Ольга Болотова
«Фрукты». Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект коррекционного занятия в подготовительной группе для детей с ОНР
по теме «Фрукты»
Цель: Создать условия для формирования лексико-грамматических категорий, языкового анализа и синтеза, развития связной речи.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Фрукты»
Публикация «„Фрукты“, Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Фрукты. Конспекты логопедических занятий
- Темочки
-Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными, употребление существительных в форме родительного и винительного падежей)
- Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа слов.
2. Коррекционно-развивающие:
- Развитие связной речи
- Развитие зрительного внимания, речевого слуха, мышления
- Развитие тонкой и общей моторики
- Развитие координации речи с музыкой и движением
3. Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Оборудование:
Ноутбук, интерактивная доска, презентация к занятию «Путешествие в Простоквашино», магнитная доска, предметные картинки на звук «К», плоскостные изображения фруктов и посуды, цветные карандаши, CD с записью музыкального сопровождения к упражнению «Паровозик» (муз. К. Л. Обуховой, слова Н. В. Нищевой)
Предварительная работа:
Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино», разучивание упражнения «Паровозик»
Ход занятия:
1. Организационный момент. (Создание эмоционального положительного фона.)
Дети стоят в середине групповой комнаты вокруг логопеда.
Логопед. Ребята, сегодня к нам в группу принесли письмо, давайте его прочитаем:
«Дорогие ребята! У нас в этом году большой урожай фруктов. Приезжайте, пожалуйста, помогите собрать урожай, нам одним не справится.
Кот Матроскин и Шарик
из деревни Простоквашино»
Ну что, ребята, вы согласны помочь собрать урожай коту Матроскину и Шарику.
Дети. Да.
2. Упражнение «Подарки» (Развитие фонематического восприятия.)
Логопед. В гости принято ходить с подарками, давайте и мы подготовим подарки для наших друзей. (Логопед обращает внимание детей на картинки, расположенные на магнитной доске)
Скажите, какой первый звук слышится в слове «кот»
Дети. Звук «к»
Логопед. Дайте характеристику этому звуку.
Дети. Звук «к» -согласный, твердый, глухой.
Логопед. Отберите только те подарки, в названии которых есть звук «к», назовите и укажите место звука в слове.
(Дети отбирают соответствующие картинки, объясняя свой выбор)
3. Упражнение «Паровозик» (Координация речи с музыкой и движением.)
Логопед. Подарки приготовили, можно отправляться в путь. Дорога неблизкая, предлагаю поехать в Простоквашино на поезде. Занимайте свои места в вагонах.
(Дети встают друг за другом по кругу)
А, чтобы было не скучно, споем песенку. (Звучит аудиозапись «Паровозик»)
Дети двигаются по кругу и поют песенку:
Паровозик, паровоз,
Белый пар из-под колес,
Яркий свет огромных фар,
Слева пар и справа пар!
Логопед. Приехали. А куда же нам теперь идти? (Логопед обращает внимание детей на указатель «Простоквашино»)
-Смотрите- указатель. Что на нем написано? Куда он показывает? (Дети вместе с логопедом читают и идут по направлению, занимают свои места за столами)
4. Упражнение «Подари подарки» (Составление сложноподчиненных предложений.)
Логопед. Кто нас встречает? (Слайд№1)
Дети. Кот Матроскин, Шарик и дядя Фёдор
Логопед. Давайте подарим подарки нашим друзьям. Берите подарок, говорите, кому вы его подарите и для чего он может пригодиться.
(Дети поочередно называют выбранный им подарок и рассказывают о нем, в соответствии с предложенной инструкцией.)
Дети. Я подарю удочку Шарику, чтобы ловить рыбу. И т. д.
5. Игра «Измени словечко» (слайд№2) (совершенствование навыков звукового анализа, синтеза и чтения слов)
Логопед. Посмотрите, ребята, а это Галчонок, он тоже живет в Простоквашино. Галчонок недавно научился говорить и любит играть со словами. Давайте вместе с ним поиграем в игру «Измени словечко». Нужно заменить первый звук в словах на звук «к», вставить соответствующую букву и прочитать, какое слово получилось.
(Дети выполняют задание на интерактивной доске)
6. Упражнение «Собираем урожай» (Развитие мышления, актуализация словаря по теме «Фрукты», употребление существительных в родительном падеже)
Логопед. Ну вот мы с вами поиграли, пора приниматься за дело. У кота Матроскина есть большой сад, а что в нем растет, вы узнаете, отгадав загадки. (Слайды №3.4,5)
У кого на столе лежит картинка-отгадка, тот встает и говорит: «Я собрал много (груш)» и кладет свой фрукт на блюдо.
(Дети поочередно выполняют задание)
7. Упражнение «Продолжи предложение» (Слайд№6) (употребление существительных в винительном падеже)
Логопед. Много фруктов мы с вами собрали, а что из них можно приготовить?
Дети в соответствии с картинками на слайде сообщают:
Из фруктов готовят варенье (компот, джем, сок, сухофрукты)
8. Игра «Маленькие кулинары» (образование относительных прилагательных)
Логопед раскладывает на столе плоскостные изображения фруктов и плоскостные изображения банки для компота, стакана для сока и вазочки для варенья.
Логопед. А теперь я хочу предложить вам стать маленькими кулинарами и приготовить разные блюда. Сейчас вы выберите себе посуду и фрукт, положите фрукт в посуду и расскажете, что вы приготовили из этого фрукта, какое это будет блюдо.
Первый ребенок кладет плоскостное изображение яблока на вазочку и говорит:
-Я сварил яблочное варенье.
Второй ребенок:
-Я сварил грушевый компот. И т. д.
9. Упражнение «Варим компот» (Координация речи с движением)
Будем мы варить компот. (Маршировать на месте)
Фруктов нужно много. Вот. (Показать руками - "много".)
Будем яблоки крошить, (Имитировать движения по тексту.)
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот, (Повернуться вокруг себя.)
Угостим честной народ. (Хлопать в ладоши.)
10. Игра «Буфет» (Слайд№7) (Совершенствование навыка слогового анализа слов)
Логопед. Мы с вами приготовили компот, варенье и сок (на слайде банка с компотом, вазочка с вареньем, стакан с соком и буфет). А теперь все надо аккуратно расставить на полочки в буфет. (Логопед уточняет значение слова «буфет»-кухонный шкаф). Если в слове один слог, ставим на первую полку, если два-на вторую, три- на третью.
Первый ребенок. В слове «ком-пот» два слога, поставлю его на вторую полку (перетаскивает с помощью стилуса на интерактивной доске на нужную полку буфета).
Второй ребенок. В слове «ва-ре-нье» три слога, поставлю его на третью полку.
Третий ребенок. В слове «сок» один слог, поставлю его на первую полку.
Логопед. Молодцы ребята, Дядя Федор очень доволен.
11. Упражнение «Раскрась фрукты» (развитие мелкой моторики, расширение словаря прилагательных, согласование прилагательных с существительными)
Логопед. Посмотрите, кажется к нам еще один гость-Почтальон Печкин. (Слайд№8).
(Логопед раздаёт детям нераскрашенные картинки фруктов.)
Печкин сфотографировал фрукты и хотел бы вам подарить фотографии на память о Простоквошино, но вот беда: у него старенький фотоаппарат и фотографии получаются только черно-белые. Раскрасьте фрукты и расскажите о них, подобрав как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какой?»
Дети по очереди рассказываю каждый о своём фрукте :
-зелёная, овальная, сочная, спелая груша;
-желтый, овальный, кислый, гладкий лимон;
-красное, румяное, круглое, душистое яблоко и т. д.
12. Итог занятия.
Логопед. Молодцы ребята, вы сегодня хорошо постарались и помогли Шарику и Матроскину, но нам пора возвращаться домой. Не грустите, мы еще вернемся. (Слайд№9)
Вам понравилось наше путешествие?
Дети. Да.
Логопед. Что вам понравилось и запомнилось больше всего?
Дети. Помогать Шарику и Матроскину.
Играть с Галчонком.
Раскрашивать фрукты.
Логопед. А мне понравилось путешествовать вместе с вами. Вы очень умные, внимательные и старательные.