Татьяна Третьякова
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия с элементами познавательного развития
в подготовительной к школе группе
Подготовила: учитель-логопед МБДОУ № 315 г. Челябинска Третьякова Т. Г.
Тема: «Перелетные птицы»
Вид: интегрированное занятие.
Программное содержание:
I. Коррекционно- обучающие задачи:
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
- обогатить словарь по лексической теме (названия перелетных птиц и их детеныши; способы передвижения птиц и их жилище);
- закрепить навык составления сложноподчиненных предложений с союзными словами (потому что, так как, чтобы);
- научить образовывать притяжательные прилагательные;
- закрепить навык образования приставочных глаголов от слова «летать» (прилетел, залетел, улетел, влетел, облетел, пролетел);
- подготовить к обучению грамоте:
• Составление слов из заданных букв;
• Чтение текста.
II. Коррекционнно- развивающие задачи:
- Развивать словесно-логическое мышление через различные виды работы с текстом (осознанное чтение, последовательный пересказ, составление рассказа от первого лица);
- развивать зрительное восприятие и внимание.
III. Воспитательная задача:
- воспитывать у детей желание принимать участие в сохранении всех видов птиц.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением перелетных птиц, беседа о птицах, оформление выставки «книжки- малышки» о перелётных птицах Южного Урала, занесенных в Красную книгу.
Оборудование: мультимедийная система, аудиозапись с пением птиц, фотографии птиц и детенышей, фотография картины Саврасова «Грачи прилетели», соловей, таблички с названиями детенышей, буквы, выставка книг, атрибуты птицы, песочные часы.
Ход занятия:
I. Оргмомент
Звучит музыка, фото «птиц» с экрана.
- Посмотрите на экран. Как вы думаете, о ком пойдет речь?
Д. : О птицах
- каких птиц вы узнали?
Д. :
-Да, каких только птиц нет на свете!
Скажите, кто зеленою весной вернется с юга в край родной?
Д. : перелетные птицы
II. Основная часть.
1. Расширение словаря названиями способа передвижения птиц.
2. Закрепление навыка составления сложноподчиненных предложений с союзными словами «так как», «чтобы», «потому что».
Показ слайдов.
- Сядет тот, кто назовет перелетных птиц.
- Перелетных птиц очень много, но нам редко удается увидеть, как, собравшись в стаи, они улетают. Почему?
Д. : Они улетают в основном ночью: так как безопаснее.
- Во время перелета птицы придерживаются особого порядка. Как летят лебеди?
Д. : клином
- клин лебедей- какой?
Д. : лебединый клин.
- Журавли летят клином- (какой клин)- журавлиный клин.
- гуси летят шеренгой - гусиная шеренга
- Утки летят стаей - утиная стая.
2. Развитие зрительного восприятия и внимания, логического мышления
1 ребенок обводит по контуру у экрана.
- Внимание на экран.
Взял фотограф аппарат, сделал снимки для ребят,
Только снимки все слились, что за птицы? Разберись!
Д. : цапля, сова, ласточка, лебедь
Все птицы появляются на экране.
- Какая птица лишняя?
Д. : сова
- Почему?
Д. : потому что сова- зимующая птица
- А остальные?
Д. : перелетные
- В какое время года возвращаются к нам перелетные птицы?
Д. : весной
- Что делают птицы весной?
Д. : Птицы вьют гнезда
-Для чего птицы вьют и строят гнезда?
Д. : птицы вьют и строят гнезда для того, чтобы выводить птенцов.
3. Развитие грамматического строя речи:
- образование притяжательных прилагательных,
- обогащение словаря названиями перелетных птиц и их детенышами.
Название детенышей выставляются на мольберт.
- Внимание на экран. Кто это?
Д. : соловей
- Где соловей строит свое гнездо?
Д. : Соловей строит свое гнездо в траве.
- Значит, чье гнездо?
Д. : соловьиное гнездо.
-Назовите птенцов соловья?
Д. : соловята
- Кто это?
Д. : журавль
- Где он строит свое гнездо?
Д,: Журавль строит свое гнездо около болота.
- Чье это гнездо?
Д,: журавлиное
- Назовите птенцов?
Д. : Журавлята
Кто это?
Д. : ласточка
- Где строит свое гнездо ласточка?
Д. : Ласточка строит свое гнездо над окном или под крышей дома
- Кто будет жить в ее гнезде
Д. : ласточата.
- Кто это?
Д. : Грач
-Где строит свое гнездо?
Д. : Грач строит свое гнездо на деревьях
- чье гнездо?
Д. : грачиное
- Кто будет там жить?
Д. : грачата
- Грачи строят гнезда рядом друг с другом. Посмотрите на картину великого русского художника Саврасова «Грачи прилетели». На этой картине видны гнезда грачей. А вы знаете как называется скопление грачиных гнезд?
Д. : Грачевники
- Какая перелетная птица не строит гнезда и не высиживает яиц?
Д. : кукушка
-А где она будет откладывать яйца и выводить птенцов?
Д. : кукушка откладывает яйца в чужие гнезда и не высиживает птенцов.
- как называются птенцы?
Д. : кукушата
- Назовите птицу, дом для которой строят люди?
Д. : скворец
-как называется этот дом?
Д. : скворечник
- Детеныши скворца?
Д. : скворчата.
- Чем питаются птицы?
Д. : насекомыми, червяками, семенами, почками, лягушками, корнями.
- Какую пользу приносят?
Д. : Уничтожают вредных насекомых на полях и огородах.
III. Физминутка на развитие общей и артикуляционной моторики.
- Вокруг себя повернись и в разных птиц ты превратись.
Вот аист идет длинноногий и важный.
(высоко поднимать ноги)
Вот гусь в красных сапожках шагает важно.
(ходьба на носках)
А вот утка маленькими шажками идет и утят за собою ведет. (ходьба на корточках)
Ласточки с лапки на лапку переваливаются.
(туловище наклонено вперед, руки назад)
А тут голодные птенцы ждут своих родителей
Птенчики глотают вкусную еду
Очень вкусно было.
Вокруг себя повернитесь и в детей вы превратитесь.
IV. Употребление приставочных глаголов.
На доске картинка «соловей» + «летать»
- Сели за столы. Как -то раз я наблюдала интересный случай, который произошел с грачем и с КЕМ?
Д. : с соловьем.
- Я буду рассказывать, а вы мне помогайте, меняя слово «летать»
Грач как-то в саду сидел,
Вдруг соловей веселый … (прилетел)
Соловей низко-низко… (пролетел,
А грач поймать его хотел.
Соловей дом спокойно … (облетел)
И тут же снова (улетел).
Грач оглянуться не успел,
Как соловей на крушу (залетел).
Грач лез по лестнице, пыхтел,
А соловей, смеясь, в окно (влетел)
V. Составление слов из заданных букв.
У каждого ребенка по 4 буквы:
АГРЧ, САИТ, АТУК, ОЛЁР
- Составьте слово из этих букв.
ГРАЧ, АИСТ, УТКА, ОРЁЛ
Проверка.
- Некоторые разновидности этих птиц занесены в Красную книгу.
- Что такое Красная книга?
Д. : Эта книга, в которой занесены редкие или исчезающие виды животного и растительного мира.
VI. Развитие связной речи.
- Вы вместе с родителями сделали книжки- малышки о птицах, которые занесены в красную книгу, в том числе о перелетных птицах Южного Урала.
Демонстрация книги и рассказ о птице - 1 ребенок.
- В нашу красную книгу занесем эту птицу.
- Давайте представим, что к нам прилетела). Расскажи о себе.
- Чтение книжки- малышки.
- О ком твой рассказ?
- Почему эта птица занесена в Красную книгу?
Д. : исчезающий вид
- Ребята, как человек может помочь выжить этим птицам?
- Каких птиц мы занесли в нашу Красную книгу?
- С какими новыми словами познакомились?
- Что нового узнали?
- Спасибо за работу.