Екатерина Маранова
Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах и словах. В гостях у Светофорика»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия
«Автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах и словах.
В гостях у Светофорика»
для подгруппы детей старшего возраста
Выполнила: учитель-логопед
Маранова Е. Н.
c. Великое 2017 г.
1. Тема: Транспорт, Пдд.
Цель:Автоматизациязвука «Р» изолированно, в слогах и словах.
2. Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Публикация «Конспект логопедического занятия „Автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах и словах, В гостях у Светофорика“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Светофор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
- упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах;
- совершенствовать умение делить слова на слоги;
- продолжать формировать умения находить место звука в слове.
Коррекционно-развивающие:
- уточнять и обогащать словарный запас по теме «Транспорт, правила дорожного движения»;
- закреплять правильное произношение звука «Р» изолированно, в слогах и словах;
- развивать фонематический слух;
- совершенствовать речевое дыхание;
- совершенствовать моторику артикуляционного аппарата;
- развивать силу голоса;
- совершенствовать навыки звукобуквенногоанализа;
- развивать связную речь, умение грамотно отвечать на поставленные вопросы.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать усидчивость;
- совершенствовать умение слушать и слышать педагога;
- воспитывать чувство ответственности на дороге.
3. Методы и приемы:игровой; наглядный;практическая деятельность детей; вопросы к детям; словесная игр; использование художественной литературы.
4. Оборудование: столы; стулья; магнитная доска; индивидуальные зеркала; салфетки.
5. Дидактические материалы: изображение Светофорика; изображения машин вдали и вблизи;круги из белой бумаги, соответствующие диаметру глаз Светофорика; сюжетная картинка «Улица»; регулировочная палочка.
6. Раздаточные материалы:предметные картинки «Виды транспорта»; схема слова и фишки на каждого ребенка.
7. Ход занятия :
I. Организационный блок – 2,5 минуты.
а) Отгадывание загадки, знакомство со Светофориком (1 мин.);
б) Сообщение темы занятия (1,5 мин.).
II. Основной блок– 16,5 минут.
а) Знакомство со Светофориком (0,5 мин.);
б) Дыхательная и артикуляционная гимнастика (2, 5 мин.);
в) Уточнение изолированного произнесения звука «Р», игра «Далеко и близко» (2,5 мин.);
г)Автоматизация звука «Р» в слогах (1, 5 мин.);
д) Развитие фонематического слуха, игра «Регулировщик» (2,5 мин.);
е) Автоматизация звука «Р» в словах, проговаривание по слогам. Транспорт (3 мин.);
ж) Определение места звука «Р» в слове (2 мин.);
з) Автоматизация звука «Р» в словах, игра «Один-много» (2 мин.)
III. Итоговый блок: 1 минута.
а) обобщение педагога.
I. Организационный блок (2,5 мин.)
Логопед : Отгадайте загадку. И в ней, и в отгадке есть звук, над правильным произнесением которого, мы будем работать.
Разных три имею глаза,
Но открою их не сразу.
Если глаз открою красный -
Стоп! Нельзя идти! Опасно!
Желтый глаз — погоди!
А зеленый — проходи!
Дети: Светофор.
Л: Правильно! А какой согласный звуквы слышали чаще всего?
Д: Звук «Р».
Л: Правильно, в нашей загадке часто встречался звук «Р». И сегодня мы продолжим работать над этим звуком. А скажите, для чего нужны светофоры?
Д: Для того чтобы управлять движением людей и транспорта.
Л: Где устанавливают светофоры?
Д: Светофоры устанавливают на перекрестках оживленных дорог.
Л: Что может произойти на перекрестках, если светофоры сломаются?
Д:Если светофоры сломаются, могут возникнуть аварии, могут погибнуть люди.
Л: А также сегодня мы поговорим о транспорте и правилах дорожного движения.
II. Основной блок– 16,5 минут.
(На доске изображение улицы).
Л: Послушайте рассказ. В одном небольшом городе на перекрестке двух дорог стоит Светофорик. (Логопед достает плоскостную фигуру светофора).
Светофорик важный и очень серьезный. Он правильно и красиво говорит, потому что каждое утро делает артикуляционную гимнастику.
Говорим всегда красиво, правильно, неторопливо.
Кто хочет разговаривать, тот долженвыговаривать
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
А чтобы правильно все выговаривать необходимо потренироваться.
Упражнение для выработки силы воздушной струи «Кучер» (Набрав в легкие воздух, с силой дуть его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса).– Дети выполняют упражнения.
Л: Давайте сделаем артикуляционную гимнастику:
Упражнения: «Лягушка», «Слоник», «Месим тесто», «Блинчик», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Дятел» - дети выполняют упражнения.
Л: Посмотрите как я произношу звук «Р».
- губы открыты;
- зубы сближены, но не соприкасаются;
- кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует;
- по середине языка идет теплая воздушная струя;
- голосовые складки напряжены, сомкнуты и вибрируют.
Давайте вместе произнесем этот звук. – Дети произносят звук «Р».
Л: Давайте поиграем в игру. У меня есть две картинки с машинками.
На однойкартинке машина едет близко, на другой далеко. Если машина близко – громко слышится рокот мотора, вот так: «Рррррррр» (логопед громко произносит звук). Если машина далеко – то слышится тихийрокот, вот так: «Рррррррр» (логопед тихо произносит звук).Я буду показывать картинку, а вы рокотать тихо или громко. – Дети выполняют.
Л:А скажите мне, пожалуйста, где же ездят машины?
Д: По дороге.
Л: Все верно. А ходят люди?
Д: по тротуару.
Л: Правильно! Люди ходят по тротуару, специальной пешеходной дорожке, располагающейся сбоку или по бокам улицы, приподнятой над проезжей частью. И я предлагаю вам вместе со мной и Светофориком проговорить чистоговорку о тротуаре. Ясно и четко проговаривайте слоги.
Ар-ар-ар - вышли мы на тротуар
Ару-ару-ару - мы идём по тротуару
Рок-рок-рок - перекрёсток двух дорог;
Ор-ор-ор - вот трёхглазый светофор;
Рит-рит-рит - вот зелёный свет горит;
Ра-ра-ра - дорогу перейти пора;
Ару-ару-ару - мы идём по тротуару.
(Дети повторяют слоги).
Л:Ребята, посмотрите, что же случилось с нашим Светофориком?
(Логопед закрывает «глаза» Светофорика белыми кругами).
Д: Он сломался. Перестали гореть его глаза.
Л:Да, он не работает. Что же сейчас будет на улице, как вы думаете?
Д:Остановятся и засигналят машины, не смогут перейти дорогу и попасть на работу взрослые, в школу — ученики, в детский сад – малыши. Может даже случиться авария.
Л: Давайте же скорее поможем Светофорикуотремонтировать его глаза. Для этого нужно выполнить задания.
Очень много транспорта скопилось на перекрестке. Сейчас вы станете регулировщиками уличного движения. Для этого выйдите из-за столов и возьмите регулировочные жезлы. Я буду называть слова. Если вы услышите в слове звук «Р», отведите руку с жезлом в сторону.
Логопед называет слова : трамвай,автомобиль, велосипед, полиция, скорая помощь, пожарная машина, автобус, такси, трактор, каток, погрузчик, танк, самосвал, мусоровоз. После выполнения задания логопедснимает белый кружок с красного глаза светофора.
(Дети садятся за столы).
Л:Один глаз нам быстро удалось починить. Давайте продолжим. Перед вами картинки, выберите только те, в названии которых есть звук «Р» и назовите их.
(Велосипед, асфальтный каток, пожарная машина, самосвал, автомобиль, полиция, троллейбус,вертолет, мотоцикл, бетономешалка, трактор, лесовоз, самолет, автобус, скорая помощь, поезд, катер, трамвай, мусоровоз, ракета).
(Дети выбирают и по очереди называют картинки).
Л:А как можно назвать их одним словом?
Д: Транспорт.
Л:Все верно. А теперь давайте все вместе проговорим эти слова по слогам.
Д и Л: по-жар-на-я ма-ши-на, трол-лей-бус, вер-то-лет, трак-тор, ско-ра-я по-мощь, ка-тер, трам-вай, му-со-ро-воз, ра-ке-та).
Л: Сильная поломка у нашего Светофорика. Желтый глаз не загорается. Давайте выполним еще одно задание. Возьмите схему слова и фишки и определите место звука «Р» в словах : ракета, катер, мусоровоз.
(Дети выполняют).
Л: Вы большие молодцы! Наконец-то заработал и желтый глаз. Осталось отремонтировать еще один.
Л: Давайте сыграем в игру «Один-много». Я буду называть транспортные средства, а вы их будете изменять. (Логопедназывает транспортные средства в именительном падеже единственного числа и предлагает ребенку назвать эти средства в именительном и родительном падежах множественного числа).
Например: грузовик – грузовики – грузовиков;
пожарная машина – пожарные машины- пожарных машин;
троллейбус – троллейбусы -троллейбусов;
вертолет – вертолеты – вертолетов;
трактор – тракторы – тракторов;
катер – катера – катеров;
Трамвай — трамваи — трамваев;
Мусоровоз– мусоровозы – мусоровозов;
Ракета – ракеты – ракет.
III. Итоговый блок: 1 минута.
Л: Вот вы и помогли отремонтировать Светофорику глаза. Движение транспорта восстановлено, пешеходы спешат по своим делам. Светофорик благодарит вас за помощь.
Литература:
1) Азбука пешехода: для дошкольников. - М. : издательский Дом Третий Рим, 2007. – 60 с.
2) К. В. Петрова «Как научить детей ППД». Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры, 2013
3) Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников / Н. В. Ковалева – Изд. 3-е – Ростов н/Д. : Феникс, 2007. – 160 с.
4) Л. А. Комарова Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 32 с.
Интернет-ресурсы:
1) https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/07/16/konspekt-zanyatiya-avtomatizatsiya-zvuka-r
2) https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-na-temu-avtomatizaciya-zvuka-r-1328950.html
3) https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-individualnogo-logopedicheskogo-zanjatija-s-ispolzovaniem-konstruktora-lego-pravila-dorozhnogo-dvizhenija.html
4) https://educontest.net/ru/2023361/конспект-логопедического-занятия-тр/