Цывилько Елена
Конспект логопедического занятия во 2 классе «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях, тексте»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
(2 класс)
Автоматизация звука Ш
(в слогах, словах, предложениях, тексте)
Подготовила и провела:
учитель – логопед
Цывилько Е. В.
январь, 2019 г.
Цели занятия :
Образовательные:
Публикация «Конспект логопедического занятия во 2 классе „Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях, тексте“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- формирование практических умений и навыков пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
- закрепление правильного зкукопроизношения в слогах, словах, предложениях;
- обучение выделять данный звук в словах, определять место звука;
- обучение связной речи;
- развитие навыка анализа предложения на слова.
Коррекционно-развивающие:
- устранение дефектного произношения звука Ш, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях, тексте;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие мелкой моторики рук (обучение сопровождать речь с движениями рук);
- развитие внимания, памяти.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Оборудование:
картинки Смешарики, корзинки, картинки слов, музыка для ритм. зарядки, физминутки,колокольчик, снежинки (отдувки)
Ход занятия.
Организационный момент. Эмоциональный настрой детей на занятие.
Логопед :
Прозвенел звонок, начинается урок.
На гостей мы посмотрели и за парты тихо сели.
Какое время года? Какой месяц? Какой день недели?
Артикулярная гимнастика.
Вдохнули морозный воздух через нос, выдохнули через рот – 2 раза.
Взяли снежинку, подули на нее тихо, затем сильно.
-Для начала нужно сделать массаж для лица. Давай покажем, как мы его делаем.
Разглаживающие движения руками:
- от бровей к волосам
- вниз от волосистой части головы по шее
от крыльев носа по щекам к мочке уха
- по верхней губе от угла рта к середине
- по нижней губе от угла рта к середине
- поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ
- поглаживание верхней и нижней губы к центру
- постукивание губ
- похлопывания языка от кончика до корня
- поглаживания языка из стороны в стороны
Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие, в волшебную страну (показ картинки).Как ты думаешь какую? Правильно, страну- Смешариков.
(Логопед читает стихотворение и выкладывает на стол картинки главных героев.) Ты бери только тех героев каких я назову.
Живут в стране шарики,
Шарики-Смешарики.
Это баран, зовут- Бараш.
Умный лось, зовут- Лосяш.
Шустрый кролик, зовут - Крош.
Этот кролик так хорош!
Пухленькая хрюша, зовут её- Нюша.
Почему мы пойдём именно к этим героям? Что у них общего? (звук Ш)
Да, это звук Ш. И сегодня мы будем играть с этим звуком.
2. Артикуляционная гимнастика.
Перед дальней дорогой в страну Смешариков надо размяться.
УПР. Тук-тук (с муз. Сопровождением)
(Проводится артикуляционная гимнастика перед зеркалом) карточки на доске
«Улыбка»
Улыбнуться так. Чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд.
Вот понравится лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну, и перестану
И нисколько не устану.
«Трубочка»
Вытянуть губы трубочкой и длительно произносить звук [У] без участия голоса.
Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
«Накажем непослушный язычок»
Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлёпывая его губами, произносить пя-пя-пя… О становиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.
«Лопаточка»
Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.
Язык лопаткой положи
И под счё т его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
«Чашечка»
Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края.
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
«Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху – вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой).
«Лошадка»
Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна (можно придерживать её рукой!
Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас ждала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
«Грибок»
Улыбнуться (зубы видны, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.
Я стою на ножке тонкой.
Я стою на ножке гладкой.
Под коричневою шляпой
С бархатной подкладкой.
«Гармошка»
Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке!
На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К нёбу язычком прижму,
Ниже челюсть отведу.
3. Автоматизация изолированного звука [Ш].
В страну Смешариков ведет очень длинная дорога. Дорога сложная, очень извилистая. Проведи пальчиком по бумаге наш путь в эту страну и одновременно произноси ш-ш-ш. Только так мы сможем туда добраться. Вот мы и добрались. (Домики на доске)
4. Акустико-артикуляционная характеристика звука [Ш].
Выставляется макет звука.
- А вот и звук Ш. Давай вспомним и расскажем его характеристику.
- В каком положении губы? (Вытянуты вперед).
- Где находится язычок? (Вверху за зубами в форме “чашечки”).
- Какой это звук – гласный или согласный? (Согласный).
- Твердый или мягкий? (Звук [Ш] всегда твердый).
-Квадратиком какого цвета мы его обозначим? (Синего).
5. Произнесение звука [Ш] в слогах с разным ритмом и интонацией.
Бараш предлагает тебе поиграть в игру “Повторялки”.
-Послушай и повтори
Ша – ше - ши //- шуршат всё тише камыши
Шу – шо - ша //- едва, едва дыша
Шо – ша – шу // -мышь подкралась к камышу
Ша – шу – шо // -там ей будет хорошо.
Молодец!
Если ты не устал повторяй ещё
Уш – аш- ыш // -беги сюда малыш
Ош – уш – аш //- смотри большой шалаш
Аш – ош – иш // -кругом такая тишь
Ыш – аш –иш // - а ты ещё не спишь
Если у тебя что-то не получалось, повтори чистоговорки ещё раз
Мы поиграли с Барашем и звуком [Ш], отправляемся дальше в путь.
6. Произнесение звука [Ш] в словах.
В стране Смешариков нас встречает Лосяш. Он очень любит сочинять стихотворения.
1. А чтобы ему было легче, подскажи ему последние слова.
Логопед : Носит яркий гребешок наш весёлый….
Ребё нок: Петушок. (показывает картинку)
Логопед : Мышка моется под душем, моет хвостик моет …
Ребё нок: Уши.
Логопед : Вот бежит малышка серенькая….
Ребё нок: Мышка.
Логопед : Зашуршали тихо шины – это едет к нам …
Ребё нок: Машина.
Логопед : Рисуют дружно малыши, у них в руках …
Ребё нок: Карандаши.
Логопед : Мама просит Машу: «Свари братишке…»
Ребё нок: Каши.
Молодец, ты справилась с заданием.
2. А теперь слушай слова и повторяй их за мной
Шар, шум, шайба, шёпот, шиповник.
А теперь попробуй придумать сам слова которые начинаются со звука Ш
(время 1 мин)
Я придумала вот такие слова
Шуба, шапка, шарф, жара
Как ты думаешь среди этих слов есть лишнее?
Правильно это (жара) Почему? Ведь оно начинается со звука Ж
Послушай внимательно и повтори за мной такие слова
Пташка, букашка, ладошка, мышонок, машина
Как ты думаешь где в этих словах слышится звук Ш (в начале,середине,конце слова)
Правильно звук Ш стоит в середине слова
А теперь придумай несколько таких же слов
(время1 мин)
А сейчас я прочитаю тебе слова где звук Ш стоит в конце слова
Слушай внимательно и повторяй их за мной
Малыш, карандаш, шалаш, ералаш, камыш
Из слов малыш, карандаш, шалаш составь маленький рассказ (картинки)
(время 1мин)
Молодец!
Мы попрощаемся с Лосяшем и отправляемся дальше.
7. Физкультминутка.
Мы прошли очень длинный путь и нам надо отдохнуть. Давай немного отдохнём.
Перчатка (про мышку под музыку(3432)
8. Развитие фонематического слуха.
Логопед : А теперь в стране Смешариков нас встречает кролик Крош. Он тоже хочет поиграть с тобой. Он подготовил для тебя задание. Перед тобой картинка, на ней нарисованы предметы. Как их можно назвать, одним словом?
Ребё нок: Игрушки.
Логопед : Правильно. Обведи только те картинки, в названии которых встречается звук [Ш].
Молодец!
А сейчас скороговорки.
Сначала я повторю скороговорку медленно, а ты повторишь её за мной
А потом попробую проговорить быстро и ты попробуешь сделать так же
Мышата примеры решают, а им лягушата мешают (картинка)
Назовите мам и детёнышей Мышь-мышата
Лягуша- лягушата, кукушка-кукушата
Молодец, мы отправляемся дальше в путь.
9. Закрепление звука в предложениях.
Мы пришли в гости к пухленькой Нюше. Она приготовила свою игру. Я буду называть слова, а ты из этих слов составь предложение.
Нюши, у, красивая, шляпа.
Нашёл, белый, Крош, гриб.
Лес, пошёл, Лосяш, в.
Луну, смотрит, на, Бараш.
10. Образование прилагательных
Каша из пшена (какая)- пшённая
Шаль из шёлка (какая) — шёлковая.
Мишка из плюша (какой) —. ,
конфеты из шоколада (какие)—.
11. Развитие фонематического слуха.
Давай поиграем? Я буду называть слова правильно и неправильно звучащие, а ты позвони в колокольчик, когда услышишь правильное слово.
Далыши, калыши, малыши, талыши.
Ламыши, гамыши, намыши, камыши.
Мувшин, дувшин, тувшин, кувшин.
Сапка, чапка, щапка, шапка.
Сайба, майба, шайба, дайба.
12. Счёт предметов, окончание сущ. Закрепление в сост. Предложений с картинками
Если картинка отмечена представь себе, что таких предметов пять,
и сосчитай их: одна шапка, две шапки, три шапки и т. д
11. Итог занятия.
Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в страну Смешариков. Ты сегодня правильно говорил, звук Ш.
Смешарики награждают тебя за хорошую работу воздушным шариком. Молодец, до свидания!