гузь галина
Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей подготовительной группы «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей подготовительной группы.
Цель: систематизация и закрепление знаний по теме «Зимующие птицы».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Публикация «Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей подготовительной группы „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
актуализировать словарь по теме «Зимующие птицы», совершенствовать грамматический строй речи : правильно употреблять категории дательного, родительного и творительного падежей существительных, сочетание существительных с числительными; образовывать притяжательные прилагательные, закреплять навык звукобуквенного разбора.
Коррекционно-развивающие:
развивать диалогическую речь, внимание, логическое мышление, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением, использовать элементы Су-Джок терапии.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.
Оборудование:
аудиозапись «Голоса птиц», презентация «Зимующие птицы», плоскостные изображения птиц и корма для них (на липкой ленте, кубик с цифрами и изображениями птиц, плоскостные фигуры для моделирования, мяч, бельевые прищепки трех цветов (красный, синий, зеленый, картинки с изображениями птиц, простые карандаши, проектор, ноутбук.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед :
Ребята, сегодня я приглашаю вас в зимнее путешествие. Нас ждёт много необычного и интересного. А вот к кому мы отправимся в гости, вы сможете догадаться сами.
(звучит аудиозапись голосов птиц).
- Чьи голоса вы услышали? (Птичьи).
- Можем мы услышать сейчас в лесу или на улице голоса этих птиц?
(Да. Это зимующие птицы.)
2. Артикуляционная гимнастика «Сказка про язычок».
3. Логопед :
Отгадайте- ка загадки!
(По мере называния птиц выставляет соответствующую картинку)
Птичка-невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей.)
Спинкой зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица.)
В красной шапке ходит он
Дуб долбит как долотом. (Дятел.)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь.)
Окраской – серовата,
Повадкой – воровата,
Крикунья хриповатая –
Известная персона
Кто она? (Ворона.)
Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока.)
Днем слепая, ночью зряча.
Мышей ловит, а не кот. (Сова.)
Логопед : Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края?
Дети: Потому что они могут найти себе корм.
3. Игра «Четвертый лишний».
Логопед : А теперь посмотрите, какая птица лишняя на экране?
4. Пальчиковая игра «Кормушка».
Логопед : Мы сейчас с вами в зимнем лесу.
- Какая зимой погода? (Холодная, морозная, снежная, вьюжная).
- Как вы думаете, нам можно помочь птицам перезимовать? (Мы можем сделать кормушки и насыпать птицам корм.)
- Давайте смастерим кормушку для зимующих птиц.
Пальчиковая игра «Кормушка».
(Дети говорят и выполняют движения) :
Ребята дощечки пилили, пилили
(«пилят» ребром одной ладошки по другой)
И дружно кормушку для птиц смастерили
(постукивание кулачком по ладони)
В нее мы насыпем для птиц угощенье :
(щепоткой «сыплют»)
Немного семян и остатки печенья,
И сала на ветки развесим немножко.
(загибают пальцы на обеих руках)
А чтобы на птичий обед посмотреть,
(смотрят через «очки»)
Чуть-чуть отойдем («шагают» пальцами по столу)
И не будем шуметь (указательный палец к губам)
5. Игра «У кормушки».
(Падежное управление.)
- Посмотрите, на нашу кормушку прилетело много птиц. Скажите, кого и чем вы накормите (Дети соединяют изображение птицы и корма).
Дети: «Синицу накормим салом. Воробья накормим хлебными крошками. Снегиря накормим рябиной. Ворону накормим гречкой. Голубя накормим семечками. Сороку накормим пшеном».
6. Игра «Что изменилось?»
(Употребление имен существительных в форме родительного падежа единственного числа.)
- Когда я скажу «ночь», закроете глаза, а когда скажу «день» - откроете и скажите, что изменилось. (Не стало голубя. Снегирь и воробей поменялись местами и т. д.)
- А какой зимующей птицы не было и не могло быть на кормушке? (Совы.) – Почему? (Это хищная птица, которая питается грызунами и охотится по ночам.)
7. Выполнение звукобуквенного анализа слов.
- Давайте выполним звуковой анализ слова «сова» с помощью разноцветных прищепок. Сложите схему (дети выполняют задания за столом, один ребенок у магнитной доски, комментируют действие).
- красные прищепки (для обозначения гласных звуков)
- синие прищепки (для обозначения твердых согласных звуков)
- зеленые прищепки (для обозначения мягких согласных звуков)
8. Игра с кубиком «Сколько птиц?».
(Употребление существительных с числительными).
Логопед : Мы в зимнем лесу встретили кого?
Дети по очереди бросают кубик, на гранях которого изображены разные цифры и птицы (5 снегирей, 4 голубя и т. д.)
9. Игра с мячом «Чей? Чья? Чье?»
(стоя полукругом) (Образование притяжательных прилагательных.)
- Я называю часть тела какой-нибудь птицы и бросаю мяч вам. А вы ловите мяч и отвечаете, чья это часть тела и возвращаете мяч мне:
Голова совы (совиная голова)
Клюв вороны (вороний клюв)
Крылья снегиря (снегириные крылья)
Хвост воробья (воробьиный хвост)
Глаза голубя (голубиные глаза)
10. Логопед : А теперь в лесу немного отдохнем.
Массаж Су-Джок шарами (стоя)
(дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
11. Упражнение «Будь внимательным».
(Профилактика нарушений письма. Развитие зрительного внимания и мелкой моторики).
Логопед. Много птиц увидели в лесу? А теперь давайте сделаем фотографии птиц. (Дети берут фотоаппараты и фотографируют).
- Мы стали фотомастера и на память сделаем фотографии. Каждый из вас должен выбрать одно изображение и обвести его.
- Кто у тебя получился на фотографии? (У детей карточки с наложенными изображениями снегиря, синицы, дятла.)
Дети. У нас на карточках снегирь, синица, дятел.
Логопед. Каждый из вас должен выбрать одно изображение и обвести его.
Рефлексия.
Вот и приблизилось к завершению наше путешествие с птицами.
- О каких птицах мы сегодня разговаривали?
- Что вам больше всего понравилось в занятии?
- Надеюсь, все птицы хорошо перезимуют и весной порадуют нас своими звонкими песнями.