Светлана Пономарева
Конспект логопедического занятия в средней группе для детей с заиканием на этапе вопросно-ответной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия в средней группе
для детей с заиканием на этапе вопросно-ответной
речи на тему : «К нам осень пришла»
Составила уч. - логопед Пономарева С. В.
МКДОУ Детский сад №44 «Родничок» г. Саров
Задачи:
Публикация «Конспект логопедического занятия в средней группе для детей с заиканием на этапе вопросно-ответной речи» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
• Расширять и уточнять знания детей об осени, осенних явлениях, изменениях, происходящих с деревьями, животными (П).
• Побуждать детей отвечать без заикания одним словом или коротким предложением на конкретные вопросы при наличии наглядного материала, внимательно слушать образцы речи логопеда, точно выполнять словесные задания (Р).
• Побуждать употреблять глаголы в повелительном наклонении, существительные в дательном падеже, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительные прилагательные, синонимы, антонимы. Упражнять в употреблении предлогов с, под, на (Р).
• Развивать диафрагмально-реберное дыхание, удлиненный речевой выдох, артикуляционную, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением, межполушарные связи (Ф Р).
• Развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, память, логическое мышление.
• Воспитывать уверенность в своих силах, умение не перебивать говорящего.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы.
Демонстрационные: магнитофон, запись «Осенней песни» П. И. Чайковского, «Осень» - кукла, большая и маленькая корзины, поднос. Картина с изображением дерева без листьев с грибами на ветках.
Раздаточные: карточки-символы – «ветер», «туча», «воздух», «вода», «солнце», «дождь»; осенние листья, дидактическая игра «Варенье», призы (конфеты, корзиночки.
Словарная работа.
Пассивный словарь: живая природа, неживая природа, композитор.
Активный словарь: (глаголы) моросить, пронизывать, наползать, надвигаться, остывать, охлаждаться, закрываться, кружиться, шуршать, сохнуть, гнить; (прилагательные) ненастный, пасмурный, грустный, печальный, веселый, вишневый, грушевый, яблочный, тусклый; (существительные) корень, ствол, ветки, листья, кленочек, дубочек, ивушка, рябинушка, берёзонька, липонька, осиночка.
Пропедевтическая работа.
Наблюдение за изменениями в природе, погодой, листопадом. Игры: «С какого дерева лист?», «Времена года», рассматривание картин Левитана «Золотая осень»; «Поздняя осень». Чтение стихов А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало», «Ветрено».
Индивидуально - дифференцированный подход
Побуждать Валеру, Машу, Алёшу употреблять в простых словах звук ш. Удерживать внимание Егора. Миши, Сони.
Ход занятия.
I Вводная часть.
1 упражнение «Любопытная Варвара» - релаксация, дыхание.
(дети стоят свободно на ковре перед логопедом, за детьми стоят стулья полукругом)
Логопед :
- Утром заглядывала ко мне наша знакомая бабушка Варвара. Она мне сказала, что сюда торопится очень необычная гостья. Откуда она узнала?
Бабушка добрая, никогда не сердится, если мы её показываем в игре «Любопытная Варвара». Садитесь на стулья, давайте покажем бабушку.
Логопед тихо говорит. Дети выполняют движения вместе с логопедом.
-Любопытная Варвара смотрит влево (медленный поворот головы влево,
Смотрит вправо (медленный поворот головы вправо,
А потом глядит вперёд (вперед).
И нечаянно заснёт.
Положите руки на животик. Надуваем шарик (медленный вдох, а теперь сдуваем: х-х-х-х-х… Ещё раз. Почувствуйте, как руки движутся с животиком вперёд (вдох) и назад: х-х-х-х-х…
Закройте глаза, опустите голову, расслабьтесь. Варвара спит.
(Логопед говорит очень медленно и тихо)
-Снится сон Варварушке:
Будто спит на травушке,
Будто солнышко печет,
Тихо реченька течет…
Один, два, три, четыре, пять,
Но пора уже вставать.
Потянитесь … и проснитесь. (Встают со стульев).
2. Упражнение «Ветер»
Логопед :
- Ребята, слышите, ветер шумит. Кто-то к нам в гости спешит.
Поднимите язычок вверх и пошумите, как ветер: ш-ш-ш… (Дети выполняют).
Садитесь за столы, будем встречать гостью.
II Основная часть.
1. Сюрпризный момент.
Звучит музыка. Вносится большая кукла в осеннем наряде с корзинкой. Кукла плавно «танцует», кружится (на руках у логопеда).
Логопед :
- А вот и гостья, узнали, кто она?
Дети:
- Осень.
Логопед :
- Правильно. Осень пришла к нам под звуки чудесной музыки композитора Петра Ильича Чайковского «Осенняя песня».
А пришла, чтобы поговорить об изменениях в неживой и живой природе. (Ставит куклу на подставку перед детьми на стол, корзинка рядом).
2. Упражнение «Приказы».
Логопед :
- Осень пожаловалась, что не хочет природа с летом расставаться, не хочет изменяться. Поможем Осени, поиграем в «Приказы»? (Дети соглашаются).
- А кому будете приказывать, нарисовано на картинках в корзинке. (Дети берут по одной карточке из корзинки Осени, рассматривают).
Логопед и дети :
- Егор, ты кому будешь приказывать?
-Ветру.
- А ты кому, Алёша?
- Дождю. (Опрос всех детей).
Логопед :
Послушайте, как я уверенно, требовательно прикажу туче:
- Туча, наползай, надвигайся.
Миша, повтори. (Миша повторяет).
Примерные приказы детей :
- Вода, остывай.
- Воздух, охлаждайся.
- Ветер, дуй, пронизывай.
- Дождь, лей, мороси…
Логопед хвалит детей.
3. Упражнение «Что, какое?».
Логопед :
- Посмотрите в окно. Послушалась вас природа?
Дети:
-Да.
Логопед :
- Давайте порадуем Осень, наполним корзинку осенними словами-признаками.
Будьте внимательными, не повторяйте ответ товарища. Какая бывает осенью погода?
Дети:
-Пасмурная. Холодная. Дождливая.
Логопед :
-Солнышко осенью какое?
Дети:
- Тусклое. Холодное. Не ласковое…
Логопед :
- Дождь какой?
Дети:
- Холодный. Затяжной. Моросящий.
Логопед :
А настроение какое?
- Грустное. Печальное. Тоскливое.
4. Физминутка «Дождик».
Логопед :
-Выходите в круг. Будем создавать бодрое, хорошее настроение. А Осень полюбуется нами. Постучим ножками как дождик. Встаньте прямо, руки на пояс.
Дождь, дождь целый день
(ритмичные удары правой ногой).
Барабанит в стёкла.
(ритмичные удары левой ногой).
От воды, от воды
(ритмичные удары правой ногой).
Вся земля размокла.
(ритмичные удары левой ногой).
(Повторяют 2 раза).
5. Упражнение «Листья».
Логопед, обращаясь к кукле Осени:
- Мы с ребятами раньше говорили о насекомых, которые осенью прячутся, о птицах, улетающих в теплые края, о зверях, готовящихся к зиме, а о деревьях еще не говорили.
Вспомните, летом корни деревьев из почвы пили воду (руки опущены, сгибание и разгибание пальцев рук) и по стволу дерева (руки скользят вдоль туловища вверх) вода поднималась к веткам и листьям (руки вверх – встороны). А осенью корни не пьют воду. Что происходит с листьями? Передавайте друг другу
листочек и называйте слова. (Отдаёт ребенку осенний лист)
Дети, передавая лист:
- Желтеют, отрываются, падают, кружатся, лежат ковром на земле, шуршат под ногами, сохнут, вянут, гниют…
6. Упражнение «Ласковые слова».
Логопед (подбрасывает листья вверх, создавая эффект листопада).
- Вот какой листопад. Листья разные летят.
Пусть хорошее настроение будет и у деревьев, сбросивших листву.
Кладите листики в корзинку и называйте дерево, с которого упал листок.
Логопед (поднимает лист клёна) :
- Этот лист с кленочка.
Дети:
- Этот лист с берёзоньки.
- Этот листик с ивушки.
- Этот лист с рябинушки.
- Этот лист с дубочка.
- Этот листик с липоньки.
Логопед :
-Ну, вот собрали все листья. Они такие красивые, разноцветные, подарю их Осени.
Присаживайтесь за столы.
7. Упражнение «Необычное дерево».
Логопед :
- Ой, а вот ещё одно дерево. Оно необычное. Что на нём?
Ребё нок:
- Грибы.
Логопед :
- Где грибы?
Дети:
- На дереве. Под деревом.
Логопед :
- А как они туда попали?
Ребё нок:
- Белка сушить повесила.
Логопед :
- Зачем?
Дети:
- На зиму запасла.
Логопед :
- Да, ведь осень запасиха.
III заключительная часть.
Упражнение «Варенье».
Логопед :
- Да, белки делают запасы на зиму. И люди запасают сушеные грибы, солёные овощи, фруктовые соки… Бабушка Варвара запасла много варенья. Убрала банки на полки. Помогите ей расставить оставшиеся банки так, чтобы в ряду не было одинаковых. (Дети заполняют 2 пустых клеточки из 9. Логопед проверяет правильность. Хвалит детей).
Итог занятия
Логопед держит в руках куклу Осень:
- Осени очень понравилось, как вы про неё рассказывали, за это она вам дарит подарки (конфеты).
Дети:
- Спасибо.
Логопед :
- Осень спрашивает, а варенье то у Варвары какое было?
Дети:
- Яблочное, грушевое, вишнёвое.
Логопед :
- Молодцы, ребята, занятие окончено.