Светлана Климентьева
Конспект логопедического занятия для детей 5–6 лет «Звуки [К] — [К’]. Буква К»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия для детей 5-6 лет
Тема: "Звуки [К] - [КЬ]. Буква К»
Коррекционно-образовательные цели. Познакомить со звуком [КЬ]. Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков [КЬ] - [К]; закрепить понимание мягкости согласных; обучать делению слов на слоги и составлению слоговых схем, формировать умение договаривать предложения по картинкам.
Публикация «Конспект логопедического занятия для детей 5–6 лет „Звуки [К] — [К’], Буква К“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие цели. Повышать речевую активность, развивать коммуникативные навыки, связную речь, фонематические процессы. Развивать зрительное восприятие и внимание, пространственное мышление, тонкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные. Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, доброжелательности, самостоятельности, активности.
Оборудование: игрушка кит, игрушка кот, предметные картинки (качели, косы, кофта, кепка, котёнок, кит, кирпичи, кенгуру); символы звуков "подушка" (сшитые из зелёной материи подушечки) и "камень" (небольшие природные камешки окрашенные в синий цвет); листы бумаги с меткой в левом верхнем углу, фломастеры по количеству детей.
Ход занятия
1. Организационный момент
Игра с мячом "Выдели звук" Зачин логопеда : "Мячик лови, своё имя называй – первый звук имени выделяй". Логопед и дети перебрасывают мяч друг другу, каждый ребёнок произносит своё имя, растягивая первый звук (А-А-Аня и т. д.)
2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. (зеркала)
З. 3накомство со звуком [К]
Логопед : - Ребята! Отгадайте загадку:
«Часто умывается, а с водой не знается» (кот)
Обращает внимание детей на игрушки.
- Это котёнок. Педагог произносит слово, выделяя первый согласный.
- Произнесите как я. Дети повторяют слово, выделяя голосом звук [К].
- Какой звук слышится в начале слова? (ответы детей)
Звук [К] - согласный, т. к. – не поётся, встречает преграду, глухой, т. к. произносится без голоса (контроль рукой у горлышка, твёрдый.
При произношении звуков [К] – язык "горкой"- прижимается к нёбу в глубине рта. Звук произносим коротко. Обозначаем синим кружком.
Игра «Слушайте внимательно»
- Показываем синий кружок, услышав звук [К] в ряду звуков :
Д – М – К – Н – П – К – Т – С – К- К- К
Игра «Хлопни в ладоши»
- Хлопните в ладоши, когда в стихотворении услышите звук [К] :
Кочаны несёт козёл,
А коза – большой котёл.
Значит завтрак будет вкусный
Для козляток из капусты Ю. Раевский
4. Звуковой анализ слова «Кот»
Схема (три пустых окошка, заполнить с помощью цветных кружков.
-Дидактическая игра (экран) Определить где находиться звук К (в начале, в середине, в конце)
5.3накомство со звуком [КЬ]
Логопед : - Ребята! Отгадайте загадку:
Без винта и без штурвала
Океаны бороздит,
Не страшась штормов и шквала
На волнах он сладко спит,
Исполин могучий … (кит)
- Произнесите как я. Дети повторяют слово, выделяя голосом звук [Кь].
- Какой звук слышится в начале слова? (ответы детей)
Звук [Кь] - согласный, т. к. – не поётся, встречает преграду, глухой, т. к. произносится без голоса (контроль рукой у горлышка, мягкий. Обозначаем зелёным цветом.
При произношении звуков [КЬ]– язык "горкой"- прижимается к нёбу в глубине рта.
Игра «Слушайте внимательно»
- Показываем зелёный кружок, услышав звук [К] в ряду звуков :
ДЬ – МЬ – КЬ – НЬ – ПЬ – КЬ – ТЬ – СЬ – КЬ- КЬ- КЬ
6. Звуковой анализ слова «Кит»
Схема (три пустых окошка, заполнить с помощью цветных кружков.
- Игра «Речевая зарядка»
- Попеременное произнесение и сопоставление звуков [КЬ] - [К] логопедом и детьми хором и индивидуально.
-Хоровое повторение чистоговорок.
Зачин логопеда : "Слушайте внимательно – повторяйте старательно".
АК – АК – АК – МАК АКИ – АКИ - АКИ – МАКИ
УК – УК – УК – СТУК УКИ – УКИ – УКИ – СТУКИ
ОК – ОК – ОК – СОК ОКИ – ОКИ – ОКИ – СОКИ
ИК – ИК – ИК – КРИК ИКИ - ИКИ - ИКИ – КРИКИ
Слова: маки, стуки, соки, крики – дети пробуют называть сами.
Игра "Наоборот"
Замена [К] - [Кь]. Логопед произносит КА, а дети – КЯ (КЫ – КИ и т. д.). Выделение звука [КЬ] на слух.
Игра "Сколько раз я произнесу "кя "?
Зачин логопеда : "Слушай внимательно и считай старательно". Индивидуальные ответы детей.
КЯ – КЯ, КЯ, КЯ – КА, (4)
КА – КЯ, КЯ – КЯ – КА, (3)
КА – КА – КЯ, КЯ – КА – КЯ, КЯ (4)
-Дидактическая игра (экран) Определить где находиться звук КЬ (в начале, в середине, в конце)
7. Физминутка
"Чтобы деткам не устать, нужно дружно поскакать"
Девочки и мальчики,
Прыгают, как зайчики,
Ножками топают, ручками хлопают.
Головками кивают и тихо приседают.
8. Выделение звука [Кь] в произношении по картинкам.
Игра "Котёнок или китёнок"
У детей на столах перевёрнутые картинки, в названии которых встречаются звуки [Кь] или [К]. На доске изображение китёнка под зелёной крышей и котёнка под синей крышей.
На счёт РАЗ — дети двигают картинку к себе.
На счёт ДВА — дети переворачивают картинку.
На счёт ТРИ — складывают руки перед собой и рассматривают картинку.
Дети по очереди выходят к доске и говорят: " Я котёнок, потому что у меня кубик " или " Я китёнок, потому что у меня кепка. " Прикрепляют картинки (магнитом) под изображение котёнка или китёнка.
Игра "Потерялись слова"
Дети договаривают предложения по картинкам, прикреплённым к доске. Логопед начинает, а дети продолжают. (Дети повторяют предложение полностью)
У Никиты новая клетчатая… (кепка)
В океане плавает синий… (кит)
Дети качаются на… (качелях)
У Вари длинные русые… (косы)
В зоопарке дети видели… (кенгуру)
Формирование слоговой структуры слова
Игра "Телеграф"
- деление слов на слоги с помощью хлопков в ладоши по отобранным картинкам на звук [Кь] : кепка, кит, кенгуру, кирпичи, кисти.
- вычерчивание на доске и на листах бумаги схем слогового состава этих слов (логопед даёт образец выполнения на маркерной доске)
- ответы на вопросы (формирование аналитической активности)
Какое слово самое короткое? Почему ты так думаешь?
Какое слово самое длинное? Почему?
- Игра «Что не так» (экран)
9. Знакомство с буквой К
Два столба стояли рядом.
Вдруг один переломился
И к другому прислонился Л. Леонова
- (собираем из счётных палочек)
- (пишем в тетрадке)
7. Итог занятия
Логопед - С какими звуками познакомились на занятии?
- Каким цветом обозначаем мягкие согласные звуки?
- Каким цветом обозначаем твёрдые согласные звуки?
- Звуки [К] - [Кь]какой буквой обозначаем,
- В какую игру понравилось играть?
- Вы сегодня все старались, дружно увлечённо занимались! Молодцы!