногами в центр круга).
Свив на ветке этот дом, дремлет гусеница в нем. (Поворачиваются на левый бок, положив руки под щеку).
Спит без просыпа всю зиму. Но зима промчалась мимо (Переворачиваются на другой бок. Ложатся на спину, потягиваются).
Март, апрель, капель, весна. Просыпайся, соня-сонюшка (Медленно садятся. Потягиваются сидя.
Под весенним ясным солнышком гусенице не до сна. Стала бабочкой она! (Встают, потягиваются стоя. Бегут по кругу, машут руками, как крылышками).
6. Упражнение «Повтори за мной». [Развитие артикуляционной моторики. Автоматизация произношения звука [р’] в словах. ]
Логопед предлагает детям пройти к зеркалу, сделать два-три упражнения из артикуляционной гимнастики, по цепочке повторить за ним слоги: ри, ре, рё, рю, ря, а затем слова с этими слогами.
7. Отгадывание загадок о насекомых. [Развитие общих речевых навыков. ]
Логопед предлагает детям сесть на ковер и загадать друг другу загадки, которые они выучили дома.
1-йребенок.
Этот увалень мохнатый,
Сладкоежка полосатый,
Опускает хоботок
В распустившийся цветок.
Кто это?
Дети. Это шмель. Он полосатый. Он собирает нектар хоботком.
2-й ребенок.
Злюка тощая такая
Надо мной весь день летает
И ужалит ненароком,
Если я измажусь соком.
Кто это?
Дети. Это оса. Она алая, тонкая и больно жалит.
3-й ребенок.
По листочку проползает,
Всюду дырки оставляет.
Вот прожорливая штучка,
А свернулась закорючкой.
Кто это?
Дети. Это гусеница. Она прогрызает дырки в листочках, сворачивается закорючкой.
4-й ребенок. Звон весь день в ушах стоит.
Надо мною кто звенит?
Прилетел он со двора.
Длинный нос у.
Дети. Комара.
Логопед. Вы сумели и загадать, и отгадать загадки, а еще и красиво говорили. Я вами горжусь!
8. Упражнение «Подбери схему». [Развитие навыков фонематического анализа. ]
Логопед помещает на коврограф готовые схемы слов, а детям раздает картинки.
Логопед. Кто или что у вас на картинках? Произнесите названия картинок.
1-йребенок. Жук.
2-й р е б е н о к. Осы.
3-й ребенок. Усы (у жука).
4-й ребенок. Жук.
Логопед. Поместите свои картинки под соответствующие словам схемы.
Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу.
9. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]
Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, а потом оценивает их работу.