Мария Зайцева
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы «День космонавтики»
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема: «День космонавтики»
Цель: продолжать развивать навыки лексико-грамматического оформления речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
расширять представления детей о космосе, Дне космонавтики;
уточнять и активизировать словарный запас детей по лексической теме «День космонавтики»;
учить детей выделять лишний предмет, объясняя свое решение развернутым ответом;
Публикация «Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы „День космонавтики“» размещена в разделах
- День Космонавтики, 12 апреля
- День Космонавтики. Конспекты занятий, НОД к 12 апреля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
закреплять умение согласовывать числительные с прилагательными и существительными.
Коррекционно-развивающие:
развивать внимание, зрительное восприятие, мышление;
развивать координацию речи с движением.
Воспитательные:
воспитывать умение сотрудничать, взаимодействовать со сверстниками;
воспитывать инициативность и самостоятельность.
Оборудование: портрет Ю. А. Гагарина; карточки – ракета, звезды, космонавт, солнце, планета; мультимедийная презентация; мяч; космические тела для рефлексии – картинки; плакат Вселенной;
Ход занятия:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Кабинет логопеда (или группа) украшен атрибутами, связанными с темой «День космонавтики». Дети заходят, рассматривают помещение. Затем логопед говорит : Давайте встанем дружно в круг. Зайдя сюда, вы поняли, о чем сегодня пойдет речь, да?
Дети: Да, о космосе.
На фоне звучит космическая музыка.
Логопед : Представим, что мы сейчас все находится на космическом корабле, надо его запустить. Включаем мотор! К запуску космического корабля приготовься!
Дети: Есть, приготовься!
Логопед : Руки вперед, кисти в кулак, большие пальцы вверх – включить контакты.
Дети: Есть включить контакты (соединить большие пальцы рук).
Логопед : Завести мотор!
Дети: Есть завести мотор!
Логопед : кулаки вращаем вокруг друг друга и тянем: РРРРРРРР – 5,4,3,2,1… пуск! Сомкнуть руки и поднять вверх.
Дети повторяют за логопедом.
Логопед : Отлично. Мы с вами немного стали космонавтами. Даже смогли завести космический корабль. Все очень старались. Занимайте своим места.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Упражнение «На корабле перегруз»
Логопед : ребята, на корабле перегруз! Уберите лишнее! На экране вы видите картинки. Из них одна лишняя, которая не имеет отношения к космосу. Ну что, посмотрим, что же лишнее?
Скафандр, барабан, ракета, звезда.
Планета, космонавт, комета, лампа.
Игра «Открой портрет»
Логопед : Ребята, посмотрите на доску, перед вами пять предметных картинок. Назовите их.
Дети: ракета, звезды, космонавт, солнце, планета.
Логопед : Предлагаю поиграть в игру «Открой портрет». Для того, чтобы узнать, кто изображен на портрете, нужно снять каждую картинку, а для этого следует к каждому из слов признак (какой? какая? какие). (По ходу ответов детей, логопед снимает картинки)
Логопед : Ракета какая?
Дети: Быстрая, комическая и т. д.
Логопед : Звезды какие?
Дети: Далекие, красивые, белые, маленькие и т. д.
Логопед : Космонавт какой?
Дети: Храбрый, сильный, смелый и т. д.
Логопед : Солнце какое?
Дети: Яркое, горячее, лучистое, большое, желтое и т. д.
Логопед : Планета какая?
Дети: Большая, красивая и т. д.
Логопед : Отлично справились с заданием. Вы узнали, кто изображен на картинке?
Дети: космонавт Юрий Гагарин. (если дети не отвечают, то логопед сам называет)
Логопед : Правильно, потрет Ю. А. Гагарина – это человек первый побывал в космосе. 12 апреля 1961 года впервые совершил полет в космос на космическом корабле-спутнике «Восток-1». В память об этом событии каждый год 12 апреля отмечается праздник «День космонавтики»!
Упражнение «Семейка слов» (с мячом)
Логопед : А сейчас я предлагаю поиграть еще в одну игру, связанную с космосом. В космосе много звезд, давайте соберем семейку слов к слову «звезда». Я буду бросать вам мяч, а вы образовывать слово. Как можно ласково назвать звезду?
Дети: Звездочка.
Логопед : На небо много звезд, как его можно назвать? Оно какое?
Дети: Звездное.
Логопед : Как назовем летящий к звездам космический корабль?
Дети: Звездолет.
Логопед : Как называется человек, который считает звезды, изучает их.
Дети: Звездочет.
Логопед : А вы, когда-нибудь видели, как звезды падают с неба? Как это явление называется?
Дети: Да. Звездопад.
Логопед : Как называется скопление звезд на небе?
Дети: Созвездие.
Логопед : Вы просто молодцы! Вот какую семейку слов мы собрали к слову «звезда». Давайте повторим все слова.
Дети: звездочка, звездное, звездочет, созвездие, звездолет, звездопад.
Физкультминутка.
А давайте-ка, ребята,
Космонавтами все станем.
В космос дружно полетим.
Раз-два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет, (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно, (руки в стороны, наклон корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет, (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею, (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет (поднимают руки вверх и машут).
Дидактическая игра «Посчитай-ка»
Логопед : А давайте сейчас посчитаем мигающие звезды. Сколько их?
Дети: Одна мигающая звезда, две мигающие звезды … пять мигающих звезд.
Дидактическая игра с мячом «Космический завтрак»
Логопед : Ребята, как мы знаем, у космонавтов еда особенная. Поначалу для питания на орбите хотели создать специальные питательные таблетки, но они так и не были изобретены. Космическая пища довольно разнообразная, она находится в консервных банках и тюбиках, ведь тарелками в космосе не воспользуешься. Пакет, в который упакован космический борщ, не просто пакет, а заодно и тарелка! Космонавт надевает упаковку на установку, подающую воду, наполняет пакет, разминает руками, срезает верхний край – и выдавливает содержимое прямо в рот. Космическая буханка хлеба совсем крошечная, ее можно отправить в рот целиком. Я буду называть космическую еду, и кому брошу мяч, тот называет блюда для космонавтов одним словом.
хлеб из пшеницы – пшеничный;
хлеб из ржи – ржаной;
бульон из курицы – куриный;
суп из овощей – овощной;
сосиски из свинины – свиные;
консервы из рыбы – рыбные;
оладьи из картофеля – картофельные;
пирожки с пюре из клюквы – клюквенные;
пудинг из творога – творожный;
палочки из фруктов – фруктовые;
мармелад из цитрусов – цитрусовый.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Логопед : Ребята, вот это наша вселенная (большой плакат, на ней не хватает планет, комет, метеоритов. Я предлагаю вам заполнить ее. Но не просто так, а на этих космических телах вы изобразите свое настроение и отношение к нашему занятию. Если вам все понравилось, и было достаточно легко – рисуете улыбку. Если вам было трудно и не всегда интересно – то рисуйте грустное лицо или слезы.
Дети рисуют настроение на космических телах, прикрепляют их на плакат. Затем аргументируют изображенное настроение и отношение к занятию.