Мария Торбеева
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы «Звуковая полянка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Совершенствовать правильное произношение звуков Ш, Л в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закрепление знаний детей по лексической теме “Осень”; «Деревья»
Совершенствование лексико-грамматического строя речи;
Закрепление произношения звуков : Л, Ш.
Совершенствование навыков звукового, слогового анализа и чтения слов.
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы „Звуковая полянка“» размещена в разделах
Развитие тонкой и артикуляционной моторики (самомассаж пальцев); речевого дыхания; фонематического восприятия; зрительного и слухового восприятия, памяти, внимания и мышления; координации речи с движением.
Выполнение нетрадиционных упражнений, совершенствующих артикуляционную моторику.
Формирование навыка самоконтроля за собственной речью.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, доброжелательности, ответственности.
Оборудование и материалы:
колючие коврики по числу детей; картинки с изображением осени; мелкие предметы; изображение большой вазы; колючий мячик; осенние листья с разных деревьев с заданиями; «чудесный мешочек» с деревянными игрушками в названии которых есть звуки Ш, Л; пластилин
Ход занятия.
I.Организационно – подготовительный момент. (1мин.)
- Доброе утро! Я рада вас видеть. Сегодня к нам пришли гости. Гости хотят посмотреть, как мы играем и научить своих ребят таким же умениям, как у вас.
1. Закрепление лексической темы “Осень”.
Логопед :
Ребята, отгадайте загадку:
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? Дети:Осень
А какой месяц сейчас, вам подскажет еще одна загадка:
Поле чё рно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек. Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
Про какие осенние месяцы мы не вспомнили? (сентябрь, октябрь)
Предлагаю поиграть с мячом в игру «Потому что…» Я буду бросать мяч каждому из вас по очереди. Тот, кто поймает мяч, называет любую примету осени, а ваши ответы всегда начинаются со слов «Сейчас осень, потому что…» (дети ловят мяч и называют приметы осени).
2. «Логопедическая разминка».
- Ребята, а вы любите гулять? Сегодня мы отправимся на звуковую поляну, где нас ждут звуки. Путь неблизкий, надо набраться сил. Разомнемся?
«РАЗМИНКА» (на координацию движений; на развитие крупной моторики; на пространственную ориентацию; вокально-артикуляционные упражнения.)
- присели «улыбочка» - встали «трубочка»
- «открыли окошко»- «закрыли»
- приготовили пальцы – язычок следит за пальцами «налево - направо»
- «толстый внук и худой»
- «змея» большая, а с ней маленькие «змейки»
- Поглядите, на этой полянке много опавших листьев! Угадав, с каких они деревьев и выполнив все задания, их можно собрать в красивый букет, тем более, что ваза уже готова (рисунок).
Первая загадка: У Лукоморья он один – Зеленый, крепкий исполин. Он стоит, как богатырь – весь огромный – ввысь и вширь! Какой лист нам нужен? (дуб)
3. Лист дуба (на нё м картинка Смешариков: Лосяш, Нюша, Бараш)
- Кто-то прислал нам свою фотографию, вы узнали, кто это? (Лосяш, Нюша, Бараш)
- Послушай, как я их назову: Лосяшшшш, Нюшшшша, Барашшшш. Какой звук я выделила? (Звук Ш)
4. Игра «Поймай звук» (на развитие фонематического восприятия) :
Я буду называть слова, если в слове будет звук Ш, вы хлопните в ладоши.
Шуршащая песенка
Шуршат осенние кусты.
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш.
И дождь шуршит.
И мышь, шурша,
В нору спешит.
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат.
Но все вокруг рассержаны:
- Как расшуршались шалуны!
Отлично, у вас внимательные ушки!
(лист дуба приклеивается в вазу)
Вторая загадка:
Свои листья, как перчатки,
он роняет в беспорядке.
Всё же, как зовётся он?
Догадались? Это. (клён)
5. Кленовый лист
Цель: закрепить произношение звука [Л] в словах и развивать слуховое внимание и память.
– Ребята, Бараш написал стихотворение, но капли дождя размыли буквы, которые стоят в конце слов, поможете разгадать? Я начинаю, а вы заканчиваете слово …думайте, какой звук пропал в конце слов.
Жи…л-Бы…л Забы…л.
Где жи…л? – Забы…л.
Где бы…л? – Забы…л.
Что е. л? – Забы. л.
Что пи. л? – Забы. л.
Что чита. л? – Забы. л.
Что писа. л? – Забы. л.
Так какой звук пропал? – Пропал звук - ЛЛЛ!
(лист клена попадает в вазу)
Третья загадка:
В белом сарафане, Встала на поляне. По весне к одежке – белые сережки.
6. Лист березы (на нём нарисован массажный мячик)
- Что нарисовано на этом листике? (массажный коврик)
Осенью застывшая земля становится похожа на такой коврик. Предлагаю выбрать себе коврик и приготовиться к игре.
Пальчиковая игра «Строим дом»
(Третий лист в вазе)
Следующая загадка:
Красные горошины,
Снегом припорошены.
7. Лист рябины (чудесный мешочек)
Найдите в пространстве кабинета рябиновый лист. Правильно, прилип к нашему мешочку. Видно хочет поиграть с ним.
Ваша задача найти одинаковые игрушки, одновременно двумя руками, узнать и назвать их до того, как вынете из мешка. (Рябиновый лист в вазе)
Еще одна загадка:
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?
8. Лист осины (Работа на индивидуальных карточках)
Как вы догадались, картинка на осиновом листочке подсказывает, что теперь вам предстоит «собрать» слова по первым звукам картинок.
(Пятый лист в вазе)
Угадайте следующее дерево:
То ли с крыши, то ли с неба –
Или вата, или пух.
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет будто из мешка?
9. Лист тополя. Графический диктант по точкам.
(шестой лист в вазе)
10. Лист ивы. Оформление вазы. Развитие тонкой моторики.
Вот и остался на полянке последний лист, вы узнали, с какого он дерева? (Ива) На ивовом листике нарисованы маленькие шарики. Предлагаю такими пластилиновыми шариками оформить нашу вазу для осеннего букета. Катать шарики будем двумя руками одновременно.
(седьмой лист в вазу)
Итог занятия.
Ребята, о каких деревьях мы вспомнили? С какими звуками поиграли?
Что вам понравилось больше всего? Букет я оставлю в кабинете, чтобы он украсил интерьер. Спасибо всем!