левицкая наталья
Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса «Звуки [С], [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: " Дифференциация звуков [С-Ш] и закрепление связи звука и буквы. Морская прогулка".
Цели:
-закрепление правильного произношения и различения звуков;
-развитие фонематического слуха и восприятия;
-закрепление умения составлять предложения, используя слова с заданным звуком;
-развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых ситуациях;
-развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
-развитие дыхания;
-развитие навыков чтения, умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
Приемы и методы:
Публикация «Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса „Звуки [С], [Ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звук [С]. Конспекты уроков
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
-использование художественного слова (загадки, стихотворение);
-сюрпризный момент;
-музыкальное сопровождение (использование аудиокассет);
-наглядность;
-рассказ логопеда.
Оборудование: иллюстрации с морским видом, карта, сюжетные картинки с изображением острова, картинки со звуками "С" и "Ш", рыбки, плакат с морской атрибутикой, тонированные альбомные листы, фломастеры, магнитофон, аудиокассеты с записями шума моря, вальса, бутылка, карточки со словами, песок.
Ход урока.
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Какой сегодня прекрасный день. Мне очень повезло - я буду проводить у вас занятие. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
-Ребята, а умеете ли вы слушать? Закройте глаза, голову положите на грудь, руки спокойно расположите на парте. (Звучит фонограмма моря.) Что вы сейчас услышали?
-Верно, это шум моря. Посмотрите какое оно красивое. (Выставляются морские иллюстрации.)
-Ребята, а что вы можете сказать о море? Какое оно?
2. Работа над развитием дыхания.
-Ах, какой свежий воздух на море! Давайте подышим этим целебным воздухом. Сделаем вдох носом и выдохнем через рот. Вдохнем в себя свежесть, красоту, доброту морского воздуха, а выдохнем через ротик все обиды и огорчения.
3. Знакомство с темой урока.
-Скажите, а вы любите путешествия? Тогда я приглашаю вас в путешествие на корабле. (Дети рассматривают карту.)
-Куда бы вы хотели поплыть? Да, много мест куда можно отправиться. Давайте посмотрим на карту и выберем.
-Ой, смотрите, ребята, на карте красный флажок! Как вы думаете, что обозначает красный цвет?
-Наверное, там что-то случилось. Я предлагаю отправиться на этот остров и помочь.
-А что же нам взять с собой в дорогу? (На доску вывешиваются плакаты, выполненные в технике "наложение".)
- Рассмотрите внимательно рисунки. Какие предметы здесь изображены?
-Какой общий звук в словах сундук, компас, весло?
-Расскажите, как образуется звук "С"? Какой звук "С"? (согласный или гласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий)
-Какой общий звук в словах штурвал, шлюпка, тельняшка?
-Как образуется звук "Ш"? Дайте характеристику звука "Ш".
-Сегодня на занятие мы не только отправимся в путешествие на остров, но и будем учиться различать звуки "С" и "Ш".
4. Развитие пространственной ориентировки.
-Но перед тем как отправиться в путешествие давайте потренируемся. Умеете ли вы ориентироваться в пространстве, ведь это так важно для моряков. Перед вами лежат морские карты. Что изображено в верхнем правом углу, в нижнем левом углу?
-А теперь составим маршрут. Я буду называть направление, а вы чертите путь. Но запомните передвигаться можно только по одной клеточке.
-Вверх, направо, налево, прямо и т. д.
-Какие вы молодцы, все правильно начертили маршрут нашего путешествия.
5. Дифференциация звуков на слух.
-Каждый настоящий моряк умеет определять направление ветров. А вы умеете?
-Давайте потренируемся. Вы помните какие звуки помогают нам в путешествии?
-Когда мы произносим звук "С", где находится кончик языка? Правильно внизу. (Демонстрируется стрелка, направленная вниз.)
-Когда мы произносим звук "Ш", где находится кончик языка? Правильно вверху. (Демонстрируется стрелка, направленная вверх.)
-Сейчас мы будем определять направление ветра. Если вы услышите звук "С", то выкладываете стрелку, направленную вниз. Если услышите звук "Ш", то выкладываете стрелку, направленную вверх.
-С, Ш, С, С, Ш, Ш, С.
-Какие вы молодцы, все правильно выполнили.
6. Воспроизведение слоговых рядов.
-Давайте вместе скажем:" Раз, два, три наш корабль вперед лети!"
-Занимайте скорее места каждый на своем корабле.
-Ох, какое море синее, волны высокие. Смотрите, кто-то встретился на нашем пути. Кто же это? Отгадайте загадку:
Видит мир морской насквозь.
Головастый красный гость
Приспособил восемь ног
Для охоты. (осьминог)
-Огромный осьминог не дает кораблю проплыть. Что же нам делать? Давайте расскажем ему чистоговорки и поиграем с ним в мяч.
Са-са-са- залетела к нам оса.
Ша-ша-ша- Саша моет малыша.
Со-со-со- Миша катит колесо.
Шо-шо-шо-
Су-су-су- Мишку видели в лесу.
Шу-шу-шу-
-Осьминог освободил нам путь, теперь мы можем отправляться дальше.
7. Дифференциация в словах.
-Путь нам с вами предстоит долгий. Не хотите ли порыбачить?
-Посмотрите, какие чудесные рыбки плывут перед нами! Назовите все картинки какие нам принесли рыбки. Найдите пожалуйста тех рыбок, которые принесли на своих плавниках картинки со звуком "С". Отпустите их в тот аквариум, где изображена соответствующая схема.
-Выловите тех рыбок, которые принесли картинки со звуком "Ш". Отпустите их в аквариумы в зависимости от расположения звука.
8. Работа над формой букв.
-Ребята, а у вас в классе дружные ребята? И все друг другу помогают?
-А в этом море живет одна одинокая медуза у которой нет подруг. Давайте нарисуем ей друзей.
-Положите свою ладошку на водную гладь и обведите ее. (Детям раздаются цветные альбомные листы.) Дорисуйте ротик и глазки.
-Давайте дадим нашим медузам имена со звуком "С" и со звуком "Ш".
-Но у нашей медузы есть еще одна беда -она не знает как выглядят буквы "ЭС" и буква "ША". Обведите, пожалуйста, синим карандашом букву "ЭС", а фиолетовым "ША".
-Напишите на песке печатную букву "ЭС". Теперь букву "ША".
-А чтобы медуза не забывала как пишутся письменные буквы, давайте сконструируем их из деталей.
9. Физкультминутка.
-Вы замечательно справились с заданием, и медуза предлагает нам станцевать вместе с ней вальс.
(Звучит вальс, и дети выполняют движения под музыку.)
10. Игра "Отгадай слово. "
-Опять перед нами препятствие. Отгадайте, кто преградил нам путь?
Эта рыба хищник злой,
Всех проглотит с головой,
Зубы показав, зевнула
Хлоднокровная. (акула).
-Акула откусила от каждого слова букву. Но что же это за буквы "ЭС" или "ША»? Давайте вернем буквы на место и прочитаем слова.
.апка. умка. оль. ипы
ду. .анки. лем. ода
.ина анана. .уба. ова
-Придумайте предложения с этими словами.
11. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
-Плывем дальше. Вижу впереди остров. Кажется, мы приплыли на место. Какой странный остров! Птицы не поют, цветов не видно. Грязно кругом. Что же здесь случилось? Посмотрите на надпись: "Помогите. "
-Посмотрите бутылка, а в ней рисунки. Что же произошло с этим островом? Давайте попробуем разобраться.
-Расположите рисунки в той последовательности как все происходило.
-Сначала это был прекрасный уголок. Затем сюда приплыли отдохнуть злые пираты и остров стал грязным неуютным.
-Давайте подумаем, как нам помочь острову, чтобы он стал опять прекрасным?
-Правильно. Надо все вокруг убрать, почистить и никогда не обижать жителей этого острова.
12. Итог занятия.
-Пора возвращаться. Давайте скажем волшебные слова: "Раз, два, три наш корабль вперед лети!".
-Снова в класс вернулись мы. Ребята, а какие звуки помогали нам во время путешествия?
-Как вы думаете можем ли мы снять красный флажок?
-И если где-то случится беда, мы снова придём на помощь и поможем сделать мир прекраснее.
-Какие звуки помогали нам в путешествии? Придумайте слова со звуком "С" и со звуком "Ш".