Починская Евгения
Конспект логопедического занятия «Понятие «Слово» с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Детям с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи) очень сложно дифференцировать понятия "звук" - "слог" - "слово" - "предложение". Необходимо проводить специальные занятия по уточнению этих понятий.
Цель: подвести детей к пониманию слова как единицы речи (мы говорим словами).
Задачи:
1. Развивать фонематический слух: различать слова и звуки, считать слова на слух.
2. Упражнять в образовании формы родительного падежа единственного числа.
Оборудование: предметные картинки с изображением овощей, палочки или спички (для выкладывания и счёта слов).
Ход занятия
Публикация «Конспект логопедического занятия „Понятие „Слово“ с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
I. Организационный момент
Логопед: «Вы любите играть? Поиграем в игру «Чего не стало?». На доске картинки.
Обязательно нужно ответить: «Не стало мышки». Посмотрите на доску, что вы видите? (Овощи).
- Назовите картинки.
Логопед просит детей закрыть глаза и в это время убирает одну картинку. Затем дети открывают глаза и говорят, чего не стало. Затем убирается 2 картинки и т. д.
II. Основная часть
1. Знакомство с понятием «слово»
Сегодня мы с вами поговорим о слове. Послушайте меня внимательно:
Здравствуйте!
- Я, поздоровалась с вами, сказав только одно слово – какое? ("Здравствуйте")
- А что это значит? ("Это значит поприветствовать, пожелать здоровья").
-Одно слово, как много оно значит!
Какое слово я ещё сказала? (Садитесь). Да, я сказала «садитесь» и вы сели, выполнив мою просьбу. Всё, что нас окружает, имеет своё название и что – то обозначает. (имеет своё значение, поэтому мы и говорим: «Что означает слово?» - Слово звучит и называет все предметы вокруг нас, имена, животных, растения).
- Мы каждый день с вами общаемся, говорим много слов. С помощью слов мы друг друга понимаем. Скажите, ребята, если бы произносили по одному звуку, мы бы понимали друг друга? (ответы детей).
2. Игра «Назови любое слово»
Логопед: Я прошу вас сейчас назвать любое слово. Каждый ребёнок называет одно (любое) слово.
- Что мы сейчас произносили, звук или слово? (ответы детей).
3. Игра «Поймай слово»
– Поиграем в игру «Поймай слово». Вы ловите в ладоши только слова:
А, игрушка, О, ВУ, И, Ваня, Ы, Ч, З, Вика, МО, СА, окно, ПЫ, Рома…
4. Упражнение «Посчитай слова»
Логопед: «Ребята! Мы с вами только учимся читать и писать, но пока мы не можем писать целые слова. Давайте представим, что слово – это одна полосочка или одна палочка (логопед показывает спичку).
Поиграем в игру «Посчитай слова». Я говорю слово, а вы выкладываете его на столе и говорите, сколько слов я сказала.
- Перед тем, как начать играть, я расскажу правила игры: каждое слово, любое слово - это одна палочка; между словами всегда мы должны делать маленькое расстояние (логопед демонстрирует).
Банан (дети выкладывают 1 спичку)
Ягода, гриб (дети выкладывают в ряд 2 спички, между спичками обязательно должно быть расстояние).
Река, море, озеро…
III. Итог занятия
- О чём мы сегодня говорили?
- Что такое слово? (дети высказывают своё мнение).
- Что вам понравилось?