Светлана Мамедова
Конспект логопедического индивидуального занятия «Автоматизация звука [л]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: автоматизация произношения звука Л в слогах, словах и чистоговорках.
Задачи: способствовать развитию мелкой и артикуляционной моторики, темпо-ритмической стороны речи; создавать условия для формирования фонематического слуха и восприятия, зрительного восприятия и внимания; способствовать закреплению навыка автоматизации звука Л в слогах, словах, фразах; способствовать формированию слоговой структуры слов пятого типа (двусложные слова со стечением в середине слова) и закреплению навыка словоизменения суффиксальным способом.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Публикация «Конспект логопедического индивидуального занятия „Автоматизация звука [л]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Сегодня, когда я пришла в кабинет, я увидела на столе какую-то коробку. Может посмотрим, что в ней?
Ребенок достает из коробки кубик, на гранях которого приклеены картинки, соответствующие артикуляционным упражнениям.
- Что это? Как ты думаешь?
- Да, это артикуляционная гимнастика.
2. Выполнение артикуляционной гимнастики.
- «Окошечко». Вытянуть губы вперед и сделать их похожими на квадратик. Углы губ не должны соприкасаться.
- «Блинчик». Улыбнувшись, приоткрыть рот, и спокойно положить язык на нижнюю губу. Удерживать его под счет до 10.
- «Маляр». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка, как будто кисточкой красим небо от верхних зубов к горлышку и обратно (вперед- назад). Выполнять нужно медленно, под счет до 10.
- «Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» за верхними зубами, делая движения языком из стороны в сторону. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.
- «Чашечка». Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы боковые края языка были подняты. Выполнять под счет до 10.
- «Парус». Улыбнуться, широко открыть рот, язык поднять вверх и кончик прижать к верхним "бугоркам" за верхними зубами. Выполнять под счет до 10.
3. Автоматизация звука Л изолированно и в слогах.
- Гляди, в коробке еще что-то есть. Что же это?
Ребенок достает детали пчелы (два крыла и тело из картона).
- Давай все это соберем. (Скрепляют с помощью липучек) У нас получилась… (пчела).
На теле пчелы изображена буква Л.
- Что это за буква?
- Давай вспомним, как правильно произносить звук Л : губы в улыбке, кончик языка упирается в верхние зубки, гудим, как пароход: Л-Л-Л.
- Наша пчела полетела на лужок и порхает с цветка на цветок. А на каждом цветочке есть гласная буква. Следи за полетом пчелы и проговаривай получившиеся слоги.
Цветы расположены на магнитной доске. Педагог передвигает пчелу, ребенок читает слоги, четко произнося звук Л : ла, ли, ло, лу, ал, ол, ул, ил.
4. Автоматизация звука Л в словах.
- Ой! Смотри, наша пчела куда-то полетела. Пойдем за ней.
Педагог перемещает пчелу в другую часть кабинета, где на полу расположены массажные коврики.
- Это лужок.
- Перепрыгивай за пчелой с одной кочки на другую и собирай цветочки-картинки, которые на них найдешь.
Ребенок прыгает с одного массажного коврика на другой и называет картинки: булавка, ложка, палатка, вилка, блокнот, булка, полка, платье. На другом конце «лужка» ребенок находит еще картинки.
- Посмотри на эти картинки и на те, которые ты нашел, прыгая по кочкам. Найди каждой картинке пару и назови предметы правильно.
Ребенок раскладывает картинки попарно и проговаривает: вилка – вилочка, ложка – ложечка, полка – полочка, булавка - булавочка, булка – булочка, блокнот - блокнотик, платье - платьице, палатка - палаточка.
5. Динамическая пауза
- Наша пчелка такая непоседа, ни минуты не сидит на месте. Давай вместе с ней сделаем гимнастику.
Утром пчелочка проснулась (вытянуть руки вверх)
Потянулась, улыбнулась. (двигать пальцами вытянутых рук)
Раз — водой она умылась, (Дальше массируем каждый пальчик)
Два — изящно покружилась,
Три — нагнулась и присела,
На четыре — улетела.
6. Игра «Найди нектар» (определение места звука ч в словах).
- Пчелка проголодалась. Давай поможем ей найти нектар. Он есть только в тех цветочках, на которых изображены картинки, в названии которых звук Л в середине.
Ребенок называет картинки: часы, бочка, чемодан, ключ, удочка, мяч, качели. Ребенок, находя нужные картинки, их переворачивает. С другой стороны картинки изображены желтые цветочные тычинки.
- Молодец! Ты помог найти бабочке нектар в цветах.
7. Автоматизация звука Л в чистоговорках.
- Давай мы с тобой проговорим чистоговорки о пчелке.
Ла-ла-ла-ла. Вот летит пчела.
Лы-лы-лы-лы. Не боюсь пчелы!
Лу-лу-лу-лу. Полетаю на лугу.
Лы-лы-лы. Слетела пчела со скалы.
Ла-ла-ла. На цветке сидит пчела.
8. Итог НОД.
- Пчелке пора возвращаться к своим подружкам. Какой звук ты сегодня старался правильно произносить? Пчелка благодарит тебя и дарит тебе на прощание цветочек (наклейка).