Масалова Марина Валерьевна
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Дикие животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое интегрированное логопедическое развлечение в старшей группе по теме «Дикие животные».
Тема НОД: Дикие животные. Образование относительных и притяжательных прилагательных. Составление описательного рассказа по схеме.
Вид НОД: формирование лексико – грамматических категорий и связной речи.
Публикация «Конспект логопедического занятия по лексической теме „Дикие животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
Цель НОД: расширение и активизация признакового словаря.
Задачи НОД:
Коррекционные:
- расширять и активизация номинативного и признакового словаря, закрепление в речи названий диких животных наших лесов, их детёнышей, частей, жилищ;
- упражнять в образовании сложных прилагательных, притяжательных прилагательных и включать их в предложения;
- совершенствовать умение составлять описательный рассказ по схеме;
- упражнять в образовании сложных прилагательных, притяжательных прилагательных и включать их в предложения;
- совершенствовать слуховое внимание;
- развивать чувства ритма;
- формировать чувства ритма.
Развивающие:
- развивать логическое мышление на материале описательных загадок, рисунков с недостающими частями тела диких животных;
- развитие тонкой и общей моторики;
- активизировать речевую деятельность детей;
- расширять объём памяти.
Воспитывающие:
- воспитывать внимание к речи педагога и товарищей.
- воспитывать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в НОД.
Оборудование: Письмо. Картинка с изображением зимнего леса, картинки диких животных, портреты диких животных на ленточках, картинка Старичка-Лесовичка, разрезная картинка дикого животного, схема для составления рассказа-описания о диких животных.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных.
Пальчиковая гимнастика «Как животных нам назвать?».
Чтение рассказа «Как медведь сам себя испугался» (по Сладкову Н.)
Разучивание загадок по теме «Дикие животные».
Дидактические игры: «Кто лишний?», «Чей? Чья? Чьё?», «Продолжить закономерность» и т. д.
Лепка диких животных
Беседа о бережном отношении к животным нашего края.
Ход ЗАНЯТИЯ
дети сидят за столами
1. Сюрпризный момент “Письмо”.
- Ребята сегодня в наш детский сад пришло письмо, это письмо от Старичка-Лесовичка.
- Интересно, что в письме? Давайте посмотрим.
Логопед достаёт из конверта письмо
Чтение письма.
- Здравствуйте, дорогие мальчики и девочки. У нас в лесу случилась беда, была метель, и все разбежались кто куда. Я обращаемся к вам с просьбой, помогите мне собрать животных. Но, чтобы вернуть животных в лес вам надо составить о них рассказы. Помогут вам составит рассказы о животных мои картинки-подсказки, которые я буду вам давать, за правильно выполненные задания.
ЛОГОПЕД :
- Ребята, Лесовичок, надеется на вашу помощь. Поможем ему найти животным?
ДЕТИ: Да.
ЛОГОПЕД :
- Молодцы ребята. А как вы думаете, о каких животных беспокоится Лесовичок?
ДЕТИ: Лесовичок беспокоится о диких животных.
ЛОГОПЕД :
- Правильно. А почему они так называются?
ДЕТИ: Потому, что они живут в лесу.
- Кто догадался какая тема нашего занятия?
- Верно, тема нашего занятия Дикие животные. Цель нашего занятия составить рассказ о диких животных.
Сегодня на занятии мы с вами узнаем много нового и интересного о диких животных. Мы будем играть в различные игры, узнаем новые интересные факты о диких животных и составим описательный рассказ о диких животных по схеме. Мы будем работать по подгруппам, парами и индивидуально. За каждое задание вы будете получать ёлочки которые будете наклеивать на лист и в конце у вас получится лес. Большую ёлочку кто будет отвечать верно и полным ответом, будет активен при выполнении заданий. Среднюю ёлочку? Кто будет допускать немного ошибок, а маленькую ёлочку кто будет допускать много ошибок. В конце занятия оцените сами себя. - Вы готовы, ребята?
2. Отгадывание загадок (круг на ковре)
Серый и зубастый,
Воет в день ненастный. (Волк)
(Вывешивается картинка с изображением волка)
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверёк такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазить. (Белка)
(Вывешивается картинка с изображением белки)
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Хвост пушистый – краса, кто же это? (Лиса)
(Вывешивается картинка с изображением лисы)
Кто, позабыв тревоги,
Спит в своей берлоге? (Медведь)
(Вывешивается картинка с изображением медведя)
Быстрый прыжок,
Тёплый пушок,
Бежит с горушки,
Прижав ушки. (Заяц)
(Вывешивается картинка с изображением зайца)
В клубок свернётся,
В руки не даётся. (Ёж)
(Вывешивается картинка с изображением ежа)
Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый … (Лось)
(Вывешивается картинка с изображением лося)
ЛОГОПЕД :
- Ребята, вы отгадали загадки Старичка-Лесовичка. За это, он даёт вам первую картинку-подсказку. О чём здесь нужно будет сказать?
3. Мультимедийная презентация "Интересные факты о диких животных"
4. Глазодвигательная гимнастика.
5. Физминутка "Заяц белый".
Дети встают в круг.
ЛОГОПЕД :
- Ребята, давайте повеселимся.
Я вокруг повернусь,
В зайца, я превращусь.
Заяц белый, заяц белый, (Руки на пояс, правая вперёд, левая вперёд)
Ты куда за лыком бегал? (Поднять плечи, руки в стороны)
Заяц белый отвечал: (Показывают ушки)
«Я не бегал, я скакал». (Прыгают)
Заяц белый, заяц белый, (Руки вперёд, на пояс)
Ну а где же ты обедал? (Плечи поднимают)
Заяц белый отвечал: (Показывают ушки)
«Я сегодня голодал». (Гладят по животу)
Снова я повернусь,
И в себя превращусь.
6. Дидактическое упражнение «Какой? Какая? Какие». Образование признаковых прилагательных по теме «Дикие животные».
Дети сидят на ковре.
ЛОГОПЕД :
- Ребята, Старичку-Лесовичку интересно, знаете ли вы о том какие они – дикие животные. Что вы про них знаете? Вам нужно будет назвать отличительные признаки животных, слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какие?
ЛОГОПЕД :
- Каким может быть волк?
ДЕТИ: Волк серый, зубастый, злой.
ЛОГОПЕД :
- Какой может быть лиса?
ДЕТИ: Лиса хитрая, рыжая.
ЛОГОПЕД :
- Какой может быть медведь?
ДЕТИ: Медведь бурый, неуклюжий, косолапый.
ЛОГОПЕД :
- Какой может быть заяц?
ДЕТИ: Заяц трусливый, длинноухий.
ЛОГОПЕД :
- Каким может быть ёжик?
ДЕТИ: Ёжик колючий, остроносый.
ЛОГОПЕД :
- Каким может быть лось?
ДЕТИ: Лось рогатый, длинноногий, сердитый.
ЛОГОПЕД :
- Ребята, вы правильно выполнили задание Старичка-Лесовичка, и он вам даёт, ещё одну картинку-подсказку. О чём здесь нужно будет сказать?
7. Дыхательная гимнастика "Снежинки"
- Ребята я вам предлагаю подойти к нашей ёлочке и укутать её снегом чтоб она не замерзла. Сейчас я вам каждому на ладошку положу несколько снежинок. Мы дружно с вами сделаем глубокий вдох и плавный медленный выдох. Теперь мы укутали нашу ёлочку снегом и морозы ей не страшны.
8. Дидактическое упражнение «Небывалое животное”. Образование притяжательных прилагательных, отвечающих на вопросы: «Чей? Чья? Чьё?».
ЛОГОПЕД :
- Ребята, посмотрите, что натворила метель. Какое небывалое животное получилось? Как можно назвать это животное( «Медвозайцелисаволк»
ДЕТИ: Это волчья голова. Это заячьи уши. Это медвежье туловище. Это волчьи задние лапы, это лисьи передние лапы. Это лисий хвост.
ЛОГОПЕД : Какое животное у нас получилось?
- Молодцы, ребята! Старичок-Лесовичок, за правильно выполненное задание даёт вам ещё одну картинку-подсказку. О чём здесь нужно будет сказать?
9. Дорисовать недостающие части тела диким животным. Раздаются листы с недорисованными частями тела животных, а также картинки с изображениями диких животных.
На прошлом занятии вы с воспитателем лепили диких животных, а теперь я вам предлагаю дорисовать недостающие части тела диким животным.
- У диких животных были портреты, написанные лесным художником, но из-за сильного ветра, некоторые части стёрты. Жители леса очень расстроены. Поможем им, ребята?
ДЕТИ: Да!
ЛОГОПЕД :
- Пройдите к столу и дорисуйте, то чего нет на портрете.
Дети дорисовывают недостающие части тела диких животных.
- Без чего было твоё животное?
Спросить каждого.
ЛОГОПЕД :
- Молодцы, ребята! Ваши рисунки, мы отдадим Старичку-лесовичку, чтобы он передал их диким животным. ЛОГОПЕД : Молодцы, справились. Вот вам картинка-подсказка. О чём здесь нужно будет сказать?
А вам ещё одну картинку-подсказку. О чем здесь нужно будет сказать? - Ребята, посмотрите, что можно сделать с помощью картинок, которые дал нам Лесовичок?
ДЕТИ: Можно составить рассказ.
10. Физминутка "ёлочки-пенечки" (под музыку)
11. Составление рассказа-описания по схеме.
- Проходите и присаживайтесь на стульчики. Мы будем работать по парам. Я раздам каждой паре картинку на которой изображено дикое животное про которого вы будете составлять рассказ.
Давайте с вами вспомним о чём в письме нас просил старичёк-лесовичёк? (в лесу была метель и все звери разбежались).
Вы помните, что нам нужно сделать, чтобы метелица вернула диких животных в лес. (нам нужно составить рассказ о диких животных). Теперь у нас есть все подсказки чтобы составить рассказ. Начинает рассказывать Илья а продолжит Милена.
- Чей рассказ был самым полным, интересным? Чей рассказ вам больше понравился? Почему?
Дикие животные возвращаются в лес.
12. Итог.
- Ребята, что нового вы сегодня узнали на занятии? О каких особенностях диких животных вы узнали? Чем мы сегодня занимались?
- Оцените свою работу те у кого больше больших ёлочек тот возьмет большое дикое животное и наклеит его в свой лес. У кого больше средних ёлочек возьмет среднее животное, а у кого больше маленьких ёлочек возьмёт маленькое животное и приклеит в свой лес.
Сегодня на занятии мы закрепили знания о диких животных и составили описательные рассказы о диких животных. На следующем занятии мы поговорим о том, чем питаются дикие животные и как они добывают себе еду.