Ирина Коцоева
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Образовательные:
Активизация и обогащение словарного запаса по лексической теме «Игрушки». Совершенствование умения согласовывать слова в предложении, составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
Закрепление понятий «предмет», «признак предмета», «действие предмета». Совершенствование умения выполнять звуковой и слоговой анализ и синтез слов.
Коррекционные:
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
Развитие фонематического анализа и синтеза.
Закрепление грамматических категорий по теме «Игрушки» :
Темочки:
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Подготовительная группа
- Темочки
- Словоизменение: согласование существительных с числительными «два» и «пять».
- Словообразование: образование притяжательных прилагательных.
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие логического мышления.
Развитие связной речи.
Воспитательные:
Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Воспитание умения слушать друг друга.
Создание положительных эмоций.
Оборудование: фланелеграф; кружки, обозначающие звуки слова; игрушки : машинка, кукла, мишка, пирамидка, кот, ёжик, кубики, мячик, ослик, зайчик, робот; пособие «телевизор»; серия сюжетных картинок (размер 40 х 25 см.); ; «звуковые кубики», ширма.
Раздаточный материал: счетные палочки, звуковые линейки, звуковые пеналы.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Чтобы они с вами познакомились, сейчас каждый из вас громко назовет свое имя и скажет, сколько в нем слогов.
Например: «Меня зовут Миша, в моём имени 2 слога»
2. Загадки об игрушках.
- А теперь попробуйте угадать, кто же еще пришел к вам в гости.
(Логопед загадывает загадки) :
«Пьет бензин, как молоко, может бегать далеко.
Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней?» (Машина).
«Зверь забавный сшит из плюша. Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного и устрой ему берлогу». (Медвежонок).
«Что все это значит? Дочка, а не плачет.
Спать положишь, будет спать день, и два, и даже пять». (Кукла).
«Стукнешь о стенку – а я отскочу,
Бросишь на землю – а я подскочу.
Я из ладоней в ладони лечу –
Смирно лежать я никак не хочу!» (Мячик).
«Эти чудо – кирпичи я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю, все с начала начинаю». (Кубики).
(После каждой отгаданной загадки из-за ширмы достаётся соответствующая игрушка).
Вопросы:
- Ребята, назовите одним словом, кто же еще пришел к нам в гости? (Игрушки).
- Для чего нужны игрушки? (Ответы детей)
3. Образование притяжательных прилагательных:
- Из чего могут быть сделаны игрушки? (Игра с мячом)
Кубики из дерева (какие) – деревянные
Мячик из резины (какой) – резиновый
Мишка из плюша (какой) – плюшевый
Мышки из меха (какие) - меховые
Кукла из соломы (какая) – соломенная
Ведёрко из железа (какое) – железное
Пирамидка из пластмассы (какая) – пластмассовая
4. Сюрпризный момент.
- Вот еще одна загадка: «Что это такое?» (Вносится пирамидка без колец).
- Ребята, а вы знаете, почему у пирамидки нет колец? Сейчас я вам расскажу: жадный Бегемотик (показ соответствующей игрушки) забрал у нас все колечки и не хочет отдавать. Он согласился отдать кольца только при условии, если вы выполните все его задания. За каждое задание – одно колечко. Согласны?
5. Выделение 1-го звука из слов, характеристика данного звука.
Первое задание Бегемотика:
- Вы должны определить первый звук в названии игрушек и наклеить соответствующий звук – кружок на фланелеграф. («Самосвал, мишка, кубики, ослик, зайка, пирамидка, робот»).
(Гласный звук – кружок красного цвета; согласный твёрдый – кружок синего цвета; согласный мягкий – кружок зеленого цвета).
6. Пальчиковая гимнастика. (Развитие мелкой моторики рук)
«На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино,
И весёлый Чиполлино,
И котёнок, и слонёнок.
Раз, два, три, четыре, пять.
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать».
7. Звуковой анализ.
Следующее задание: выполнить звуковой анализ слова МИШКА.
(Дети выполняют звуковой анализ с помощью звуковых линеек).
8. Фонематический синтез.
Игра «Живые звуки».
Дети выбирают кружки с символами звуков: [з], [а], [й], [к], [а], становятся по заданному порядку и произносят «свой» звук.
Остальные должны «прочитать» загаданное слово. При правильном ответе предъявляется игрушка «зайка» и возвращается очередное колечко.
9. Динамическая пауза.
А) «Мячик мой» (координация речи с движением) :
«Друг весёлый, мячик мой,
Всюду, всюду он со мной.
Раз, два, три, четыре, пять.
Хорошо мячом играть» (В. Волина)
Б) «Шарик» :
(Логопед «надувает» шарики: дети встают, длительно произнося звук: «с-с-с…».
Затем шарики «протыкают» : дети медленно приседают, произнося звук: «ш-ш-ш…»).
10. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Игра «Телевизор».
На наборном полотне рассказ, составленный по серии сюжетных картинок («Кораблик»). Две картинки перепутаны. Дети должны установить правильную последовательность.
- Дети, сейчас мы с вами посмотрим интересный мультфильм. Но вот беда: сломался звук. Нам надо выбрать диктора, который бы озвучил наш мультфильм. (Диктор выбирается считалочкой, которую произносят все дети:
«Мы со звуком [ш] играем. Слово к слову подбираем:
«шапка, шуба, шкаф, жетон! Выходи из круга вон!»).
Прежде чем приступить к «озвучиванию» мультфильма, ребенок должен объяснить, почему слово «жетон» оказалось лишним.
11. Согласование числительных «один», «два» и «пять» с существительными.
Детям предлагается положить на стол одну оранжевую палочку, две зеленые и пять белых.
Задание: “Игрушки перепутались и их надо сосчитать”.
Дети считают игрушки. Палочки служат зрительной опорой. (Можно сказать, что игрушки превратились в палочки).
Пример: “Одна кукла – две куклы – пять кукол”
кубик –
юла –
машинка –
мяч –
шарик –
пирамидка -
мишка –
самолётик –
зайчик –
матрёшка –
собачка -
12. Итог занятия.
- Молодцы! Вы выполнили все задания, собрали всю пирамидку. Наши гости – игрушки наблюдали за вами, и им очень понравилось!
(Дети убирают рабочий материал со своих рабочих столов и берут игрушки).