Бабушкина Елизавета Алексеевна
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в мир звуков и букв«
Коррекционно-образовательные цели:
Продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; закреплять графический образ букв, зрительное внимание; закреплять навык чтения слогов и слов.
Коррекционно-развивающие цели:
Развивать фонематическое восприятие, память и внимание.
Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
Развивать умение ориентироваться в пространстве.
Коррекционно-воспитательные цели:
Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
Формировать навык совместной работы в паре.
Оборудование:письмо царицы Грамматики; чудесный мешочек, буквы; кубики с надписями слогов; цветные фишки; предметные картинки для определения первого звука в слове; мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент. Дети заходят в группу и здороваются с гостями. Встают в круг, взявшись за руки, и говорят:
Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмсяИ друг другу улыбнёмся.
Логопед: Прежде, чем начать заниматься- подготовим наши язычки, чтобы они у нас были послушные, проведём артикуляционную гимнастику.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ СКАЗКА «У БАБУШКИ С ДЕДУШКОЙ»
Толстые внуки приехали в гости (дети надули щеки).
С ними худые - лишь кожа да кости (втянули щеки, не открывая рта).
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (широкая улыбка)
Поцеловать они всех потянулись (имитация поцелуя)
Утром проснулись - в улыбочку губы (широкая улыбка)
Чистили мы свои верхние зубы (язычок двигается между верхней губой и зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответственные движения языка)
С нижними зубками тоже мы дружим (соответственные движения языка).
I. Сообщение темы занятия.
Ребята, к нам в детский сад сегодня пришло письмо «Я царица Грамматики, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник, Буквоед, пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей и теперь у нас царит злость и беспорядок. Своё заклинание он хранит в волшебном слове. Собрав все буквы, вы сможете узнать это магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навёл».
II. Закрепление изученного материала.
Логопед: Ну что, ребята, поможем царице Грамматики? Для начала отгадайте загадки о жителях этой страны:
Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук).
Вопросы- какие звуки вы знаете? (гласны, согласные)
Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).
Что такое буква?
Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв Свой первый… (слог).
Звук я к звуку подберу и его произнесу
Если буквы в ряд сложу, то его потом прочту (слово).
Много слов я соберу меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я (предложение).
Но как мы туда попадём в это царство? На чем отправимся в путешествие?
Ответы детей: на поезде!
Логопед: Мы отправляемся в Звуковое царство, Буквенное государство– Хорошо! Едем на поезде! Чтобы наш весёлый поезд тронулся нам нужно его завести, сказав волшебные слова:
«Мчится поезд, во весь дух. Чух-чух-чух-чух!» (дети повторяют). И еще необходимы билеты- Но билеты не простые, они заколдованные. Чтобы первую букву узнать, вам надо ее пощупать и слово назвать.
Дети на ощупь отгадывают букву и подбирают слово, начинающееся на эту букву.
Ребята, давайте, закрываем глаза. 1, 2, 3 в звуковом государстве оказались мы! Звучит волшебная музыка.
1. Логопед: Вот мы и оказались в Звуковом царстве, Буквенном государстве. Посмотрите на цветочную поляну. Дует легкий ветерок, давайте мы подуем на наши цветочки.
Вы загадки разгадали в волшебную страну попали, но смотрите впереди очень мощные замки. Чтобы буковку узнать нужно картинку отгадать и звуковую схему собрать.
(картинки ваза, дом, машина)
Логопед: Замки открыли- букву получили. (Д)
2. Логопед: Буквоед приготовил следующее задание-«Зашифрованное слово»
Цифры по порядку быстро расставляйте полученное слово вслух вы прочитайте.
У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово.
Логопед. Молодцы!Букву новую получи- (Р)
3. Следующее задание от Буквоеда:
Назови звук, который повторяется чаще всего:
Работа, парта, рука, Родина Р
Лампа, пол, укол, палка. Л
Ответы детей: Л и Р.
Логопед: Правильно! И сейчас мы с вами будем выделять эти звуки из слов - если слышим Л-хлопаем, если Р- топаем.
Рама, роза, клоп, торт, лук, порт
Болото, работа, клоп, укроп, лампа
Стол, пол, карта, парта
Мы различали и находили звуки Л- Р в словах. Букву новую получи - У
4. Физминутка
Весёлая разминка «Есть у нас игра такая» дети сопровождают речь движением.
Вот у нас игра какая:
Хлоп ладошка, хлоп - другая Хлопки в ладоши.
Правой левую ладошку
Мы пошлепаем немножко. Шлепки по левой руке.
А потом ладошкой левой
Ты хлопки погромче делай. Шлепки по правой руке.
А потом, потом, потом
Даже щечки мы побьем. Легкое похлопывание по щекам
Вверх ладошки!Хлоп, хлоп, хлоп! Хлопки над головой.
По коленкам - шлеп, шлеп, шлеп Хлопки по коленям
По плечам теперь похлопай Шлепки по плечам.
По бокам себя пошлепай. Шлепки по бокам.
Можем хлопнуть за спиной
Хлопаем перед собой! Шлепки за спиной и перед грудью.
Справа - можем,слева - можем!
И крест- накрест руки сложим! Поколачиванuе по груди.
И погладим мы себя, Вот какая красота! Поглаживанuе по рукам, груди, бокам.
5. Логопед: «Повтори- не ошибись!» Скороговорки
У САШИ В КАШЕ
СЫВОРОТКА ИЗ ПРОСТОКВАШИ. (Айша)
ХОХЛАТЫЕ ХОХОТУШКИ ХОХОТОМ
ХОХОТАЛИ: ХА-ХА-ХА! (Алай)
ЛЕНА ИСКАЛА БУЛАВКУ,
А БУЛАВКА УПАЛА ПОД ЛАВКУ. (Саша)
САША ЛЮБИТ СУШКИ,
СОНЯ – ВАТРУШКИ.
КОТ МОЛОКО ЛАКАЛ,
А БОРЯ БУЛКУ В МОЛОКО МАКАЛ. (Ника)
У ИВАШКИ РУБАШКА,
У РУБАШКИ КАРМАШКИ. (Тамир)
У ЗИНЫ МНОГО ЗАБОТ,
ЗАБОЛЕЛ У ЗАЙКИ ЖИВОТ (Максим)
Логопед: Молодцы!Букву новую получи- Ж
6. Логопед: Следующее задание посмотрите в конверте №3 «Раздели слова на слоги»
Впереди гора стоит, Она из слов вся состоит. Разобрать его вам нужно. Тогда путь будет открыт.
Игра с картинками «Встречу слово на дороге, разобью его на слоги». Каждый ребёнок называет слово и определяет количество слогов, отбивает слоги (кош-ка, стул, мо-ло-ток, кни-га, мяч, сум-ка, ма-ши-на)
Логопед: Молодцы! Букву новую получи- Б
7. Последнее задание Логопед:
Чтобы слово вам узнать КУБИКИ нужно собирать.
КУБИКИ собираются - Слово на нём читается (Дети, разбиваясь в пары, собирают кубики одинакового цвета. На каждом записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова.
Логопед: Молодцы! Букву новую получи -А
Логопед. Вот и собрали мы все буковки, пора узнать магическое слово, чтобы снять заклинание. А как его узнать? Что делать с этими буквами? - дружба.
Звучит волшебная музыка.
Голос Царицы:
«Спасибо вам ребята, что вы спасли мою страну и её жителей. Я желаю вам друзья делать добрые дела И дружить и дорожить И добро друзьям дарить».
Возвращаемся обратно в наш детский сад на нашем поезде и произнесем заветные слова: «Мчится поезд, во весь дух. Чух-чух-чух-чух!»
Итог занятия. Оценка деятельности детей
Дети встают в круг, берутся за руки и произносят слова:
Шире наш чудесный круг, Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернисьИ друг другу улыбнись.
Логопед: Что понравилось? Что было сложно?