Романовская Ольга
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Алфавитию»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Алфавитию».
Цель: закрепление знаний по разделу программы “ Обучение грамоте”.
Коррекционно-образовательные задачи:
• Закреплять навык звукового и слогового анализа слов.
• Закреплять графический образ букв.
Публикация «Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Путешествие в страну Алфавитию“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
• Закреплять навык чтения слогов и слов.
• Закреплять умение составлять слова из букв.
• Закреплять умение составлять предложения по опорным словам.
• Закреплять умение составлять схему предложения с предлогом.
• Закреплять умение отвечать на вопросы полным распространенным предложением.
• Совершенствовать умение работать со схемой.
• Учить детей задавать вопросы друг другу по теме занятия.
• Активизировать словарь по лексической теме, закреплять обобщающее понятие «Насекомые».
• Познакомить детей с алфавитом и названиями букв.
• Автоматизировать правильное произношение всех ранее поставленных звуков.
Коррекционно-развивающие задачи:
• Развивать фонематическое восприятие.
• Развивать интонационную выразительность.
• Развивать память и внимание.
• Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
• Развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные задачи:
• Воспитывать активность, самостоятельность, инициативность на занятии.
• Воспитывать культуры межличностных отношений.
• Формировать навык совместной работы в паре.
Оборудование: предметные картинки по теме «Насекомые» (бабочка, жук, комар, пчела, кузнечик, муха и др., пособие «Слоговой паровозик», пособие «Домик звуков», буквы, пеналы для звукового, слогового анализа, составления схем предложения, карточки со звуковыми схемами и словами, фломастеры, карточки со словами, интерактивная игрушка «Щенок», карточки с объемными буквами для оформления, плакаты: «Алфавития», «Лесная школа», «Русский алфавит», «На поляне».
План занятия.
1. Введение в тему занятия.
2. Д/игра «Слоговой паровозик».
3. Ритмический рисунок.
4. 1 станция «Деревня Звуковая» - д/и «Сосчитай звуки».
5. Пальчиковая гимнастика “Пчела”.
6. 2 станция «Поляна Вопросительная» - «Вопрос - ответ».
7. Координация речи с движением “Гусеница”.
8. 3 станция «Опушка Соревновательная» - д/и «Собери слово».
9. Упражнение «Выложи схемы».
10. Зрительная гимнастика «Стрекоза».
11. 4 станция «Лесная школа» - д/и «Собери предложение».
12. Упражнение «Предложение рассыпалось».
13. Упражнение с закрытыми глазами.
14. Алфавития. Песенка Щенка. Чтение имен букв.
15. Организация окончания занятия (итог, оценка)
Ход занятия:
I. Введение в тему занятия :
- Ребята! Два года назад Вы пришли в группу «Солнышко» совсем маленькими. Мы знакомились с буквами, звуками, овладевали премудростями грамоты. Вы многому научились и пришло время продемонстрировать свои знания и умения. А И. В. и Н. В. скажут: все ли ребята готовы идти в школу?
Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну Алфавитию и познакомимся с ее жителями. Путешествовать мы будем на нашем слоговом паровозике. А с кем мы отправимся в путь Вы узнаете, посмотрев, на карточки, которые лежат у Вас под пеналами (картинки «Насекомые»).
- Кто это? Покажите друг другу. Кто такие насекомые?
- Как Вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы сесть в поезд? Верно, разделить слова на слоги. Вспомните правило, которое нам помогает определить количество слогов в слове (сколько в слове гласных, столько и слогов).
Посадка пассажиров.
- Насекомые сидят в вагонах, поезд отправляется.
- Поехали: ч-ч-ч-ч. Сейчас я отстучу ритм, а Вы повторите его в песенке паровоза (стоя, с характерными движениями рук). Вот и первая остановка.
II. Закрепление пройденного материала:
1 станция «Деревня Звуковая».
- Сосчитайте, сколько звуков в названии Вашего насекомого? Какой первый? Последний? Сколько гласных звуков? Согласных твердых? Сколько согласных мягких звуков?
Следующее задание на карточках, Вы будете выполнять парами: подберите звуковую схему к нужному слову и соедините их линией. Проверьте правильность выполнения задания соседом. Молодцы!
- Поезд отправляется. Давайте поиграем.
Пальчиковая гимнастика “Пчела”.
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений и речи.
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела, (машут ладошками.)
А за нею шмель - шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза (на каждое название насекомого
загибают один пальчик.)
Как фонарики глаза. (делают кружочки из пальчиков
и подносят к глазам.)
Пожужжали, полетали. (машут ладошками.)
От усталости упали. (роняют ладони на стол.)
Следующая остановка -
2 станция «Поляна Вопросительная».
- Я задаю вопросы, а Вы даете ответ:
• Сколько гласных букв в алфавите? (10) А звуков? (6) Почему? ( потому что буквы: е, е, ю, я – хитрые, они обозначают два звука. Когда)
• Что можно определить по количеству гласных звуков в слове? (количество слогов)
• Какие гласные дают мягкость стоящим слева согласным? (гласные первого ряда). А твердость?
• Если слог состоит из одного звука, то это какой звук? (гласным). Верно.
- Ребята, а не хотите ли Вы задать вопрос нашим гостям? Вопросы детей.
Логопед продолжает задавать вопросы.
• Назовите всегда твердые согласные.
• Назовите всегда мягкие согласные.
• Назовите самую короткую единицу речи (звук). Самую длинную? (текст).
- Молодцы, дали ответы на все вопросы. Нам пора ехать дальше.
- Поиграем?
Игра “Гусеница”.
Цель: координация речи с движением, развитие творческого воображения.
Этот странный дом без окон (дети рисуют в воздухе дом)
У людей зовется “кокон”. (дети стоят вытянувшись; руки вдоль туловища)
Свив на ветке этот дом, (дети изображают руками крышу)
Дремлет гусеница в нем. (подкладывают ладонь под щеку)
Но зима промчалась мимо – (показывают снежинки пальцами, затем – взмах руками в сторону)
Март, апрель, капель, весна. (загибают по одному пальцу правой руки)
Просыпайся, соня - сонюшка! (потягиваются сидя)
Под весенним ярким солнышком (встают, потягиваются стоя.)
Гусенице не до сна - (движения указательным пальцем вправо-влево)
Стала бабочкой она! (машут руками, как крыльями.)
- Мы с Вами прибыли на следующую станцию
3 станция «Опушка Соревновательная».
Задание на подгруппу детей.
- Разделитесь на две команды. В лоточках лежат буквы из слов, которые рассыпались (муравей, стрекоза). Выложите буквы по порядку (подсказка – это названия насекомых).
• Поставьте ударение в слове.
• По очереди выложите звуковую схему слова.
• Выложите схему слова.
• Выложите слоговую схему слова.
Проверьте правильность выполнения задания детьми другой команды.
- Наш поезд отправляется.
Давайте выполним зрительную гимнастику «Стрекоза».
Вот какая стрекоза – как горошины глаза (траектория восьмерки).
Влево, вправо, верх, вперед (глазами смотрим по тексту).
Ну, совсем как вертолет (по большому кругу).
Мы летаем высоко (смотрим вверх).
Мы летаем низко (смотрим вниз).
Мы летаем далеко (смотрим по большому кругу).
Мы летаем близко (смотрим по малому кругу).
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
- Пока мы играли поезд прибыл на следующую станцию.
4 станция «Лесная школа».
Игра «Предложение рассыпалось».
- Помогите ученикам Лесной школы собрать из слов предложение. Давайте по цепочке прочтем слова ( ребенок на доске собирает предложение: У кузнечика Кузи много друзей). Выложите схему предложения. Поменяйте знак препинания и произнесите предложение (с восклицательной, вопросительной интонацией).
- А сейчас закройте глаза, положите голову на руки и слушайте задание: соберите из слов предложение: порхает, цветами, бабочка, над.). И произнесете Вы его только тогда, когда я хлопну в ладоши.
Логопед в это время оформляет доску объемными буквами, плакатами: «Алфавития», «Русский алфавит».
- Ребята, посмотрите, впереди виднеется волшебная страна. Как она называется? Прочтите (Алфавития). Вы знаете все звуки русского языка. Буквы мы называли так же, как и звуки для того, чтобы Вам было легче научиться складывать буквы – в слоги, а слоги – в слова. Теперь, когда Вы достаточно повзрослели, я готова открыть Вам СЕКРЕТ. На самом деле у каждой буквы есть свое название, отличное от названия звука. Давайте знакомиться с жителями Алфавитии. С ними нас познакомит веселый Щенок (песенка «А, б, в, г, д, е, е, ж, з….»). Давайте прочтем их имена.
- Не зря мы с Вами так долго ехали. На следующих занятиях мы выучим все буквы алфавита. Наше путешествие подошло к концу. Давайте зададим главный вопрос нашим гостям: готовы ли ребята группы «Солнышко» к поступлению в первый класс школы?
III. Итог занятия :
- Вы на «отлично» справились со всеми заданиями, показали свои знания и умения. Что Вам понравилось больше всего? А что показалось трудным?
Логопед предлагает детям вернуться в детский сад.