Любовь Григорьева
Конспект логопедического занятия «Составление рассказов о транспорте по плану» для детей старшей группы с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обучение составлению рассказов о транспорте по плану.
Задачи:
1) коррекционно-образовательные задачи:
- уточнять и расширять знания детей о транспорте;
- закреплять в речи обобщающие понятия: наземный транспорт, водный, воздушный;
- уточнять и расширять представления детей о правилах перехода через дорогу;
- закреплять знания буквы А;
- совершенствовать слоговую структуру слова;
- упражнять в образовании существительных в творительном падеже;
- упражнять в согласовании числительных с существительными;
Публикация «Конспект логопедического занятия „Составление рассказов о транспорте по плану“ для детей старшей группы с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Занятия по развитию речи
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- упражнять в правильном употреблении предлогов: на, за, перед, около, между.
2) коррекционно-развивающие задачи: развивать связную речь, интонационную выразительность речи, фонетические представления, логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, целенаправленную воздушную струю, общую и тонкую моторику, координацию речи с движением, творческое воображение, диафрагмальное дыхание.
3) коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, умения выполнять установленные нормы поведения.
Материал:
- демонстрационный: мягкая игрушка – кот Леопольд, светофор (три круга, «зебра» (белые полосы, знак «пешеходный переход», буква «А», макет автобуса, руль, сумка кондуктора, объемные игрушки (самолёт, мотоцикл, паровоз, трактор, пароход, клавиатура, волшебная палочка.
- раздаточный: геометрические фигуры, карточки-схемы изображения паровоза, «фейерверк» - игрушки для развития воздушной струи, конфетти, монеты, билеты – картинки с изображением транспорта.
Предшествующая работа: разучивание подвижного упражнения «Поиграем», экскурсия к ближайшей улице, рассматривание транспорта, беседа о транспорте, его назначении, правилах поведения на улице, организация сюжетно-ролевой игры «Автобус», заучивание стихотворения «Светофор».
Словарная работа: транспорт наземный, воздушный, водный, «зебра», пешеход, водитель, пассажир, кондуктор, лётчик, машинист, мотоциклист, капитан.
Методические приёмы:
- игровой приём «Едем в автобусе»;
- сюрпризный момент – появление кота Леопольда, волшебная палочка, игрушки – транспортные средства, игрушки - фейерверк;
- загадывание загадки;
- дыхательная гимнастика «Фейерверк», «Вдохнём аромат свежего воздуха»;
- использование картинок;
- игровые упражнения: «Составь рассказ по плану о транспорте», «Телеграф», «Поиграем», «Детский аттракцион», «Где кот Леопольд?», «Сложи паровоз по схеме», «Фейерверк».
Ход занятия:
1. Оргмомент – загадывание загадки.
Логопед:
- В гости к нам кто-то торопится. Про него я загадаю загадку. Слушайте внимательно:
Кот, покачиваясь в кресле, в мягких тапочках сидит,
Надоедливым мышатам, улыбаясь говорит:
«Ребята, давайте жить дружно!»
А вам, дети, как зовут кота, отгадать нужно,
Скажем дружно: «Это кот… (Леопольд)».
2. Появление кота Леопольда, приветствие, знакомство с детьми.
3. Беседа о правилах дорожного движения.
Кот Леопольд:
- Я предлагаю вам, друзья, прогуляться по нашему городу.
Логопед:
- Как называется наш город?
Дети:
- Чебоксары.
Логопед:
- Чебоксары - наш любимый город!
- Мы вышли из детского сада и ходим по улице пешком. Как мы сейчас называемся?
Дети:
- Пешеходы.
Логопед:
- Нам нужно перейти дорогу. В каком месте можно переходить дорогу?
Дети:
- По мосту, по подземному переходу, по «зебре».
Логопед:
- Мы видим «зебру» и дорожный знак «Пешеходный переход».
- А машин на дороге много. Здесь нам поможет светофор. На какой свет можно переходить дорогу?
Дети:
- На зеленый свет переходят дорогу.
Чтение стихотворения ребенком:
Если свет зажегся красный,-
Значит, двигаться опасно,
Жёлтый – предупрежденье,
А зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!»
(Во время чтения стихотворения логопед демонстрирует красный, желтый и зелёный круги.)
Логопед:
- Переходите через дорогу.
- Продолжим нашу прогулку, но пешком мы быстро устанем. А вот и остановка, рядом – знак. Какая это буква?
Дети:
- Буква «А».
Логопед:
- Значит, здесь останавливается, какой пассажирский транспорт?
Дети:
- Автобус.
4. Игровое упражнение «Поездка в автобусе».
Логопед:
- Здесь стоит автобус кота Леопольда. Займите места в автобусе. Как вы теперь называетесь?
Дети:
- Пассажиры.
Логопед:
- Кот Леопольд будет сидеть за рулём. Значит, он - кто?
Дети:
- Водитель.
Логопед:
- У меня сумка с билетами. Значит, я - кто?
Дети:
- Кондуктор.
Логопед:
- У водителя сломался микрофон. Поможем ему объявлять остановки. Объявлять нужно громко, чётко, выразительно.
(1-ый ребенок объявляет: «Следующая остановка: «Почта».)
Кондуктор выдает каждому ребенку билет с изображением транспорта.
Логопед:
- Что изображено на ваших билетах?
Дети:
- Самолёт.
- Экскаватор.
- Пароход.
- Грузовик.
Логопед:
- Как это всё назвать одним словом?
Дети:
- Транспорт.
5. Дидактическое упражнение «Составь рассказ по плану».
Логопед:
- Попробуйте составить рассказ о транспорте по следующему плану. Назовите изображённый транспорт. Скажите, к какому виду он относится: воздушному, наземному, водному? Где движется? Кто им управляет? Для чего он предназначен?
Ребёнок:
- Самолёт – это воздушный транспорт. Он летает по воздуху. Самолетом управляет летчик. Самолёт перевозит пассажиров.
(Подобный рассказ составляет каждый ребенок о своём транспорте.)
6. Игровое упражнение «Телеграф».
Логопед:
- Автобус остановился на остановке «Почта», здесь мы выйдем из автобуса и пойдём в телеграф.
- Кот Леопольд не прислушивался к вашим рассказам, так как он сидит за рулём, ему нельзя отвлекаться. Поэтому мы передадим ему телеграммы о транспорте. Составьте предложение из двух слов о транспорте, ответив на вопрос: «Что делает?»
Дети:
- Самолёт летит.
- Экскаватор роет.
- Пароход плывёт.
- Грузовик едет.
Логопед:
- Слова разделите на части, и отправьте телеграммы, отбивая их на клавишах указательным пальцем.
(Ребёнок: «Са-мо-лёт ле-тит». И так каждый ребенок о своём транспорте.)
Дети снова садятся в автобус. (2-ой ребёнок объявляет: «Следующая остановка: «Детский парк».)
7. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Логопед:
- Поиграем в игру «Четвертый лишний»:
Самолёт, вертолёт, автомобиль, ракета.
Корабль, мотоцикл, катер, лодка.
Машина, лошадка, пароход, самолёт.
- Подъехали к остановке «Детский парк».
- Какой свежий воздух в парке. Сделаем вдох через нос, наполним живот ароматом свежего воздуха, сделаем выдох через рот, выпустим воздух.
8. Физпауза – подвижное упражнение «Поиграем»:
На лошадке мы скакали,
До угла мы доскакали.
Сели на машину,
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали.
Стоп! Разворот.
На реке – пароход.
Пароходом ехали,
До горы доехали.
Пароход не везет,
Надо сесть в самолет.
Самолёт летит,
В нём мотор гудит: у- у- у!
Кот Леопольд:
- Я вижу «Детский аттракцион». Там можно покататься на каком-нибудь транспорте.
9. Игра «Где находится кот Леопольд?» (Около парохода, перед самолётом, между самолётом и паровозом, за мотоциклом, на мотоцикле.)
Логопед:
- Кот Леопольд сел на мотоцикл покататься. Предлагаю и вам, дети, занять места напротив любого транспорта. Возьму волшебную палочку:
Один, два, три, четыре, пять,
Мы хотим играть опять.
Был транспорт маленький,
Стал он большим!
- Какие большие стали предметы! Представьте, что вы сидите в транспорте и движетесь в нём. Можете закрыть глаза, помечтать.
(Пока дети катаются, кот Леопольд поет песенку о дружбе.)
Логопед:
- Всё, время вышло, пора возвращаться в автобус.
(3-ий ребенок объявляет: «Следующая остановка: «Детский сад».)
Логопед:
- Вспомните, кем был кот Леопольд в аттракционе? Чем он управлял?
Дети:
- Леопольд был мотоциклистом. Он управлял мотоциклом.
Логопед:
- Вспомните, кем были вы? Чем управляли вы?
Ребёнок:
- Я был машинистом, управлял паровозом.
(Подобное предложение составляет каждый ребенок о своем транспорте.)
10. Возвращение в детский сад.
Дети выходят из автобуса и идут в детский сад. Садятся за столы.
11. Игра «Сложи паровозик из геометрических фигур».
Логопед:
- Коту Леопольду очень понравилось управлять автобусом и мотоциклом. Он еще хочет научиться управлять паровозом. Поэтому мы для него сложим паровозики из геометрических фигур. Переверните карточки и по данной схеме сложите паровозики.
(Дети выполняют задание.)
Логопед:
- Расскажите коту Леопольду, сколько квадратов (треугольников, кругов) вы взяли, чтобы построить паровоз?
Дети:
- Четыре квадрата.
- Три треугольника.
- Три круга.
Логопед:
- Сколько всего паровозов вы построили?
Ребёнок:
- Четыре паровоза.
12. Игра «Фейерверк».
Логопед:
- Кот Леопольд благодарит вас за отзывчивость, доброжелательность и дружелюбие. Там, где дружба, всегда есть место чудесам. Поэтому в честь дружбы мы устроим фейерверк!
- Сделайте вдох через нос, дуйте в трубочку сильно, долго, не надувая щёк.
(Дети дуют – летит конфетти.)
13. Прощание с котом Леопольдом:
- До новых встреч!