МААМ-картинки

Конспект логопедического занятия «Звук [Ч]»

Жернакова Надежда Леонидовна
Конспект логопедического занятия «Звук [Ч]»

Конспект логопедического занятия.

Тема: «Звук ч»

Цель: автоматизировать звук Ч в прямых, обратных слогах, словах, предложениях, тексте на лексическом материале по теме: «Посуда, продукты питания».

Задачи:

Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звука [Ч], его акустических особенностях. Закрепление правильного произношения фонемы [Ч] в изолированном виде, в слогах, в словах, предложениях. Закрепление словаря по теме: «Посуда, продукты питания».

Публикация «Конспект логопедического занятия „Звук [Ч]“» размещена в разделах

Коррекционные: развитие и укрепление речевой моторики. Закрепление условно-рефлекторных связей на артикуляционный уклад звука [Ч], Развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы, развитие навыка звуко-слогового анализа, навыка словообразования. Развитие устойчивости внимания, зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти, формирование навыков самоконтроля.

Воспитательные: воспитывать доброту, отзывчивость, усидчивость, трудолюбие, целеустремлённость.

Оборудование: зеркало, слоговые дорожки, карточки с буквами, предметные картинки, проволока, слоговые дорожки и таблицы, артикуляционная игрушка-лягушка, кузнечик, артикуляционный профиль, различные схемы, зашумлённая буква Ч, мешочки с крупами, контейнер с огурцом и яблоком, игровой комплект для детей «Магазин» и «Кухня»

Ход занятия.

1 Организационный момент Цель: Создание положительно эмоционального настроя. Включить детей в работу с первых минут занятия.

- Здравствуйте, дети.

Поднимите правую руку вверх (на правой руке прищепка, а левую опустите вниз. Правую руку в сторону, а левую вперёд.

2. Объявление темы занятия.

Если вы отгадаете загадку, то узнаете тему занятия

На лугу живет скрипач.

Весь зелёный, ходит вскачь. (кузнечик)

Как стрекочет кузнечик? Ч-Ч-Ч.

Сегодня мы будем изучать звук Ч и букву Ч. (Учащиеся отгадывают загадку, определяют тему урока «Звук Ч»)

3. Артикуляционная гимнастика

Цель: развитие и совершенствование артикуляционной моторики; формирование правил ротового выдоха.

Кузнечик проснулся, открыл окошечко и вышел на крылечко, а там пришла лягушка - прожорливое брюшко. Давайте, правильно выполним упражнения для язычка, чтобы лягушка не съела кузнеца.

«Улыбка», «Блинчик», «Парус». «Чашечка», «Качели», «Часики»

(Дети выполняют артикуляционную зарядку с артикуляционной куклой «Лягушка» и элементами биоэнергопластики)

4. Произношение изолированного звука. Цель: Закрепление изолированного звука в звукоподражании, развитие и совершенствование артикуляционной моторики

Как стрекочет кузнечик Ч-Ч-Ч. Кузнечик рад, что вы спасли его и запел свою песенку. Давайте и мы споём вместе с кузнечиком. Я буду начинать слово, а вы с кузнечиком "стрекочите громче", чтобы его закончить:

клю. ме. но. кли. кирпи. печь… гра… (Дети договаривают последний звук. (хоровое, групповое, цепочкой, индивидуальное).

5. Анализ артикуляции по плану. Цель: Развивать умение анализировать последовательность необходимых операций.

Артикуляция, характеристика звука [Ч] по плану – схеме.

Губы – округлены.

Зубы – сближены.

Язык – вверху за верхними зубами, при выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба.

Ощутим, голосовые связки работают или нет? Не работают, разомкнуты.

Воздушная струя – теплая, воздух выходит толчком. (Дети анализируют артикуляцию звука Ч по плану с использованием профиля артикуляции, схемы на руке, артикуляционной куклы-лягушки)

6. Характеристика звука. Цель: Развивать умение анализировать последовательность необходимых операций.

Звук Ч согласный, потому что есть преграда.

Звук Ч глухой, потому что голосовые связки не вибрируют (тактильный контроль)

Звук Ч мягкий, поэтому обозначим его какого цвета прищепкой?

Звук Ч - согласный, глухой, всегда мягкий. Дети по опорной схеме дают характеристику звука Ч

Обозначаем Ч зелёной прищепкой.

7. Связь звука с буквой. Цель: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия.

Какой буквой на письме обозначаем звук Ч?

Зелёной прищепкой показать правильно написанную букву Ч

Дети прикрепляют зелёные прищепки на правильно написанную букву Ч

8. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов. Цель: Совершенствование слогового синтеза. Развитие интонационной выразительности речи, орфографической зоркости.

Однажды буква Ч с гласными отдыхала на речке. Они пели песни ча, чу, че, чи (грустно, радостно). А потом буква Ч решила искупаться. Вдруг подул сильный ветер, поднялись волны, и буква Ч стала тонуть. Она закричали: «Помогите! Помогите!» На берегу лежали буква Я и буква Ю. Важная буква Я и Ю только подняли голову, посмотрели и продолжали лежать. А Буква А и У вскочили, бросились на помощь. Протянула буква Ч одну руку букве А, а другую — букве У и вытащили её на берег. С тех пор буква Ч дружит с буквами А и У.

ЗАПОМНИ: Ча! Чу!

Как надо себя вести на реке, озере? ТБ на водоёме. (Обучающиеся проговаривают слоговые цепочки с разной интонацией. С помощью прищепок выкладывают схему слогов)

9. Закрепление звука Ч в словах по лексической теме «Посуда, продукты питания». Звуко-слоговой анализ слов.

- Буква Ч предлагает выполнить задание.

- Как одним словом назовём то, что находится на полках? - посуда

- Перечислите, какая посуда стоит на верхней полке. Дети: Чайная посуда.

- Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Ее называют чайная посуда. Повторите это название.

- Назовите посуду, которая стоит на нижней полке. - Кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг, фартук.

- Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Ее называют кухонная посуда. Повторите и это название. Какой предмет лишний? - Лишнее слово - фартук, потому что это одежда.

Подбор звуковых схем к картинкам. Какая посуда спряталась в данной схеме?

(Дети с помощью звуковых схем-прищепок узнают, какая посуда спряталась в данной схеме.)

Работа с бланками (на трафаретах посуды (чашка, чайник) вставить гласные А, У в слова.

10. Физкультминутка. Цель: снятие эмоционального и физического напряжения. Развитие координации движений рук и ног.

Это чайник - вот! (Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе)

У меня большой живот. (Животик надут)

Я чай кипячу: (Топают обеими ногами)

Чай я с вами пить хочу. (Делают призывные движения правой рукой)

11. Игра «Что изменилось? Цель: Произношение звука Ч в словах по лексической теме «Посуда, продукты питания». Развитие навыка словообразования. Развитие устойчивости внимания. Развитие звукобуквенного анализа, развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, умения составлять предложения, формирование навыков самоконтроля, социализации.

- Посмотрите еще раз на верхнюю полку и запомните, что стоит на ней, а потом закройте глаза.

Логопед убирает чайник.

- Чего не стало?

- Правильно. Я поставлю чайник на место. Еще раз закройте глаза.

Логопед заменяет красные чашки на синие.

Что теперь изменилось?

Упражнение повторяется еще 3-4 раза. Логопед меняет местами, убирает и добавляет посуду.

Логопед: -Посуда у нас есть, а что ещё нужно для приготовления еды?

- Где можно приобрести продукты?

- Сейчас вы пойдёте в магазин и

Катя купит гречку.

Женя - яйца.

Оля – яблоко.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

«Отгадай продукт на ощупь»: крупа риса, гороха, гречки – в разных мешочках. Яблоко, шарики разного размера, яйцо – одном мешке.

Сюжетно-ролевая игра «Поварята»

Как называют человека, который готовит еду?

Сейчас вы будете поварами (поварятами).

Вам нужно приготовить кашу, яичницу, компот из купленных продуктов.

Кто, что приготовил? – Каша из гречки – гречневая каша, компот из яблок – яблочный компот, из яиц – яичница, салат из огурца – огуречный салат

12. Итог занятия. Цель: развитие кратковременной памяти.

Сегодня мы учились правильно произносить какой звук?

Давайте вспомним, когда произносишь звук [Ч], что делает язычок? Губы? Зубы? Воздушная струя? Голосовые складки? О каких предметах говорили? – (Сегодня мы учились правильно произносить звук Ч. Объясняют правильную артикуляцию звука Ч)

13. Оценка работы детей на занятии. Цель: Формировать адекватную самооценку.

Рефлексия. Нам пора прощаться. Вы сегодня очень хорошо работали! У вас отлично получается звук Ч в слогах, словах, в предложениях. Молодцы!

Кому было легко (трудно) на занятии? (Оценивают свою работу на уроке с помощью смайликов)

Публикации по теме:

«Транспорт». Звук [ф]». Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи для детей с ОВЗ Тема: «Транспорт». Звук «Ф». Задачи: Коррекционно-развивающие: - развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, словесно-логическое.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Звук [К]. Буква К» Фронтальное логопедическое занятие. (Старшая группа) Тема: «Звук [К] Буква К» Цель: Закрепление знаний о звуке К -, знакомство с буквой.

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия: «Звук [Л]» Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия. Вид занятия: тренировочное. Автор: Разина И. В. Дата проведения: 07.12.16.

Конспект индивидуального логопедического занятия. Звук [Ш]. Подготовительный этап. Сказка «Волк и семеро козлят» Планирование индивидуального логопедического занятия. Тема недели: «Домашние животные» Тема занятия: Звук [ш]. Подготовительный этап..

Конспект логопедического занятия «Предложение. Слово. Звук. Буква» Тема: Предложение. Слово. Звук. Буква. Задачи: Учить детей дифференцировать понятия: «предложение», «слово», «звук», «буква». Учить схематично.

Конспект логопедического занятия по формированию звукопроизношения «Звук и буква С» (подготовительная группа) Конспект логопедического занятия по формированию звукопроизношения по теме; «Звук и буква С» учителя-логопеда Черненко Т. В. Цели: 1. Формирование.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: звук [Щ], буква Щ Образовательные задачи: 1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Щ] в слогах, словах, фразах. 2. Упражнять детей в умении выделять.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [ц]. • Продолжать формировать навыки звуко-буквенного анализа.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР «Звук [Б]. Буква Б» Занятие 3 Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Одежда, обувь, головные уборы». Совершенствование.

Конспект логопедического занятия «Звук [ш]» Конспект логопедического занятия "Звук Ш"[/b] Цель: научить правильно произносить звук Ш. Коррекционно-развивающие задачи: * учить ребёнка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Звук [Ч]»
Опубликовано: 19 апреля 2017 в 08:52
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия «Звук [Ч]»» (включая файлы) размещена пользователем Жернакова Надежда Леонидовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД