Резван Наталья
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Дикие животные наших лесов»
▼ Скачать +Заказ
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме
учитель-логопед Резван Н. В.
МДОУ «Детский сад комбинированного вида «Звездочка»,
г. о. Серпухов
Образовательная область – коррекция общего недоразвития речи.
Публикация «Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме „Дикие животные наших лесов“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Тема: «Дикие животные наших лесов»
Цель: обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- уточнение, активизация и актуализация словаря по теме;
- совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами – онок, - ёнок);
- совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения);
- автоматизация ранее поставленных звуков в игровой деятельности.
2. Коррекционно-развивающие :
- развитие связной речи и навыков общения;
- развитие речевого слуха;
- развитие памяти, мышления;
- развитие общеречевых навыков;
- развитие общей и мелкой моторики.
3. Воспитательные:
- воспитание активности, инициативности;
- воспитание навыков сотрудничества;
- воспитание бережного отношения к природе и лесным обитателям.
Оборудование:
- сюжетная карта с изображением медведя в берлоге;
- плоскостные изображения дуба и диких животных;
- прописи «Солнечные ступеньки»;
- цветные карандаши;
- мяч.
Предварительная работа:
Чтение рассказов Е. Чарушина из книги «Моя первая зоология», разучивание подвижной игры «На водопой», составление сложноподчиненных предложений со словом «значит» на индивидуальных занятиях.
Планируемый результат:
- правильное употребление грамматических форм родного языка;
- автоматизация поставленных звуков в самостоятельной речи;
- умение сосредоточенно действовать в течение 30 минут;
- умение делиться впечатлениями с педагогом и детьми.
Литература:
Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР (ОНР) с 6 до 7 лет/ СПб: ООО «Издательство Детство-Пресс»
Ход занятия
I. Общая артикуляционная гимнастика. Создание эмоционального положительного фона.
II. Объявление темы занятия.
Активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные».
Дидактическая игра «В лесной глуши».
Л: В лесной глуши спрятались дикие животные. Посмотрите внимательно, кто прячется за дубом. Расскажите, что вы видите. Составьте предложения со словом «значит».
- Я вижу лосиные рога, значит, за деревом прячется лось.
- Я вижу беличий хвост, значит, за деревом прячется белочка.
- - Я вижу лисью голову, значит, за деревом прячется лиса, и т. д.
Л: Молодцы! Угадали всех животных.
III. Обобщение и систематизация знаний о диких животных и их образе жизни. Развитие речевого слуха. Чтение логопедом рассказа А. Клыкова «Медведь».
Медведь.
К осени у медведя заканчивается период линьки. Его мех становится густым, пышным, длинным. Зимой мех защищает медведя от лютых морозов.
За осень медведь нагуливает много жира. С наступлением холодов он выбирает место для устройства берлоги. Нагребает туда мху, опавшей листвы, забрасывает сверху ветками. Когда падают первые снежинки медведь уже спит в берлоге.
Организация беседы с детьми:
- Как вы понимаете слово «линька»?
- Почему мех медведя должен стать более теплым?
- А как вы понимаете выражение «нагуливает жир»?
Ответы детей, пересказ рассказа.
IV. Подвижная игра «На водопой»
Динамическая пауза.
Дети встают в круг, логопед ориентирует их на правильное произношение существительных с суффиксами – онок; - ё нок:
Осенним днем лесной тропой
Звери шли на водопой (идут по кругу).
За мамой лосихой топал (лосенок) (громко топают,
За мамой лисицей крался … (лисенок) (идут крадучись,
За мамой медведицей шел … (медвежонок) (идут вперевалку,
За мамою белкой скакали … (бельчата) (скачут на носочках,
За мамой-зайчихой косые … (зайчата) (скачут, сделав ушки из ладоней,
Мамы и дети напиться хотят. (лакательные движения языком).
V. Развитие графомоторных навыков. Работа в прописях «Солнечные ступеньки». Прописывание графических элементов и выполнение штриховки «Медвежонок».
VI. Игра с мячом: «Подскажи словечко» - образование и употребление относительных прилагательных.
Л: Волк какой? – серый, злой.
Лиса какая? – хитря, рыжая.
Заяц какой? – трусливый.
Белка какая? – быстрая, юркая.
Олень какой? –высокий, большой.
Медведь какой? –огромный, толстый, неповоротливый.
VII. Итог. Рефлексия.
Л: О ком мы с вами говорили на сегодняшнем занятии? Что нового вы узнали?
Ответы детей.
Л: Всем нам необходимо любить природу и бережно относиться к лесным обитателям. Мне было очень приятно общаться с вами на сегодняшнем занятии.