Есина Светлана
Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 6-го года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ Новоуколовский детский сад общеразвивающего вида «Росинка»
Конспект логопедического занятия
по развитию фонетико-фонематической стороны речи
у детей 6-го года жизни (общее недоразвитие речи)
«Дифференциация звуков Р – РЬ. Буква «Р»
Подготовила и провела:
учитель-логопед Есина С. А.
Цели занятия :
Коррекционно - образовательные:
Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 6-го года жизни» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
• Закрепить понятия детей о согласных звуках [Р], [РЬ], их характеристике, артикуляции и звучании, отличии их от гласных.
• Совершенствовать навык звуко-слогового анализа и синтеза.
• Закрепить умение делить слова на слоги.
Коррекционно - развивающие :
• Развивать фонематические процессы.
• Развивать творческое воображение на материале согласных звуков [Р], [РЬ].
• Развивать правильное речевое дыхание, зрительное восприятие, память, тактильные ощущения.
• Развивать мелкую моторику (подготовка руки к письму).
• Формировать способность творчески относиться к речевой деятельности, самостоятельно контролировать произношение поставленных звуков.
Коррекционно - воспитательные:
• Воспитывать доброжелательность, чувство партнерства, умение выслушивать до конца ответы других.
• Воспитывать у детей интерес к чтению.
Коррекционно-оздоровительные:
• Обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода с учетом функциональных и физических возможностей детей.
• Профилактика оптической формы дисграфии у детей с нарушением зрения с использованием элементов биоадекватных технологий.
Использование инновационных методов и технологий:
• Приемы здоровьесберегающих технологий С. Аветисова и В.
Базарного (смена видов деятельности, гимнастика для глаз).
Материалы и оборудование:
Две куклы в синей и зеленой одежде, изображающие твердый и мягкий согласные звуки, буква «Р», игра «Дорожка к самолету», фломастеры черного цвета (или маркеры, зеленые фоновые подставки (4 шт., фланелеграфы (4 шт., морские камни (раскрашенные в четыре основных цвета, зеркала по кол-ву детей, салфетки, картинки двух самолетов (синий и зеленый, пособие «Пирамидка», карточки для характеристики звуков [Р], [РЬ], карточки с изображением транспорта, в названии которого есть звуки [Р], [РЬ], пособие «Пешеходный переход», пособие «Кармашки», схемы для составления описательного рассказа, пособие «Домики» (деление слов на слоги, игрушки (автобус, руль, машина, самолет, лодка, пособие «Домики», лягушонок.
Ход занятия:
1. Дети, поздороваемся друг с другом. Приветствие:
Скажем «Здравствуйте» друг другу,
Нам здороваться не лень.
Всем «Привет!» и «Добрый день»,
Если каждый улыбнется – утро доброе начнется!
2. Артикуляционная гимнастика «Транспорт»
Чтобы отправится в очередное путешествие в мир звуков, сделаем зарядку для язычка (с элементами биоэнергопластики) :
- Наш язычок вышел погулять – Упр. «Лопатка»
- Шел ремонт дороги – дорога была в буграх и горках. Упр. «Мостик»
- Вот асфальтовый каток для строительства дорог,
Чтоб разглаживать морщины –
лучше не найти машины! Упр. «Погладим язычок»
- Очень медленно пешком мы по улице идем.
Чтобы двигаться быстрее на лошадку сядь скорее. Упр. «Лошадка»
- А чтобы передвигаться еще быстрее – пересядем в автомобиль.
Есть машины легковые по размерам небольшие.
Очень быстро они мчатся – даже птице не угнаться! Упр. «Орешек»
- А если нужно ехать далеко-далеко сядем в самолет.
Самолет идет на взлет – отправляется в полет! Упр. «Длинный язычок»
3. Игра «Заведи мотор»
Завели мотор у синего самолета. Он работает твердо, жестко. РРРРРРРРРРРРРР.
У зеленого самолета мотор работает мягко, нежно. РЬ – РЬ – РЬ.
4. Игра «Звуковая пирамида»
Характеристика звуков [Р], [РЬ]. Детям предлагается подойти к пирамиде и определить есть ли ошибки в характеристике звуков, исправить их. Ответы детей : Звук РЬ – мягкий согласный звук, обозначаем зеленым цветом. В словах карета, моряк есть звук РЬ.
5. Игра «Пешеходный переход»
Мы подошли к пешеходному переходу. Нас ждут наши друзья Звуковички. Поможем им перейти улицу.
Ребенок берет синюю куклу – РА-РУ-РЫ-РЭ (произносит слоги, которые предлагает ему логопед, и переводит куклу по пешеходному переходу).
Зеленую куклу – РИ-РЮ-РЯ-РЕ или АРЬ-ОРЬ-УРЬ.
6. Игра ««Дорожка к самолету».
Логопед предлагает детям сесть за столы и провести дорожку к синему самолету, если в слове есть звук Р, а к зеленому – если РЬ. Дети отвечают: в словах: руль, ракета, штурвал – есть звук Р, поэтому я провел от них дорожки к синему самолету.
7. Скороговорки.
Ребята, взяли в руки мячики и произнесли скороговорки:
Трамвай по рельсам дребезжит.
Земля под рельсами дрожит.
Дрожат дома, в домах – хрусталь.
Грохочет громко рельсов сталь!
Вертолет летит легко – мимо туч и облаков.
Выше дач, деревьев выше и садится он на крыши.
Шел Рома по перрону, говорил по телефону.
Выключай телефон – не кричи на весь перрон.
Шел по рельсам рыболов.
Нес в ведре большой улов.
Не ходи здесь рыболов – рельсы ведь для поездов!
8. Игра «Раздели на слоги»
Логопед предлагает детям взять из волшебного мешочка транспорт. Поделить на слоги слово и поселить его в нужный домик. На столе стоят домики со схемами – 1 слог, 2 слога, 3 слога. Можно предложить лягушонка, если дети затрудняются делить слова на слоги.
9. Игра Буква «Р»
Логопед : Звуковички дарят нам букву, которая обозначает звуки Р и Рь. Это буква «Р».
Буква «Р» рычит мотор, рвется в путь-дорогу. (дети показывают «Р» руками)
Пристегнись! – сказал шофер пассажиру строго. (имитация движений)
Стихи детей :
В слове РОТ и в слове КРОТ эта буковка живет.
В слове ТИГР она рычит, в слове КРИК она кричит!
10. Игра «На что похожа буква «Р».
Логопед : На что она похожа?
Дети по очереди берут букву «Р» в руки и говорят, на что она похожа.
11. Игра «Путаница»
Детям предлагают «зашумленные» буквы, среди которых нужно найти и обвести букву «Р».
12. Игра «Выложи букву из морских камней»
Логопед предлагает детям взять камни нужного цвета и выложить букву «Р» на фланелеграфе.
13. Итог занятия
Что вам понравилось, а что было сложно?