Жернакова Надежда Леонидовна
Конспект логопедического занятия «Звук [Ч]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия.
Тема: «Звук ч»
Цель: автоматизировать звук Ч в прямых, обратных слогах, словах, предложениях, тексте на лексическом материале по теме: «Посуда, продукты питания».
Задачи:
Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звука [Ч], его акустических особенностях. Закрепление правильного произношения фонемы [Ч] в изолированном виде, в слогах, в словах, предложениях. Закрепление словаря по теме: «Посуда, продукты питания».
Публикация «Конспект логопедического занятия „Звук [Ч]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Коррекционные: развитие и укрепление речевой моторики. Закрепление условно-рефлекторных связей на артикуляционный уклад звука [Ч], Развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы, развитие навыка звуко-слогового анализа, навыка словообразования. Развитие устойчивости внимания, зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти, формирование навыков самоконтроля.
Воспитательные: воспитывать доброту, отзывчивость, усидчивость, трудолюбие, целеустремлённость.
Оборудование: зеркало, слоговые дорожки, карточки с буквами, предметные картинки, проволока, слоговые дорожки и таблицы, артикуляционная игрушка-лягушка, кузнечик, артикуляционный профиль, различные схемы, зашумлённая буква Ч, мешочки с крупами, контейнер с огурцом и яблоком, игровой комплект для детей «Магазин» и «Кухня»
Ход занятия.
1 Организационный момент Цель: Создание положительно эмоционального настроя. Включить детей в работу с первых минут занятия.
- Здравствуйте, дети.
Поднимите правую руку вверх (на правой руке прищепка, а левую опустите вниз. Правую руку в сторону, а левую вперёд.
2. Объявление темы занятия.
Если вы отгадаете загадку, то узнаете тему занятия
На лугу живет скрипач.
Весь зелёный, ходит вскачь. (кузнечик)
Как стрекочет кузнечик? Ч-Ч-Ч.
Сегодня мы будем изучать звук Ч и букву Ч. (Учащиеся отгадывают загадку, определяют тему урока «Звук Ч»)
3. Артикуляционная гимнастика
Цель: развитие и совершенствование артикуляционной моторики; формирование правил ротового выдоха.
Кузнечик проснулся, открыл окошечко и вышел на крылечко, а там пришла лягушка - прожорливое брюшко. Давайте, правильно выполним упражнения для язычка, чтобы лягушка не съела кузнеца.
«Улыбка», «Блинчик», «Парус». «Чашечка», «Качели», «Часики»
(Дети выполняют артикуляционную зарядку с артикуляционной куклой «Лягушка» и элементами биоэнергопластики)
4. Произношение изолированного звука. Цель: Закрепление изолированного звука в звукоподражании, развитие и совершенствование артикуляционной моторики
Как стрекочет кузнечик Ч-Ч-Ч. Кузнечик рад, что вы спасли его и запел свою песенку. Давайте и мы споём вместе с кузнечиком. Я буду начинать слово, а вы с кузнечиком "стрекочите громче", чтобы его закончить:
клю. ме. но. кли. кирпи. печь… гра… (Дети договаривают последний звук. (хоровое, групповое, цепочкой, индивидуальное).
5. Анализ артикуляции по плану. Цель: Развивать умение анализировать последовательность необходимых операций.
Артикуляция, характеристика звука [Ч] по плану – схеме.
Губы – округлены.
Зубы – сближены.
Язык – вверху за верхними зубами, при выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба.
Ощутим, голосовые связки работают или нет? Не работают, разомкнуты.
Воздушная струя – теплая, воздух выходит толчком. (Дети анализируют артикуляцию звука Ч по плану с использованием профиля артикуляции, схемы на руке, артикуляционной куклы-лягушки)
6. Характеристика звука. Цель: Развивать умение анализировать последовательность необходимых операций.
Звук Ч согласный, потому что есть преграда.
Звук Ч глухой, потому что голосовые связки не вибрируют (тактильный контроль)
Звук Ч мягкий, поэтому обозначим его какого цвета прищепкой?
Звук Ч - согласный, глухой, всегда мягкий. Дети по опорной схеме дают характеристику звука Ч
Обозначаем Ч зелёной прищепкой.
7. Связь звука с буквой. Цель: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия.
Какой буквой на письме обозначаем звук Ч?
Зелёной прищепкой показать правильно написанную букву Ч
Дети прикрепляют зелёные прищепки на правильно написанную букву Ч
8. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов. Цель: Совершенствование слогового синтеза. Развитие интонационной выразительности речи, орфографической зоркости.
Однажды буква Ч с гласными отдыхала на речке. Они пели песни ча, чу, че, чи (грустно, радостно). А потом буква Ч решила искупаться. Вдруг подул сильный ветер, поднялись волны, и буква Ч стала тонуть. Она закричали: «Помогите! Помогите!» На берегу лежали буква Я и буква Ю. Важная буква Я и Ю только подняли голову, посмотрели и продолжали лежать. А Буква А и У вскочили, бросились на помощь. Протянула буква Ч одну руку букве А, а другую — букве У и вытащили её на берег. С тех пор буква Ч дружит с буквами А и У.
ЗАПОМНИ: Ча! Чу!
Как надо себя вести на реке, озере? ТБ на водоёме. (Обучающиеся проговаривают слоговые цепочки с разной интонацией. С помощью прищепок выкладывают схему слогов)
9. Закрепление звука Ч в словах по лексической теме «Посуда, продукты питания». Звуко-слоговой анализ слов.
- Буква Ч предлагает выполнить задание.
- Как одним словом назовём то, что находится на полках? - посуда
- Перечислите, какая посуда стоит на верхней полке. Дети: Чайная посуда.
- Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Ее называют чайная посуда. Повторите это название.
- Назовите посуду, которая стоит на нижней полке. - Кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг, фартук.
- Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Ее называют кухонная посуда. Повторите и это название. Какой предмет лишний? - Лишнее слово - фартук, потому что это одежда.
Подбор звуковых схем к картинкам. Какая посуда спряталась в данной схеме?
(Дети с помощью звуковых схем-прищепок узнают, какая посуда спряталась в данной схеме.)
Работа с бланками (на трафаретах посуды (чашка, чайник) вставить гласные А, У в слова.
10. Физкультминутка. Цель: снятие эмоционального и физического напряжения. Развитие координации движений рук и ног.
Это чайник - вот! (Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе)
У меня большой живот. (Животик надут)
Я чай кипячу: (Топают обеими ногами)
Чай я с вами пить хочу. (Делают призывные движения правой рукой)
11. Игра «Что изменилось? Цель: Произношение звука Ч в словах по лексической теме «Посуда, продукты питания». Развитие навыка словообразования. Развитие устойчивости внимания. Развитие звукобуквенного анализа, развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, умения составлять предложения, формирование навыков самоконтроля, социализации.
- Посмотрите еще раз на верхнюю полку и запомните, что стоит на ней, а потом закройте глаза.
- Чего не стало?
- Правильно. Я поставлю чайник на место. Еще раз закройте глаза.
Логопед заменяет красные чашки на синие.
Что теперь изменилось?
Упражнение повторяется еще 3-4 раза. Логопед меняет местами, убирает и добавляет посуду.
Логопед: -Посуда у нас есть, а что ещё нужно для приготовления еды?
- Где можно приобрести продукты?
- Сейчас вы пойдёте в магазин и
Катя купит гречку.
Женя - яйца.
Оля – яблоко.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
«Отгадай продукт на ощупь»: крупа риса, гороха, гречки – в разных мешочках. Яблоко, шарики разного размера, яйцо – одном мешке.
Сюжетно-ролевая игра «Поварята»
Как называют человека, который готовит еду?
Сейчас вы будете поварами (поварятами).
Вам нужно приготовить кашу, яичницу, компот из купленных продуктов.
Кто, что приготовил? – Каша из гречки – гречневая каша, компот из яблок – яблочный компот, из яиц – яичница, салат из огурца – огуречный салат
12. Итог занятия. Цель: развитие кратковременной памяти.
Сегодня мы учились правильно произносить какой звук?
Давайте вспомним, когда произносишь звук [Ч], что делает язычок? Губы? Зубы? Воздушная струя? Голосовые складки? О каких предметах говорили? – (Сегодня мы учились правильно произносить звук Ч. Объясняют правильную артикуляцию звука Ч)
13. Оценка работы детей на занятии. Цель: Формировать адекватную самооценку.
Рефлексия. Нам пора прощаться. Вы сегодня очень хорошо работали! У вас отлично получается звук Ч в слогах, словах, в предложениях. Молодцы!
Кому было легко (трудно) на занятии? (Оценивают свою работу на уроке с помощью смайликов)