марина насибуллина
Конспект логопедического занятия «На помощь к дяде Мише»
▼ Скачать + Заказать документы
Подгрупповое логопедическое занятие по автоматизации звука Л в подготовительной группе
На тему: "На помощь к Дяде Мише"
Описание: Подгрупповое логопедическое занятие разработано для детей подготовительной группы. Построено в форме игры – путешествия на основе сказки Сутеева В. Г. «Дядя Миша».
Публикация «Конспект логопедического занятия „На помощь к дяде Мише“» размещена в разделах
На протяжении всего занятия дети, стараясь помочь любимому герою, дяде Мише, выполняют различные задания, направленные на автоматизацию звука Л, а также на развитие и совершенствование фонематических функций.
Конспект занятия составлен на основе интеграции нескольких образовательных областей, что соответствует современной системе дошкольного образования. Содержит подробное описание хода занятия. К конспекту прилагается.
Предназначено учителям – логопедам, воспитателям дошкольных учреждений; может быть полезно родителям.
Цель занятия : автоматизировать звук [Л] в словах, предложениях.
Задачи: Кррекционно-образовательные:
Закрепить представления о правильной артикуляции звука [Л].
Закрепить представления о закономерностях сезонных изменений (весна сменяет зиму).
Закрепить навык подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы).
Совершенствовать умение определять количество слов в предложении.
Совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными.
Коррекционно-развивающие:
Совершенствовать развития фонематического слуха, умение определять наличие или отсутствие в тексте
общего звука.
Совершенствовать умение определять положение звука в слове.
Совершенствовать умение контролировать правильное произношение звука [Л].
Совершенствование внимания и памяти.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности; чувство ответственности.
Оборудование: телеграмма; игрушки: зайчонок, белочка; плоскостной куст орешника с орешками; картинки овощей: лук, свекла, баклажан, помидор, морковь; грибочки с наклеенными картинками; корзинка; лягушка, салфетки; презентация.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Учитель-логопед : организационный момент.
Ребята, здравствуйте. Меня зовут М,Ю. И я очень рада вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика.
Учитель-логопед : ребята, вы слышите? Кажется это голосовое письмо. Давайте его внимательно послушаем.
Здравствуйте дети!
У дяди Миши случилась беда! Он хотел на зиму запасы сде-ать: морковку дерга-, грибы собира-, орехи рва-, рыбу уди-, кур таска-…. Все де-а-, да вот с пустыми –апами оста-ся. Придется ему зимой в бер-оге –апу сосать. Помогите ему пожа-уйста! Мышонок
Учитель-логопед : Ребята, вы услышали, какие ошибки допустил мышонок? ( ответы детей: мышонок пропустил звук Л)
Учитель-логопед : верно, Мышонок пропустил в словах звук Л. Скажите, а Вы готовы отправиться на помощь к дяде Мише? (ответы детей)
2. Сообщение темы
Учитель-логопед : но только где нам зимой морковки взять, грибов и орехов? Урожай – то уже весь собрали, и огороды все снегом засыпаны. ( ответы детей: в магазине купить, своим урожаем поделиться.)
Учитель-логопед : мне кажется, я придумала. Давайте мы с вами с помощью волшебного экрана отправимся на сказочном теплоходе в сказочное плавание. И попробуем отыскать местечко, где можно урожай собрать. Вы догадались, какое время года нам нужно? ( ответы детей: Осень).
Учитель-логопед : конечно, нам нужно найти сказочную осень. Но прежде чем начать путешествие подумайте и скажите, сможет ли сразу после зимы осень наступить?
- После зимы что наступает?
- После весны?
- После лета?
- Что же путь не близкий, а потому к путешествию необходимо как следует подготовиться.
3. Артикуляционная гимнастика
Учитель-логопед : а поможет нам в этом моя подружка, лягушка. Смотрите на лягушку и повторяйте за ней упражнения.
Напечем блинчиков, чтобы было чем подкрепиться (упражнение «Блинчик»).
Возьмем варенье и клубничное, и малиновое, и земляничное (упражнение «Вкусное варенье»).
Покачаемся на качелях (упражнение «Качели»).
Нам пора поторопиться. Поскакали на лошадке. (упражнение «Лошадка»). Попрощаемся с лягушкой и поспешим к волшебному экрану.
Посмотрите, а вот и теплоход.
(На экран проецируется Слайд с изображением кораблика)
Учитель-логопед : слышите, он подает сигнал, (сигнал теплохода). Покажите, как гудит теплоход (ы-ы-ы, язычки поднимем за верхние зубки (ы-ы-ы-л).
Учитель-логопед : посмотрите, нас встречает сам капитан. Он приглашает нас подняться по специальной лестнице, которая называется трап, на палубу теплохода.
(На слайде у корабля появляется трап)
Поднимайтесь осторожно, трап под ногами раскачивается. (Дети по гимнастической наклонной лестнице поднимаются на кораблик)
4. Закрепление артикуляции и характеристики звука
Учитель-логопед : все пассажиры на борту, пора познакомиться с капитаном. Оказывается, капитан, большой любитель ребусов, вот и свое имя зашифровал. Попробуем разгадать?
(дети по схеме артикуляции определяют имя капитана)
Учитель-логопед : ребята, как вы думаете, какое имя у капитана?
Я вам подскажу. Имя капитана звук Л.
А какая у него фамилия? Звук л гласный или согласный?
Дети - звук согласный.
Учитель-логопед : значит фамилия у него какая?
Согласный!
Учитель-логопед :
Какой характер у звук Л? Твердый или мягкий?
Дети: твердый.
Учитель-логопед : а голос у него какой?
Звонкий или глухой?
Дети: звонкий.
Учитель-логопед : итак, сегодня Согласный звук Л с твердым характером и звонким голосом будет нашим капитаном и будет сопровождать нас в нашем путешествии.
5. Автоматизация звука на уровне слога
Выходим в открытое море.
(на экран проецируется слайд с изображением моря)
Учитель-логопед : посмотрите, как красиво! За бортом плещутся волны!
(на экран проецируется слайд с изображением чаек над морем)
Учитель-логопед : посмотрите, кто это? ( ответы детей :чайки).
Учитель-логопед : вы слышите они нам что-то кричат. Наверное они желают нам счастливого пути. Давайте поблагодарим чаек на их языке: сначала скажу я, а вы потом повторите за мной. Клу-кла-клы, кла-кло клу. И скажем им до скорой встречи пла-плы-пло, сло-сла-слу. (Дети повторяют слоги)
(на экран проецируется слайд с изображением весны)
Учитель-логопед : посмотрите, мы подплываем к какому-то берегу. Какое здесь царствует время года? ( Ответы детей: весна)
- Пора нам выходить? ( ответ детей: нет)
- Значит, плывем дальше.
(на экран проецируется слайд с изображением моря)
6. Упражнение на развитие словаря антонимов
Учитель-логопед : посмотрите, кто это? ( ответы детей: дельфины).
- Что они делают? ( ответы детей: они играют в мяч).
Учитель-логопед : правильно, дельфины играют в мяч. Один дельфин кидает, а другой наоборот … ( ответы детей: Ловит).
Учитель-логопед : давайте мы превратимся в дельфинов, дельфинчики выплываем в открытое море, и поиграем в игру с мячом «Скажи наоборот» : лето теплое – а зима …., лимон кислый – а сахар, перышко легкое – а камень, чай горячий – а мороженное…, ночь короткая,- а день длинный, слон большой – а мышонок маленький, рыцарь храбрый- а зайчонок трусливый, уголь черный – а снег белый, лекарство горькое, - а торт сладкий, бабушка старенькая – мальчик молодой.
Учитель-логопед : Молодцы дельфинчики. А нам пора отправляться дальше в путь. Запрыгивайте обратно на палубу теплохода. Снова превращаемся в детей.
(на экран проецируется слайд с изображением лета)
Учитель-логопед : посмотрите, по курсу земля, какое время года здесь поселилось и ждет свой черед, Вы его узнали? ( ответы детей :лето).
- А мы плывем искать? ( ответы детей: осень).
Учитель-логопед : ребята, к кому мы спешим на помощь?.
(на экран проецируется изображение осени)
Учитель-логопед : а вот и осень! Причаливаем к берегу. Выходим на берег по трапу.
(на экран проецируется слайд с изображением мышонка)
Учитель-логопед : кто это нас встречает? ( ответы детей: мышонок).
Учитель-логопед : наверное это тот самый мышонок, что отправил нам телеграмму. Давайте покажем ему как мы плыли по морю и кого видели.
8. Физминутка «Море волнуется».
9. Упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия
Учитель-логопед : мне кажется он нам что-то показывает, рассмотрим поближе.
Учитель-логопед : вы догадались что это? ( ответы детей: может это карта).
Учитель-логопед : конечно, это карта по которой нам нужно идти. Кого мы должны найти сначала (Зайчика, затем пойдем к кому …. (к ежику). Посмотрите и запомните. Запомнили? Что же, по дорожке вы идите и зайчонка отыщите. Не забудьте поздороваться. (дети в зале ищут зайчика)
Учитель-логопед : здравствуй Зайчик!
Учитель-логопед : зайчик разрешил нам собрать только те овощи, в названии которых есть звук Л ( дети выбирают овощи со звуком л: лук, баклажан, свекла).
Учитель-логопед : скажем зайчику спасибо и идем дальше. Кого нам нужно отыскать в лесу? Идем искать ежика.
(дети находят ежа и здороваются с ним)
- Кто попросит у ежика грибов?
( дети обращаются к ежу: ежик, ты не поделишься с нами грибочками).
Учитель-логопед : ежик согласен поделиться, но и нас просит ему помочь. Согласны? Тогда поможем ему разложить грибы по корзинкам.
- Ребята, а вы знаете названия этих грибов?
- Давайте разложим грибы по корзинкам. В первую корзинку кладем грибы в названии которых звук Л находится в начале слова. Во вторую корзинку соберем грибы в которых звук Л находится в середине слова.
Учитель-логопед : Ребята, а почему здесь квадратик синий, а в этом окошечке зеленый?. ( дети выполняют задание: раскладывают грибы по корзинкам)
10. Автоматизация звука в предложении
Учитель-логопед : молодцы! И ежику помогли и для дяди Миши грибов набрали. Идем дальше. Ищем кого? ( ответы детей: Белочку).
Учитель-логопед : а вот и дерево с орешками. Кто готов у белочки орешков попросить?
(дети обращаются к белочке с просьбой поделиться орешками)
Учитель-логопед : белочка согласна поделиться. И разрешает взять из её кладовой столько орешков, сколько слов в предложении. А первый у нас соберет орешки Руслан.
Тогда слушайте:
Дятел лечит деревья.
Белочка щелкает вкусные орешки.
Ласточка свила теплое гнездо.
Учитель-логопед : молодцы! Справились с заданием.
Учитель-логопед : ну что же урожай собрали, давайте отнесем запасы дяде Мише, а вот и он.
(на экран проецируется слайд с изображением дяди Миши)
Не будем его тревожить, поставим корзинку. Пора возвращаться. Идем к нашему теплоходу.
(на экран проецируется слайд с изображением кораблика)
(дети подходят к кораблику из модулей)
Учитель-логопед : поднимайтесь на палубу, занимайте свои места, отплываем. ГУДОК. Курс на детский сад.
(на экран проецируется слайд с изображением моря)
12. Итог
Учитель-логопед : вам понравилось наше путешествие?
- Какое доброе дело мы сегодня сделали?
- Что больше всего вам запомнилось?
- Чье задание для вас было трудным?
Мне тоже понравилось с вами путешествовать вы все сегодня были молодцы! Справились со всеми заданиями и особенно приятно, что вы правильно произносили все слова со звуком Л.
(на экран проецируется слайд с изображением зимы).
Учитель-логопед : ну вот мы и дома. Выходим на берег. Всем спасибо а, сейчас я предлагаю вам пройти в группу и поиграть в игру «По дорожке слов»!
Ребята, вот мы и дома. Вы такие молодцы, сейчас мы пойдем в группу и вы мне расскажите, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии. А в группе мы с вами поиграем м в игру «По дорожке слов».