МААМ-картинки

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Дифференциация звуков [С] — [Ш]»

Ирина Калмынина
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Дифференциация звуков [С] — [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Дифференциация звуков [С]-[Ш]»

Цель: дифференциация звуков [С]-[Ш] на слух и в произношении.

Задачи: 1. Уточнить и сравнить артикуляцию и акустические признаки звуков [С] - [Ш].

2. Упражнять в выделении и различении звуков в слогах, словах, предложениях.

3. Закрепить навык практического употребления в речи предлогов «под», «из-под»

4. Развивать фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание и память, координацию речи с движением.

Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе „Дифференциация звуков [С] — [Ш]“» размещена в разделах

Оборудование: две куклы: одна одета в шубу, шапку и шарф, другая – в сарафан и сандалии; символы звуков, их обозначения, артикуляционные профили; цветные квадраты; мяч; интерактивная доска.

1. Организационный момент.

- Сегодня мы будем сравнивать и различать звуки.

Логопед выставляет двух кукол.

- К нам в гости пришли две девочки Соня и Маша.

2. Характеристика, сравнение звуков [С], [Ш].

Что надела Маша? (Маша надела шубу, шапку, шарф)

- Назовите одинаковый первый звук в словах «шуба», «шапка», «шарф». (Первый звук в словах [Ш])

- Как произносим звук [Ш]? (Губы округлены и слегка вытянуты вперед. Широкий язык поднят за верхние зубы «чашечкой». Воздушная струя теплая. Горлышко «молчит»)

- Какой звук [Ш]? (Звук [Ш]- согласный, глухой, всегда твердый)

Выставляется символ звука, его обозначение.

- Назовите одинаковый первый звук в словах «сарафан», «сандалии».

- Как произносим звук [С]? (Губы в улыбке. Зубы сближены. Широкий кончик языка находится за нижними зубами. Воздушная струя холодная. Горлышко «молчит»)

- Какой звук [С]? (Звук [C]- согласный, твёрдый, глухой)

Выставляется символ звука, его обозначение.

- Чем отличаются звуки [С] и [Ш] в произношении?

(Когда произносим звук [C], губы растянуты в улыбке. Когда произносим звук [Ш], губы округлены и вытянуты вперед.

Когда произносим звук [C], кончик языка опущен за нижние зубы. Когда произносим звук [Ш], широкий язык поднят за верхние зубы «чашечкой».

Когда произносим звук [C], воздушная струя холодная. Когда произносим звук [Ш], воздушная струя теплая)

3. Выделение звуков [С], [Ш]

- Наши гости приготовили сюрприз. Вместе мы сделаем цветные коврики. Если услышите звук [С], положите синий квадрат. Если [Ш] – жёлтый:

С, Ш, Ш, С

ША, СА, АС, АШ

СОВА, ШОФЁР, МАЛЫШ, КОКОС

- Сравните ваши коврики и коврики девочек. (Дети сверяют выполненное задание с образцом)

4. Дифференциация [С]- [Ш] в слогах.

- Девочки любят играть в мяч. Внимательно послушайте цепочку слогов. Повторит тот, кому я брошу мяч.

СА – ША – ША ША – СА – СА

СЫ – ШИ – СЫ ШИ – СЫ – ШИ

ШО – ШО – СО СО – СО – ШО

ШУ – СУ – ШУ СУ – ШУ – СУ

5. Дифференциация [С]- [Ш] в словах-квазиомонимах.

- Соня и Маша – волшебницы. Они умеют превращать один предмет в другой, заменив в слове звук [С] на [Ш] и наоборот.

(На доске появляется картинка «башня»)

- Что изображено на картинке? (Это башня.)

- Что обозначает это слово? (Башня – это сооружение, высокое здание)

- Что получится, если заменить в слове звук [Ш] на [С]? (Басня)

- Что такое «басня»? (Это короткий рассказ в стихах, героями которого являются животные с характером людей. В басне есть мораль, нравоучение)

- Что изменилось, когда мы заменили один звук [Ш] на [С] в слове? (Изменилось значение слова)

То же со словами каска-кашка, крыса-крыша, маска-Машка, мишка-миска.

6. Дифференциация [С]- [Ш] в чистоговорках с движением.

Са, са, са – у Сони длинная коса.

Чередовать хлопок в ладоши и кулаками

Су, су, су – Соня видела лису.

Чередовать кулак – зайчик (рука в кулаке,

указательный и средний палец выпрямлены)

Ас, ас, ас – купила Соня ананас.

«Фонарики» (чередовать кулак – ладонь)

Ус, ус, ус – у Сони много бус.

«Колечко» (соединять пальцы с большим)

Ша, ша, ша – Маша в танце хороша.

Чередовать хлопок в ладоши

и кулак с выпрямленным большим пальцем

Шу, шу, шу – я для Маши попляшу.

Присели – выставили ногу на пятку

Шо, шо, шо – поёт Маша хорошо.

Поставить кулак на кулак, поменять местами

Аш, аш, аш – у Маши карандаш.

Чередовать хлопок в ладоши и кулаками

7. Дифференциация [С]- [Ш] в предложениях с предлогами.

На доске появляется изображение комнаты с игрушками.

- Соня и Маша целый день играли и разбросали все игрушки. Найдите все игрушки и расскажите, где вы их нашли? (Я нашёл машину под шкафом. Я нашёл погремушку под шкафом. Я нашла самокат под столом. Я нашёл лошадку под стулом. Я нашла матрёшку под софой. И т. д.)

- Какое маленькое слово помогло нам назвать место, где лежат игрушки? (Маленькое слово «под».)

- Скоро с работы вернётся мама. Поможем девочкам убрать игрушки. Откуда вы достанете игрушки? (Я достану самолёт из-под стула. Я достану коляску из-под стола. Я достану мишку из-под софы. И т. д.)

- Какое маленькое слово помогло нам назвать действие? (Маленькое слово «из-под»)

- В названии Сониных игрушек есть звук [С]. Положим их в сумку. В названии Машиных игрушек есть звук [Ш]. Положим их в мешок. (Я положу самолёт в сумку. Я положу машину в мешок. И т. д.)

8. Дифференциация [С]- [Ш] в скороговорке с использованием мнемотехники.

- Соня и Маша благодарят вас за помощь. Они дарят свою любимую скороговорку:

Мышка сушек насушила.

Мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали,

Зубы сразу же сломали.

(Э. Успенский)

- Послушайте скороговорку еще раз. Назовите слова со звуками [С] и [Ш].

- В каких словах встречаются оба звука?

- Рассмотрите картинки-подсказки и попробуйте произнести скороговорку чётко.

На доске появляется мнемотаблица

Дети по очереди произносят скороговорку.

9. Итог занятия.

- Какие звуки мы сегодня сравнивали и различали?

- Что общего?

- Чем они отличаются?

- Что вам понравилось сегодня на занятии?

Список литературы:

1. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998

2. Лопухина И. С. Логопедия, упражнения для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – СПб. : Дельта, 1999

3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие – М. : Айрис-пресс, 2007

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки [Э]-[И]’. Дифференциация» в средней группе Цель — учить правильно произносить звуки ‘Э’, ’И’, дифференцировать их на слух и в речи Коррекционно-образовательные задачи: 1. Закрепить.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]»Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Буква Ю»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Буква Ю» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Познакомить с буквой «Ю». • Продолжать развивать навыки звукового, слогового анализа и синтеза;.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «8 Марта — Международный женский день»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «8 Марта — Международный женский день» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Расширять, уточнять, активизировать словарный запас по теме. • Упражнять в согласовании прилагательных.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Гласные звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы]»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Гласные звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнить произношение гласных звуков. • Продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза,.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [З]. Кукла Зоя в гостях у детей»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [З]. Кукла Зоя в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [з]. • Продолжать формировать навыки звуко-слогового анализа.

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Дифференциация звуков [С] — [Ш]»
Опубликовано: 14 ноября 2020 в 10:46
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Дифференциация звуков [С] — [Ш]»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Калмынина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД