Татьяна Брехова
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной группе «Герб России»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной группе на тему «Герб России»
Цель: Сформировать представления детей о значении государственного герба, как символа нашей страны.
Темочки:
- Герб России
- Герб России. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
Задачи: Познакомить с элементарными сведениями истории происхождения Государственного герба нашей страны.
Сформировать начальные представления о символическом значении изображений на гербе России.
Дать детям представления о существовании различных видов гербов, о символическом значении цветов и изображений на гербах.
Учить узнавать герб среди других гербов.
Развивать у детей познавательный интерес, общую моторику, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, память.
Воспитывать у детей патриотическое чувство к Родине, гордость, любовь и уважение к своей стране, гербу.
Оборудование: компьютер, иллюстрации с изображением герба РФ, презентация со слайдами, изображение герба разрезанного на части, мнемотаблицы со стихами.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
(Дети входят. Слушают песню «Россия» Слова: А. И. Пилецкая, музыка: Д. Трубачев, В. Трубачева) (слайд №1)
- Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина- это место где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём.
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
- Как называется наша Родина? (Составляют слово Россия)
- Наша Родина называется Российская Федерация или просто Россия. (слайд №2)
- Россия самая большая страна на свете, посмотрите на карту. (слайд №3)
2. Чтение стихотворения с помощью мнемотаблицы.
Как велика наша страна,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля (слайд №4)
Леса и спеть и горы
Раскинулась наша страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
Вдругом – снега и вьюга.
- Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.
3. Рассказ «История герба».
- Каждая страна имеет свои отличительные знаки: герб, флаг и гимн. По-другому они называются символами
- Кто знает, что это такое? Как называется это изображение? (ответы детей (слайд №5)
- Это герб. Что такое герб, откуда он появился и для чего нужен, я сейчас вам расскажу.
- Герб - это отличительный знак страны. Слово " герб" в переводе означает "наследство". В нём отражена история. Гербы появились очень давно. Наши предки много времени проводили в боях. Давным-давно, были такие воины – рыцари.
- Войны были хорошо вооружены. (слайд №6)
- Рыцари часто проводили турниры (соревнования). Рыцарь должен был быть обязательно на коне. А одежда у них была металлическая, чтоб ее нельзя было проколоть мечом или копьем, потому что это было основным оружием в те времена.
- Какие виды старинного оружия вы знаете? (ответы детей)
- Что защищало тело война? (доспехи, щит)
- Так как одежда у них была одинаковая, во время таких турниров трудно было узнать, где свои, а где соперники.
- Как определяли воины где свой, а где чужой? (ответы детей)
- И тогда, рыцари стали придумывали разные знаки отличия, чтобы отличить своих от врагов: плащи разных цветов (слайд №7,шлемы разной формы (слайд №8)султанчики, ленточки, а потом стали рисовать на щитах различные рисунки. Но главный опознавательный знак наносили на щит (слайд №9).Так они различали во время турниров своих от соперников.
- Щит с таким рисунком стали называть гербом.
- Гербы были различными по форме, различными по цвету.
- Часто на гербе изображали животных, с которыми себя сравнивали (медведь – храбрый; лев – сильный, храбрый; сова – мудрый; лиса – хитрый; волк – бесстрашный; пчела – трудолюбивый).
- Войны дорожили своими гербами, передавали их своим детям и внукам. Гербом гордились и старались его не позорить.
4. Стихотворение С. Маршака «Наш герб» (слайд №10 (рассказывают дети)
Различным образом державы
Свои украсили гербы.
Вот леопард, орел двуглавый
И лев, встающий на дыбы.
Таков обычай был старинный, -
Чтоб с государственных гербов
Грозил соседям лик звериный
Оскалом всех своих зубов.
То хищный зверь, то птица злая,
Подобье потеряв свое,
Сжимают в лапах, угрожая,
Разящий меч или копье.
5. Рассказ о гербе России.
- Свой герб есть у каждой страны, области, города. Посмотрите на этот герб, это герб России. (слайд № 11)
- Герб России величественный и красивый. На красном поле мы видим золотого орла с расправленными крыльями. Это не обычный, а волшебный орёл - царь, повелитель всех птиц.
-У него две головы, потому что он должен смотреть во все стороны огромной страны и видеть всё, что происходит вокруг. Над головами орла три короны, а в лапах он держит знаки царской власти:
- похожий на волшебную палочку скипетр
- и золотой шар- державу.
- Государственный герб Российской Федерации был принят в декабре 2000 года. Каждый год в нашей стране 30 ноября отмечают День Государственного Герба России
Символ России – это герб. Государственный герб России – это четырёхугольный геральдический щит, нижние углы которого закруглены, а оконечность заострена.
– Каждый элемент герба имеет свое значение :
• двуглавый орел – символ единства России;
• короны – союз республик, входящих в состав России;
• жезл и шар означают сильную власть, защиту государства и его единство.
• всадник на щите на груди орла – победа добра над злом, готовность народа защищать свою страну от врагов.
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он — России дух свободный.
В. Степанов
– А почему орёл двуглавый, может, вы знаете? Да, ребята, такой птицы в природе не существует. Но существует такая версия этого изображения. Люди с глубокой древности изображали двуглавого орла. Может быть, хотели удвоить могущество орла? Или видели в нём зоркого стража, изгоняющего нечистую силу и с правой, и с левой стороны.
Физминутка
Орёл- защитник золотой Дети поднимают руки в стороны и
изображают взмах крыльев орла
Раскинул два своих крыла,
И в небо взмыл под облака. Соединяют руки наверху
Высоко орёл летает, Взмахи рук - крыльев
Всё он видит, всё он знает Повороты головы направо, налево
Летит над страною двуглавый орёл Взмахи рук - крыльев
На две стороны озирается он Повороты головы направо, налево
То вправо посмотрит, Смотрят вправо
То влево, Смотрят влево
Вперед. Смотрят вперед
И дальше он свой продолжает полёт. Взмахи рук - крыльев
Не прилагая сил, легко, Делают выпад ногой вправо, лева рука на поясе, правую руку подносят ко лбу, делая
"козырёк" (и в другую сторону)
Складывают руки под щеку и закрывают глаза.
Врагов он видит далеко
Он границы защищает
И страну оберегает,
Чтоб любимая страна
Ночью крепким сном спала.
- (слайд №12) - В самой середине герба располагается щит. На щите изображён всадник на белом коне. Воин вонзает копьё в страшного дракона. Кто же этот герой (ответы детей)
- Это святой Георгий Победоносец - покровитель и помощник отважных воинов.
В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее.
- В давние- давние времена в озере жил змей, который требовал, чтобы каждый день его кормили досыта свежим мясом. Чудовище было прожорливым, и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз. Тогда велел змей приводить к нему на съедение юношей и девушек. Однажды к змею привели царскую дочку, но вдруг появился Георгий, убил змея и спас девушку.
- Святой Георгий с давних времен был, наиболее почитаем, на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой".
- Внимательно посмотрите и запомните, как выглядит государственный герб России.
(слайд № 18)
У каждой страны есть и герб свой, и флаг.
Вот гордая птица о двух головах, корона
И щит этот герб украшают
И воин, который змею поражает.
-: Подумайте и скажите, где можно увидеть государственный герб?
Мы герб этот видим на важной бумаге (слайд №19)
На нашем большом государственном флаге.
Когда бы и где бы о нем не спросили
Скажи: «Это герб дорогой нам России».
- Герб можно увидеть на денежных знаках, печатях, наградах, на границе, помещают на специальных столбах.
- Теперь мы посмотрим как вы запомнили, как выглядит наш герб. Попробуйте собрать его из частей (разрезные картинки).
6. Игра «Собери герб»
7. Герб нашей области.
- У всех городов России есть свои гербы. На гербе Москвы изображен Георгий Победоносец, который сидит на серебряном коне и золотым копьём поражает чёрного дракона. (слайд №20)
- На гербе Санкт-Петербурга – два скрещенных серебряных якоря, морской и речной, а на них золотой царский скипетр с двуглавым орлом. (слайд №20)
- Герб Саратова, изображен на голубом фоне, чтообозначает речные просторы реки Волги. Три рыбины –Стерляди символизируют – изобилие рыбных запасов, чистоту реки. Рыбная ловля и торговля рыбой, в то время были главными источниками существования жителей города. (слайд №21)
- Герб города Вольска (слайд №21)
(На верхнем голубом поле- 3 стерлядки, на нижнем жёлтом- спящий медведь) Это символизирует не разбуженную силу этого богатого, но пока дремлющего края. Герб сохранился в таком виде до наших дней.
6. Итог занятия. (слайд №22)
- Сегодня мы говорили о одном главном и важном символе России. Все граждане России гордятся Государственным гербом, флагом и гимном. Без этих отличительных знаков страны не обходится ни одно важное событие. Случаи использования герба, флага и гимна России определены законом. Мы познакомились с государственными символами величия и могущества России. Они достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем – зависит только от нас.
- Россия – великая страна, которая имеет богатую и славную историю. Мы граждане многонациональной страны, которые должны гордиться своей страной, её традициями, культурным наследием. Любить и в минуты опасности защищать свою Отчизну.
Вы – дети России – вы надежда и будущее нашей страны.