Ирина Калмынина
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Дифференциация звуков [С] — [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дифференциация звуков [С]-[Ш]»
Цель: дифференциация звуков [С]-[Ш] на слух и в произношении.
Задачи: 1. Уточнить и сравнить артикуляцию и акустические признаки звуков [С] - [Ш].
2. Упражнять в выделении и различении звуков в слогах, словах, предложениях.
3. Закрепить навык практического употребления в речи предлогов «под», «из-под»
4. Развивать фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание и память, координацию речи с движением.
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе „Дифференциация звуков [С] — [Ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование: две куклы: одна одета в шубу, шапку и шарф, другая – в сарафан и сандалии; символы звуков, их обозначения, артикуляционные профили; цветные квадраты; мяч; интерактивная доска.
1. Организационный момент.
- Сегодня мы будем сравнивать и различать звуки.
Логопед выставляет двух кукол.
- К нам в гости пришли две девочки Соня и Маша.
2. Характеристика, сравнение звуков [С], [Ш].
Что надела Маша? (Маша надела шубу, шапку, шарф)
- Назовите одинаковый первый звук в словах «шуба», «шапка», «шарф». (Первый звук в словах [Ш])
- Как произносим звук [Ш]? (Губы округлены и слегка вытянуты вперед. Широкий язык поднят за верхние зубы «чашечкой». Воздушная струя теплая. Горлышко «молчит»)
- Какой звук [Ш]? (Звук [Ш]- согласный, глухой, всегда твердый)
Выставляется символ звука, его обозначение.
- Назовите одинаковый первый звук в словах «сарафан», «сандалии».
- Как произносим звук [С]? (Губы в улыбке. Зубы сближены. Широкий кончик языка находится за нижними зубами. Воздушная струя холодная. Горлышко «молчит»)
- Какой звук [С]? (Звук [C]- согласный, твёрдый, глухой)
Выставляется символ звука, его обозначение.
- Чем отличаются звуки [С] и [Ш] в произношении?
(Когда произносим звук [C], губы растянуты в улыбке. Когда произносим звук [Ш], губы округлены и вытянуты вперед.
Когда произносим звук [C], кончик языка опущен за нижние зубы. Когда произносим звук [Ш], широкий язык поднят за верхние зубы «чашечкой».
Когда произносим звук [C], воздушная струя холодная. Когда произносим звук [Ш], воздушная струя теплая)
3. Выделение звуков [С], [Ш]
- Наши гости приготовили сюрприз. Вместе мы сделаем цветные коврики. Если услышите звук [С], положите синий квадрат. Если [Ш] – жёлтый:
С, Ш, Ш, С
ША, СА, АС, АШ
СОВА, ШОФЁР, МАЛЫШ, КОКОС
- Сравните ваши коврики и коврики девочек. (Дети сверяют выполненное задание с образцом)
4. Дифференциация [С]- [Ш] в слогах.
- Девочки любят играть в мяч. Внимательно послушайте цепочку слогов. Повторит тот, кому я брошу мяч.
СА – ША – ША ША – СА – СА
СЫ – ШИ – СЫ ШИ – СЫ – ШИ
ШО – ШО – СО СО – СО – ШО
ШУ – СУ – ШУ СУ – ШУ – СУ
5. Дифференциация [С]- [Ш] в словах-квазиомонимах.
- Соня и Маша – волшебницы. Они умеют превращать один предмет в другой, заменив в слове звук [С] на [Ш] и наоборот.
(На доске появляется картинка «башня»)
- Что изображено на картинке? (Это башня.)
- Что обозначает это слово? (Башня – это сооружение, высокое здание)
- Что получится, если заменить в слове звук [Ш] на [С]? (Басня)
- Что такое «басня»? (Это короткий рассказ в стихах, героями которого являются животные с характером людей. В басне есть мораль, нравоучение)
- Что изменилось, когда мы заменили один звук [Ш] на [С] в слове? (Изменилось значение слова)
То же со словами каска-кашка, крыса-крыша, маска-Машка, мишка-миска.
6. Дифференциация [С]- [Ш] в чистоговорках с движением.
Са, са, са – у Сони длинная коса.
Чередовать хлопок в ладоши и кулаками
Су, су, су – Соня видела лису.
Чередовать кулак – зайчик (рука в кулаке,
указательный и средний палец выпрямлены)
Ас, ас, ас – купила Соня ананас.
«Фонарики» (чередовать кулак – ладонь)
Ус, ус, ус – у Сони много бус.
«Колечко» (соединять пальцы с большим)
Ша, ша, ша – Маша в танце хороша.
Чередовать хлопок в ладоши
и кулак с выпрямленным большим пальцем
Шу, шу, шу – я для Маши попляшу.
Присели – выставили ногу на пятку
Шо, шо, шо – поёт Маша хорошо.
Поставить кулак на кулак, поменять местами
Аш, аш, аш – у Маши карандаш.
Чередовать хлопок в ладоши и кулаками
7. Дифференциация [С]- [Ш] в предложениях с предлогами.
На доске появляется изображение комнаты с игрушками.
- Соня и Маша целый день играли и разбросали все игрушки. Найдите все игрушки и расскажите, где вы их нашли? (Я нашёл машину под шкафом. Я нашёл погремушку под шкафом. Я нашла самокат под столом. Я нашёл лошадку под стулом. Я нашла матрёшку под софой. И т. д.)
- Какое маленькое слово помогло нам назвать место, где лежат игрушки? (Маленькое слово «под».)
- Скоро с работы вернётся мама. Поможем девочкам убрать игрушки. Откуда вы достанете игрушки? (Я достану самолёт из-под стула. Я достану коляску из-под стола. Я достану мишку из-под софы. И т. д.)
- Какое маленькое слово помогло нам назвать действие? (Маленькое слово «из-под»)
- В названии Сониных игрушек есть звук [С]. Положим их в сумку. В названии Машиных игрушек есть звук [Ш]. Положим их в мешок. (Я положу самолёт в сумку. Я положу машину в мешок. И т. д.)
8. Дифференциация [С]- [Ш] в скороговорке с использованием мнемотехники.
- Соня и Маша благодарят вас за помощь. Они дарят свою любимую скороговорку:
Мышка сушек насушила.
Мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали,
Зубы сразу же сломали.
(Э. Успенский)
- Послушайте скороговорку еще раз. Назовите слова со звуками [С] и [Ш].
- В каких словах встречаются оба звука?
- Рассмотрите картинки-подсказки и попробуйте произнести скороговорку чётко.
На доске появляется мнемотаблица
Дети по очереди произносят скороговорку.
9. Итог занятия.
- Какие звуки мы сегодня сравнивали и различали?
- Что общего?
- Чем они отличаются?
- Что вам понравилось сегодня на занятии?
Список литературы:
1. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998
2. Лопухина И. С. Логопедия, упражнения для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – СПб. : Дельта, 1999
3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие – М. : Айрис-пресс, 2007