Наталья Линькова
Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «Путешествие в страну Азбука»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в страну «Азбука»
Цель занятия: формирование навыков звуко - слогового анализа и синтеза.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные задачи:
1. Образовательная область «Коммуникация»
• упражнять в умении составлять новые слова по первым звукам и слогам;
• упражнять в умении образовывать прилагательное от существительного, и наоборот;
• упражнять в различении гласных, твердых - мягких согласных в начале слова;
• закреплять умение читать открытые и закрытые слоги;
• закреплять умение выполнять звуковой анализ слов со стечением согласных;
Публикация «Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной группе по обучению грамоте „Путешествие в страну Азбука“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
• закреплять умение делить слова на слоги;
• закрепить названия некоторых домашних животных (баран, корова, коза, собака).
2. Образовательная область «Художественная литература»
• упражнять детей в отгадывании загадки, описывающей характерные признаки объекта.
3. Образовательная область «Физическая культура» и «Музыка»
• совершенствовать качество выполнения движений (ходьба топающим шагом) под музыку.
2. Коррекционно-развивающие задачи:
1. Образовательная область «Познание»
• развивать фонематический слух, совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память.
2. Образовательная область «Коммуникация»
• развивать умение понимать обращенную речь, давать развернутые ответы на вопросы.
3. Образовательная область «Физическая культура»
• развивать общую моторику.
4. Образовательная область «Безопасность»
• закреплять правила безопасного поведения езды на поезде.
3. Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Образовательная область «Социализация»
• создать позитивного настроя детей к совместной деятельности;
2. Образовательная область «Коммуникация»
• развивать коммуникативные навыки взаимодействия, доброжелательное отношение к окружающим, вежливость, отзывчивость;
Словарная работа: твердый согласный, мягкий согласный, гласный звуки, слоги, слова, звуковая, слоговая, книжная, словарная.
Индивидуальная работа:
1. упражнять Даниила в умении читать открытые и закрытые слоги, выделять в словах первый слог и составлять новые слова из первых слогов названий картинок.
2. закреплять с Ваней и Даниилом умение соотносить звук с цветовым обозначением.
Материалы и оборудования: четыре стойки с надписями: «Звуковая», «Слоговая», «Книжная», «Словарная», игровой персонаж Книжка Словарик, карточка с картинками, «звуковые ковры», цветы - ромашки с буквами, карточки - ребусы, карточки с девятью клеточками, пуговицы синего и зеленого цветов, магнитофон, ноутбук.
Предшествующая работа: разучивание с детьми игры: «Прочитай по первым звукам», «Волшебный коврик», «Составь по первым слогам».
Методические приемы:
1. Наглядные:
- книжка Словарик;
- карточка с картинками;
- названия станций;
- таблицы с девятью клеточками;
- пуговицы синего и зеленого цветов;
- слоговые цветы – ромашки;
- карточки – ребусы;
2. Словесные:
- загадки про книжку, поезд;
3. Практические:
- имитация езды на поезде;
- игра «Прочитай по первым звукам»;
- игра «Волшебный коврик»;
- игра: «Слоговые ромашки»;
- игра: «Составь слово по первым слогам»;
4. Презентация: игра «Обучение звуковому анализу детей с задержкой психического развития»;
5. Игровые: сюрпризный момент - Путешествие в страну «Азбука».
Ход занятия
1. Вводная часть
Организационный момент. Логопед загадывает загадку.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(книга)
Словарик. Здравствуйте, ребята. Я книга, а зовут меня Словарик. Я живу в удивительной стране, которая называется – «Азбука».
Кто хоть раз там побывает,
О звуках и буквах все узнает.
Так же слоги и слова
Будут дружить с ним всегда!
2. Основная часть
Словарик. Я приглашаю вас отправиться в путешествие в мою необычную страну. На чем можно путешествовать?
Логопед. На чем ты, Рафаэль, путешествовал? А ты Артем?
Дети. На самолете, на машине, на поезде…
Логопед. А на чем же нам Словарик предлагает отправиться в путешествие?
Отгадайте загадку:
Братцы в гости снарядились,
Друг за другом уцепились.
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
Дети. Поезд.
Словарик. Правильно, поедем мы на поезде. Поезд - это какой вид транспорта?
Дети. Железнодорожный, наземный, пассажирский.
Логопед. Как нужно вести себя в поезде?
Дети. Нельзя кричать, баловаться, нельзя подлезать под вагоны и выходить из вагона до полной остановки поезда.
Логопед. Я буду паровозиком, а вы вагончиками. Наш поезд будет следовать с остановками. Поехали. (Дети «едут» под музыку стука колес)
Словарик. Вот и первая станция. Кто же здесь живет? Узнать об этом нам поможет карточка. Послушайте, внимательно. Составьте слово по первым звукам и узнаете, кто живет на этой станции. (Дети читают по первым звукам)
Игра «Прочитай по первым звукам»
Логопед. Какое слово получилось?
Дети. ЗВУКИ
Логопед. Так кто же жители этой станции?
Дети. Звуки.
Словарик. Если, здесь живут звуки, то, как называется эта станция?
Дети. «Звуковая».
Логопед. Проверим? Прочитайте, пожалуйста, название станции. (Дети читают название станции)
Логопед. Замечательно. Вот мы и узнали название первой станции. Посмотрите, на этой станции много необычных ковров, вышитых пуговицами разных цветов.
Если на этой станции живут звуки, как вы думаете, кто вышивал эти ковры?
Дети. Звуки
Словарик. Скажите, какие звуки украсили первый коврик?
Дети. Гласные и твердые согласные звуки.
Логопед. Почему вы так думаете?
Дети. Потому что, коврик вышивали красным и синим цветами. Красным цветом мы обозначаем гласные звуки, а синим цветом – твердые согласные звуки.
Словарик. А какие звуки вышивали второй коврик?
Логопед. Артем, почему ты так считаешь?
Дети. Потому что, коврик вышивали красным и зеленым цветами. Красным цветом мы обозначаем гласные звуки, а вот зеленым цветом – мягкие согласные звуки.
Логопед. Ребята, Словарик просит вас составить такой узор, какой он спрятал от нас на перевернутом коврике. (Ковер висит изнаночной стороной). А потом мы сравним, одинаковы ли коврики у вас!
Игра "Волшебный коврик"
Логопед. Присаживайтесь, пожалуйста, за стол. Если слово начинается на твердый согласный звук, наложите на коврик синие пуговицы, а если на мягкий согласный звук, то зеленые пуговицы.
Послушайте первое слово: К-к-к-от. Какой первый звук в этом слове?
Дети. К
Логопед. Он какой?
Дети. Твердый согласный
Л. Какого цвета пуговицу надо положить?
Дети. Синего
Логопед. Послушайте следующее слово. Нитка. Какой первый
звук в этом слове?
Дети. НЬ
Логопед. Он какой?
Дети. Мягкий согласный звук.
Л. Берем…
Дети. Зеленую пуговицу
Логопед. Ток, Вишня, Лук, Миска, Бусы, Щука, Сумка
Посмотрите, какие красивые коврики получились.
Скажите, а какие звуки помогли вам украсить коврик?
Дети. Твердые и мягкие согласные звуки.
Логопед. Ребята, проверьте, пожалуйста, ваши узоры получились такие же, как у Словарика? (Снимает коврик, переворачивает лицевой стороной и подходит к детям, а затем сравнивают.)
Потрудились мы на славу,
нам пора и отдохнуть,
Дружно встали на разминку
Подарили всем улыбку
Физкультминутка «Буквы»
В старом дереве дупло –
Это домик буквы О (дети делают круговые движения)
Рядом с нею на суку
Примостилась буква У (садятся на корточки)
В гости к нам из далека
Прибежала буква А (бегут на месте)
Буквы стали веселиться:
И смеяться и кружиться.
То попрыгают немножко,
То похлопают в ладошки,
То присядут, отдохнут.
То опять плясать пойдут.
Словарик. Путешествие продолжается. Занимайте свои места в поезде, поехали. (Дети под музыку стука колес «едут» дальше.)
Посмотрите, ребята, вот и следующая станция. Прочитайте, как называется Станция?
Дети читают. Слоговая.
Лолопед. Если станция слоговая, то кто живет на этой станции?
Дети. Слоги
Логопед. Ребята, посмотрите как много здесь цветов. Кто скажет, как называются эти цветы?
Дети. Ромашки
Логопед. Правильно, это ромашки. Но посмотрите, ромашки-то не простые, а слоговые. Возьмите, пожалуйста, по цветочку, и прочтите слоги от середины к лепесточкам. Артем, начни, ты. Ребята, внимательно слушайте друг друга.
Игра «Слоговые Ромашки»
Дети.
СА-СО-СУ-СЫ-СИ
АН-ОН-УН-ЫН-ИН
ПА-ПО-ПУ-ПЫ-ПИ
АТ-ОТ-УТ-ЫТ-ИТ
Словарик. Замечательно! Вы такие умники.
Наш поезд отправляться дальше. …. (Дети под музыку стука колес «едут» дальше.)
Посмотрите вот и следующая станция.
Прочитайте, пожалуйста, название станции.
Дети. «Книжная».
Словарик. Ребята, я вам приготовил сюрприз. Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики, перед волшебным экраном.
Словарик предлагает выполнить звуковой анализ слова «книга». (Работа за компьютером)
Презентация: звуковой анализ слова «книга»
Словарик. Ваня, какой первый звук в слове «книга». (К)
Он какой? (Твердый согласный звук)
Какая фишка? (синяя) (Появляется фишка синего цвета)
Артем, назови следующий звук. (НЬ)
Он какой? (Мягкий согласный звук)
Какого цвета фишка? (Зеленого) (Появляется фишка зеленого цвета)
Даниил, назови следующий звук. (И)
Он какой? (Гласный звук) (Появляется фишка красного цвета)
Рафаэль, назови четвертый звук. (Г)
Он….(твердый согласный звук, синего цвета) (Появляется фишка синего цвета)
Ваня, следующий звук….(А - он гласный, красного цвета) (Появляется фишка красного цвета)
Сколько звуков в слове «книга»? (Пять звуков)
Сколько гласных? (2)
Сколько твердых согласных? (2)
Сколько мягких согласных? (1)
Здорово! Отлично поработали!
Гимнастика для глаз в стихах.
Мы устали, засиделись, глазкам нужно отдохнуть.
Закрываем мы глаза, вот такие чудеса. (закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. (продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву О, получается легко. (глазами рисуют букву О)
Вверх поднимем, глянем вниз, (глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернём, (глаза смотрят вправо, влево)
В поезде места займем.
Словарик. Наше путешествие продолжается. Занимайте свои места в поезде, поехали. (Дети под музыку стука колес «едут» дальше.) Вот и следующая станция. Прочитайте, пожалуйста, как она называется.
Дети. Словарная.
Словарик. Если станция называется «Словарная», то кто жители этой станции.
Дети. Слова.
Словарик. Возьмите, пожалуйста, по карточке и присаживайтесь на стульчики.
Д/игра “Прочитай по первым слогам” (баран, корова, коза, кошка, собака)
Словарик. Ребята, будьте внимательны. Составьте слова по первым слогам названий картинок». Отгаданные слова найдите среди картинок и закрепите на доске.
Логопед. Артем, какое слово у тебя получилось?
Логопед. Проверим, правильно ли прочитал Артем?
Дети. Слово кобра – первый слог КО, второе слово - замок, первый слог –ЗА, КО и ЗА, получается КОЗА. (ко-ро-ва, ба-ра-н, ко-ш-ка, ко-за). (Дети отгадывают ребусы и ставят картинки отгаданных слов на доску)
Словарик. Спасибо вам, ребята. Вы справились с таким сложным заданием.
Скажите, пожалуйста, как можно назвать одним словом всех этих животных?
Дети. Домашние животные.
Словарик. Замечательно, вы такие молодцы!
3. Итог.
Логопед. Наше путешествие подошло к концу. Ребята, вам понравилось путешествовать? Артем, что понравилось тебе? А тебе Рафаэль? А на какой станции было интересно тебе Ваня?
Словарик. Мне так понравилось как вы со мной путешествовали, что я решил вернуться с вами в детский сад! Вы познакомите меня со своими друзьями? Для вас и ваших друзей я приготовил сюрприз, книжки-малышки.
Логопед. Занимайте, пожалуйста, свои места в поезде, поехали в детский сад. (Дети под музыку стука колес возвращаются в группу).